Равноодинаковое восприятие


Значит, при равноодинаковом восприятии человек получает в словах больше информации, чем в буквах, и в предложениях больше, чем в словах. Иначе говоря, при чтении мозг органичней воспринимает тем больше информации, чем выше абстрагирующий уровень кода передачи информации.

Способность выполнять такое перекодирование по типовым алгоритмам вместо того, чтобы хранить миллиарды частных случаев, когда встречается то или иное явление, главная особенность системы человеческой памяти.
Кодировать информацию можно цифрами, словами, предложениями и даже текстами и идеями. Очевидно, наибольшее количество информации передается кодом идей, этот код самый емкий и экономичный.
Из этого следует второй промежуточный вывод: для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи). Значит, быстрое чтение, повышая скорость, вместе с тем обеспечивает и высокое качество ее усвоения при правильной организации этого процесса.
Изложенное позволяет разработать методические приемы для обучения быстрому чтению. Суть этих приемов, очевидно, в том, чтобы выработать рациональные способы перекодирования исходного текста с учетом указанной выше закономерности Миллера.
Здесь нужно вспомнить, что уже одно из первых упражнений методики быстрого чтения помогает решить эту задачу. В самом деле: семь блоков интегрального алгоритма чтения есть не что иное, как надежное средство укрупнения считываемой информации, основанное на рассмотренной закономерности 7±2.
Перейдем теперь непосредственно к характеристике запоминания. Мы уже знаем: запоминание это процесс памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным.
Таким образом, запоминание активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, которая и “укладывается” в памяти.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.
Произвольное запоминание это особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании с помощью специальных мнемических средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т. п. Пример произвольного запоминания запоминание советским разведчиком в кинофильме “Щит и меч” одномоментно таблиц, шифров и кодов с различными фактографическими данными.
Непроизвольное запоминание это вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью.

В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: “Запомнилось само собой”.
Как показывают исследования специалистов, непроизвольное запоминание имеет две разновидности. Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно и прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый творческий характер.

Для чтения это означает, что если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой. В этих условиях такой вид запоминания наиболее продуктивен. Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывается продуктивнее произвольного.

В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика. Значение непроизвольного запоминания в начале проработки текста в том, что во многих случаях только при его помощи можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию отрицательно сказывается на понимании и запоминании материала.


Таким образом, мы приходим к третьему промежуточному выводу: при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.
Следующая важная характеристика запоминания разделение его на механическое и смысловое.
При механическом запоминании материал запоминается без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате его фильтрации. Таким образом, смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным проф.

Н.А.Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.
Изложенное позволяет в значительной степени идентифицировать процессы понимания и запоминания. Можно считать, что материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. Вместе с тем это свидетельствует и о том, что оптимальное перекодирование играет ведущую роль в чтении. При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл при этом пересказе сохраняется.

Таким образом, при чтении текста запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они только обозначаются.


Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, то, что вызвало сильные переживания

Из этого следует четвертый промежуточный вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т. е. на семантический материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание.


27

Какие же процессы сопутствуют хранению информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться.
Хранение информации, кроме того, связано и с некоторой ее потерей.
Забывание довольно сложный и неравномерный процесс. Немецкий психолог Эббингауз в 1885 г. на основе проведенных экспериментов вычертил кривую забывания, которая показана на 27.
Кривая забывания интересна прежде всего стремительным падением вниз в первые же часы после запоминания свежего материала. Оказалось, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых десяти часов: со 100 до 35% . Отсюда следует, что повторять значимый материал наиболее полезно сразу же после его чтения.

По этому поводу К. Д. Ушинский писал, что надо укреплять здание, когда оно еще стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.


Необходимо отметить, что продуктивность запоминания связана и с эмоциональной сферой личности читателя

Как же предотвратить резкое снижение эффекта памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Одно из средств повторение, пересказ прочитанного в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

В результате повышается эффективность закрепления информации, материал переводится на язык собственных мыслей.
Из этого следует пятый промежуточный вывод: для лучшего сохранения прочитанного в памяти желательно повторить изученный материал сразу же после окончания чтения. При этом, пересказывая содержание в соответствии с блоками интегрального алгоритма, необходимо дать свое толкование прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что продуктивность запоминания связана с эмоциональной сферой личности читателя. Чем активнее мобилизованы чувства и глубже задета эмоциональная сфера, тем полнее запоминание.

Так, экспериментами психологов установлено, что уверенность в успешности предстоящей значимой деятельности способствует улучшению запоминания (особенно произвольного логического) даже в том случае, если непосредственной мотивированной связи с этой деятельностью нет.
Ленинградский психолог Р. М. Загайнов провел исследование, в котором выяснялось влияние предстоящей значимой для человека деятельности на качество запоминания, и затем результаты ее на качество воспроизведения. Моделью значимой деятельности были соревнования боксеров. Спортсменам предлагалось за час до боя прослушать, запомнить и воспроизвести ряд из 12 слов, затем, сразу же после боя, нужно было вспомнить те же слова.

Подбор слов для запоминания позволял группировать их по смыслу.
Анализ полученных данных показал, что боксеры, уверенные в победе, в 73% случаев использовали логические приемы запоминания, группируя слова по смыслу (они запомнили до девяти слов); не уверенные в победе почти не пользовались логическим запоминанием и запомнили только по пять слов.
Результат значимой и мотивированной деятельности оказывает решающее влияние и на качество вторичного воспроизведения. Проигравшие бой не могли вспомнить более 60% слов, которые они хорошо запомнили до боя.

В ряде случаев победители воспроизводили после боя больше слов, чем до боя.
Итак, мы разобрали основные особенности механизма памяти. Остается один вопрос, на который пока не дан ответ: как же все-таки развить и улучшить природную память?
Советы и практические упражнения по воспитанию памяти, которые приводятся в книгах о памяти, безусловно полезны, но при четырех непременных условиях: постоянной заинтересованности в этом; вере в успешность тренировок; убежденности в необходимости улучшения памяти и умении самостоятельно работать и творчески использовать лучшие особенности вашей памяти.
В заключение приведем основные выводы, которые можно сделать, рассмотрев вопросы запоминания при чтении.
1. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и запоминания, т.е. способствует тренировке памяти, без ее перегрузки.
2. По формуле американского психолога Дж. Миллера, человек запоминает емко, глубоко и прочно только в том случае, если поступающая информация распределяется в блоки, число которых не более семи.

Всегда следуйте интегральному алгоритму чтения, содержащему семь блоков.
3. Самым эффективным является непроизвольное запоминание при положительных эмоциях. Быстрое чтение реализует именно это.

Если знаешь, с какой целью читаешь и читаешь с эмоциональной настроенностью, то нужное запоминается само собой.
4. Осмысленное запоминание, основанное на перекодировании принимаемого сообщения на язык собственных мыслей, в 20 раз продуктивнее механического. Быстрое чтение всегда реализует эту свертку текста на основе дифференциального алгоритма чтения.
5. Повторение прочитанного непосредственно после окончания чтения снижает забывание информации в несколько раз. Повторяйте прочитанное для конкретной проверки заполнения блоков интегрального алгоритма чтения сразу же по окончании его.



Содержание раздела