Исторический обзор


2000 лет до Р.Х.
У древних египтян универсальный жизненный принцип назывался “Ка”. Он обеспечивал связь между душами живых и умерших. Египетские жрецы обладали искусством или магией использовать его в своих церемониях, в которых транс занимал ведущее место. Пребывая в этом особом состоянии, они выступали в качестве оракулов, автоматическим письмом писали послания, полученные якобы из потустороннего мира.

Вам известно, что автоматическое письмо феномен, характерный для гипноза, и теперь вы сможете в некоторых случаях использовать его как терапевтическое средство.
500 лет до Р.Х.
В Дельфах, в храме Аполлона, Пифия являла свой дар пророчества, пребывая в сомнамбулическом состоянии, который со всех точек зрения сопоставим с глубоким трансом, описанным Пюисегюром двадцать веков спустя. Транс достигался в результате употребления галлюциногенных напитков, которому предшествовал пост, а также благодаря участию прорицательницы в религиозной церемонии, изобилующей звуками, красками и запахами. Девственница прорицала в форме различных выкриков; их интерпретация была доверена священнослужителям, также находящимся в состоянии гипноза. Священнослужители сообщали толпе верующих волю Олимпа.

В наше время церемония такого типа используется в Бразилии, в синкретических ритуалах Макумба и Кандомбле.
33-й год после Р.Х.
Евангелия, как и другие тексты Ветхого и Нового Завета, изобилуют примерами, демонстрирующими стратегию, утилизационный аспект, подход, напоминающий некоторые техники Нового Гипноза. Самый типичный тому пример использование метафор в форме притч.
1000 г.
В Х веке панорама старой Европы обогатилась шпилями готических соборов, наиболее гармоничным из которых является Шартрский собор. В его нефе еще и сейчас можно увидеть изображение лабиринта, находящегося в круге диаметром четырнадцать метров. В средние века паломники проходили этот извилистый путь на коленях, не переставая при этом молиться. После часа такого продвижения они достигали центра лабиринта в состоянии гипнотического транса.

Каким чудом наводился этот транс?
Современное знание гипнотических феноменов позволяет объяснить подобный тип наведения. Извилистый лабиринт заставлял верующих часто поворачиваться на девяносто или на сто восемьдесят градусов. Эти повороты изменяли слуховую и зрительную информацию, воспринимаемую паломником. В особой звуковой и световой среде собора такие изменения вызывали существенное нейро-сенсорное возбуждение, нарастающее по мере того, как проходило время, и подпитываемое запахом благовоний и кинестетическими стимулами, связанными с передвижением на коленях.

Это возбуждение завершалось состоянием транса, которое благоприятствовало мистической молитве или экстатическому созерцанию.
1493 г.
Рождение Теофраста Бомбаста фон Гогенхайма. Этот швейцарский врач, более известный под псевдонимом Парацельс, сыграл большую роль в истории медицины, философии, а также гипнотического транса. Эрудит и великий путешественник, он посвятил себя изучению феноменов, которые могли бы объяснить нашу жизнь и мышление.

Ведя бродячий образ жизни, он будет черпать из различных источников и пропитается различными культурными влияниями. Затем Парацельс осуществит синтетическую работу, основанную на интуитивном подходе, которая в конечном итоге приведет к новому представлению о человеке, болезнях и способах борьбы с ними.
Парацельс сумел понять важность влияния психического на физическое, и мы можем считать его предшественником гипнотерапевтов. Он является создателем теории, согласованной с китайскими и египетскими энергетическими концепциями.

Парацельс описывает флюид, циркулирующий в трех частях универсума (нижний, астральный и божественный миры), а также в трех соответствующих частях человека (тело, дух, душа). Плохая циркуляция флюида влечет за собой болезнь. Использование магнитов позволяет гармонизировать несовершенную циркуляцию и восстановить здоровье.

Эта идея впоследствии окажет влияние на многих врачей и, в частности, на одного шваба, которого мы обнаружим два века спустя.


1646 г.
В своей работе “Ars magna lucis et umbrae” иезуитский священник Афанас Кирхер описывает, выражаясь его словами, чудесный опыт: связав петуху ноги, он берет его, резко переворачивает и держит так, чтобы взгляд птицы был обращен на линию, проведенную на земле. Петух деревенеет и не двигается даже после того, как ему развязывают ноги.
Опыт животного гипноза, приводящего к полной ригидности, впоследствии будет иметь большой успех. В наши дни во французских деревнях некоторые крестьяне используют эту технику для того, чтобы успокоить своих разволновавшихся птиц.



Мы не станем объяснять здесь этот забавный опыт, так как, изучив наш учебник начального курса, вы будете обладать всеми необходимыми для подобного объяснения знаниями.
1670 г.
“Лисица и индейки”. Это название басни Лафонтена, менее известной, чем “Стрекоза и муравей”, но в ней описывается настоящий сеанс массового гипноза, со всеми составляющими, которыми вы научились оперировать на предшествующих страницах.

Мы предлагаем вам изучить басню знаменитого баснописца, и в особенности способ, с помощью которого лисица навела отстраненность у индеек.
1734 г.
23 мая 1734 года в Швабии, на берегу озера Констанс, родился Франц Антон Месмер. В шестнадцать лет он занялся теологией, потом философией. Получил звание доктора философии в 1759 году, в возрасте 25 лет. Одновременно с этим Месмер украдкой интересовался астрологией, алхимией и оккультизмом, которые в то время были запрещены. Отправившись в Вену, приступил к изучению права и медицины и получил диплом доктора медицины 27 мая 1766 года.

В его диссертации, называющейся “De Planetarum Influxum in Corpus Humanum”, развиваются основные идеи Парацельса относительно существования флюида, испускаемого планетами, циркулирующего в пространстве и влияющего на функционирование человеческих органов. Его карьера врача изобилует анекдотами, которые не помещены в этом кратком обзоре.

Рекомендуем вам самим разыскать их, обратившись к библиографии, которая приведена в конце книги.
Опишем технику наведения, используемую самым знаменитым гипнотерапевтом из всех ваших предшественников. Гипнотизер начинал свою карьеру с использования магнитов, которыми проводил по телу больного. Такой способ наведения был быстро заменен гипнотическими пассами.

Они заключались в прикосновениях, то легких, то с нажимом, к определенным частям тела ко лбу, затылку, плечам, запястьям, основаниям пальцев, тазовой области, бедрам и лодыжкам. Терпеливая стимуляция этих зон (часто более часа) вызывала конвульсивный криз, обладавший, согласно Месмеру, терапевтическим воздействием. Месмер завершал мизансцену водружением бака, в котором находилось несколько десятков бутылей, наполненных магнетизированной водой. Из бака выходили металлические стержни, к которым были привязаны веревки.

Пациенты становились вокруг этого сооружения и брались за концы веревок. Месмер или его ассистенты, совершая работу магнетизеров, проходили вокруг них.

Таким образом, под звуки камерного оркестра, который был дополнительным моментом в наведении транса, они проводили групповые сеансы.
1779 г.
Месмер опубликовал свои “Мемуары об открытии животного магнетизма”, оказавшие влияние на множество терапевтов в течение примерно двух веков. Он основал ассоциацию, Ложу Гармонии, задачей которой было распространение учения о магнетизме; Бенджамен Франклин и Джордж Вашингтон присутствовали на заседаниях этой необычной академии.

По возвращении в Америку они станут инициаторами движения гипнотизеров, с которым мы встретимся чуть позже. Одним из самых рьяных последователей Месмера стал аристократ маркиз Арман де Пюисегюр.
1784 г.
Месмер достиг апогея. Он был богат, знаменит, ему завидовали. Несмотря на все усилия, ему все же не удалось добиться принятия своих идей коллегами и признания магнетизма наукой. Более того: 11 августа 1784 года был представлен отчет, затребованный Академией наук и составленный Байи.

Магнетизм безоговорочно осуждался. В отчете указывалось, что зрелище кризов опасно, вызывает подражание, и, следовательно, всякое публичное лечение, в котором используется магнетизм, имеет лишь пагубные последствия. Пять дней спустя во втором отчете, составленном по запросу Королевской медицинской академии Жюсье, делаются те же выводы. Эти два нападения, явившиеся результатом личных проблем, обескураживают Месмера.

Он удаляется в свое поместье на другом берегу Рейна, где мирно окончит свои дни.
Магнетизм, казалось, был обречен после опубликования двух отчетов. Но, несмотря на уход учителя, он продолжает развиваться. К отчету Байи была приложена конфиденциальная записка, предназначенная Его Величеству, в которой описывалось смятение чувств у магнетизированных женщин.

Это эротико-чувственное приложение имело большой успех и подогревало интерес к магнетизму и магнетизерам.
1784 г.
Через несколько месяцев после осуждения Месмера его верный последователь, Арман де Пюисегюр, сделал важное открытие, перевернувшее мир магнетизма. Он обнаруживает, что прикасаться к пациенту вовсе не обязательно: криз можно получить, осуществив пассы в тридцати сантиметрах от тела. И открывает также следующую закономерность: кризы бесполезны, они вызывают у большинства пациентов состояние глубокого сна, называемое сомнамбулизмом.

Находясь в этом особом состоянии, его пациенты становились ясновидящими и осмысленно давали заключения о своих болезнях или заболеваниях других людей. Наиболее известным пациентом стал Виктор, молодой необразованный крестьянин, изъяснявшийся на довольно грубом наречии; в сомнамбулическом состоянии Виктор становился красноречив, говорил на изысканном французском и ставил медицинские диагнозы, поражавшие врачей своей точностью.



Содержание раздела