Три вида внимания


Действительно, как показывают наблюдения над процессом чтения, многие читатели в те минуты, когда они не понимают текст или устают, невольно переводят взгляд на соседний отвлекающий предмет, например картину, висящую на стене, смотрят в окно или прислушиваются к посторонним тихим звукам. Такое мгновенное отвлечение внимания создает некоторую разрядку в напряженной умственной работе. Это отвлекающее сосредоточение способствует последующей концентрации внимания на нужном предмете.

Но это бывает только в том случае, если посторонние раздражители не вызывают полного переключения внимания (например, сильный шум, громкая речь, вид грозы с громом и молнией) или вялости и сонливости (ритмически, монотонно действующие слабые раздражители в течение продолжительного времени).
Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходима в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди всех времен отличались удивительной способностью распределять свое внимание.

Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А.П.Примаковский пишет: “Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для „Современника” , одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод с немецкого „Всемирной истории Шлоссера””.
Современная наука о мозге разгадала этот сложный феномен психической деятельности человека. Акад.

Н. П. Бехтерева в одной из работ пишет о том, что одномоментно фактически происходит и может в принципе происходить в мозге только одна сложная психическая деятельность. Известный еще со времен Юлия Цезаря феномен одновременного осуществления ряда деятельностей - реален, но он не происходит по принципу одномоментности. В каждый данный момент времени реализуется лишь одна из работ, а одновременность ряда активностей это быстрое и оптимальное (в смысле минимальных потерь) переключение с одной деятельности на другую.

Интересный эксперимент был проведен несколько лет назад в Англии. В определенный час, когда по общегородскому радио передавали увлекательный рассказ, был установлен контроль за реакцией водителей автотранспорта на одном из сложных участков пути. Подавляющее большинство опрошенных в конце пути были уверены, что ни на секунду не отвлекались от слушания текста. Однако водители, которые правильно решали сложные дорожные задачи, для которых было недостаточно автоматических профессиональных реакций, полностью “потеряли” фрагменты текста, звучащие по радио в эти мгновенья.

Те же водители, которые оказались в менее трудной дорожной ситуации, значительно полнее воспроизводили прослушанный текст. Этот эксперимент в очень доходчивой форме иллюстрирует особенности распределения внимания.

Ведь все водители в конце эксперимента заявили: “Я вел автомашину и одновременно слушал радио”.


„Известный еще со времен Юлия Цезаря феномен одновременного осуществления ряда деятельностей реален

Правильная организация внимания имеет огромное значение для психической деятельности человека. Какое значение она имеет в процессе обучения, можно узнать, например, рассмотрев различные способы организации внимания при конспектировании лекции непосредственно во время ее прослушивания.
На 26 показаны три способа организации внимания при слушании лекции. Восприятие лекции можно построить так, что почти все внимание будет обращено на составление конспекта. В основном тут действует оперативная память и запись идет почти под диктовку. При проверке обнаруживается, что студент многое не понял.

Усвоить лекцию можно и таким образом, что 50% внимания будет уделено составлению конспекта, 50% просто прослушиванию нового материала без записи. Это весьма распространенная форма восприятия лекций. И, наконец, третий вариант.

Он реализован в одном из экспериментов, проведенных в Московском энергетическом институте. Запись на самой лекции не велась.

Внимание все 100% было сконцентрировано только на понимании. Здесь после изложения материала достигается первая ступень понимания, возникают весьма неопределенные вопросы (стрелки показывают обращение к лектору), затем непонятный материал повторяется, еще вопросы, потом возникает стремление записать.

Через некоторое время опять задаются вопросы и, наконец, усвоение. Итог такой работы запись усвоенного на “языке собственных мыслей”.



26

Такая алгоритмическая схема оказалась наиболее продуктивной. Очевидно, что и при самостоятельном изучении учебного материала целесообразно придерживаться ее читать медленно, внимательно, активно и многократно.

ТРИ ВИДА ВНИМАНИЯ

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности.

Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.
Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно результат нашего намерения, целевого усилия воли.
Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный.

Это интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.
Послепроизвольное внимание это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий. Например, иногда при чтении с трудом удается удержать внимание на содержании: оно трудно, скучно и даже не особенно для вас важно. Но вот в какой-то момент, незаметно для себя мы перестаем делать над собой усилие: читаем без напряжения и предмет чтения увлекает нас.

Внимание из произвольного стало послепроизвольным. Из сказанного следует, что обычный процесс чтения сопровождается постоянными колебаниями внимания, которые в значительной степени и определяют темп и качество чтения. Совершенно очевидно, что быстрое чтение требует повышенного внимания. При чтении текста непроизвольное внимание зависит главным образом от автора от его мастерства, а произвольное - от самого читателя.

Таким образом, внимание предопределяет психологическую активность читателя его настроенность и готовность. Вместе с этим оно сильно влияет и на понимание текста, и на точность и глубину усвоения содержания.

При чтении очень важно не только направить внимание, но и поддерживать его длительное время.
Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией.
От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов.

Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью; если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув.

Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает.

Н. К. Крупская говорила: “Браться за непосильную книгу значит растрачивать даром силы и зря убивать время”.


Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними не входило в его обязанности

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст, как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой.

Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.
Ученые установили, что обычное состояние человека при чтении текста направленность сознания на смысловое содержание материала и сосредоточенность его на этом. Здесь огромное значение имеет установка как и что читать направленность внимания на тот или иной аспект. Экспериментально установлено, что при восприятии текста внимание привлекают:
1) отдельные ключевые слова, существенные для понимания содержания;
2) новые или непонятные слова, затрудняющие понимание текста;
3) слова, отличающиеся особенностями конфигурационной формы.
Выделение при восприятии этих слов при чтении по-разному сказывается на понимании текста в зависимости от их принадлежности к той или иной вышеназванной группе. Если внимание сосредоточивается на словах, относящихся к первой группе, то это положительно влияет на понимание общего содержания текста.

Если выделяются слова второй группы, это всегда нарушает понимание текста внимание концентрируется на непонятном, и отдельные слова начинают выступать в качестве психологического барьера, препятствующего пониманию всего текста и снижающего скорость чтения.
Исследования последних лет, проведенные проф. П. Я. Гальпериным с сотрудниками, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности.

Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.
Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер в своих работах также особое место уделяет зрительному вниманию как специфическому внутреннему механизму. В основе зрительного внимания на уровне глаз лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Работы Ю. Б. Гиппенрейтера показали, что характерная особенность оперативного поля зрения чрезвычайная подвижность его границ.

Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Этот феномен называется варископичностью. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда, луч прожектора как бы “шарит” по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего различные участки текста.

Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. Еще одна характеристика работы зрительного внимания его уровневая интенсивность. Субъективно это выражается в различной ясности или в различной степени осознания того зрительного содержания, на которое в данный момент направлен взор. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняет свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе.

В последних случаях наступает состояние психической слепоты или невидящего взора, при котором ваше внимание как бы меркнет.
Отсюда следует, что нужно уметь произвольно управлять вниманием при чтении с помощью умения и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания важнейшего параметра психической деятельности.
В заключение подведем некоторые итоги.
Внимание своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием.

Оно определяет темп чтения, на него влияет и утомление, связанное с этим процессом. Как очень высокий (более 8000 зн. /мин), так и замедленный темп чтения (менее 600 зн./мин) утомляет, способствует снижению внимания.
Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь развить произвольное внимание, а затем сформировать навык послепроизвольного из устойчивого произвольного.
Практические инструкции по тренировке и развитию всех видов внимания предполагают выполнение специальных упражнений.



Содержание раздела