Здесь речь пойдет об общей организации письменного текста - его каркаса. Внимание к каркасу актуально в следующих ситуациях:
Когда каркас вынесен наружу, как это бывает в научных работах. Таким же образом строятся и деловые доклады.
Когда автор чувствует необходимым вынести отдельные части каркаса наружу. Если читатель игнорирует эти подсказки, то не сумеет распознать скрытые части каркаса.
Когда каркас легко определить по характерным признакам. В этом случае его можно обнаружить даже, если он скрыт.
Когда читателю приходится читать выборочно Наличие каркаса помогает человеку ограничить чтение и найти свою цель в написанном.
Когда каркас создан автором неудачно. Каркас должен присутствовать в тексте, иначе чтение будет непонятным. Однако из этого не следует, что плохо организованный материал не может быть понят; он может быть понят, если в нем присутствуют идеи; однако довольно нелегко привести в порядок плохо организованный текст.
Читатели часто спрашивают: "Почему автор не окажет нам помощь?" Они желали бы иметь краткие аннотации, резюме, заголовки, подзаголовки, множество курсива и абзацы, открывающиеся предложениями, в которых можно было бы прочесть название очередной темы. Это ставит вопрос о том, как следует организовывать письменный материал. Мы рассмотрим принципы организации, разъясняя
причины, почему стоит выставлять наружу каркас или скрывать его. Затем мы укажем некоторые основные типы каркаса, которые легко поддаются узнаванию. Наконец, мы рассмотрим навыки, которые необходимы для читателя.
КАК ОРГАНИЗОВАН ПИСЬМЕННЫЙ ТЕКСТ
Это вопрос о Науке и Искусстве. Цель науки состоит в объективном знании. Ученый не старается сделать свое дело внешне привлекательным и апеллировать к эмоциям других людей: он излагает его и показывает, как он его излагает. В этом случае каркас всегда выходит наружу: организация письменного материала - ВНЕШНЯЯ.
Напротив, искусство, являясь делом субъективным по своей природе, апеллирует к воображению; поэтому каркас спрятан от внешнего взора. Организация письменного материала становится внутренней, за исключением заголовка и, порой, названий глав. Между этими двумя крайностями находятся различные варианты, в которых различные детали каркаса бывают открыты или спрятаны: чем больше знаний содержится в тексте, тем больше материал обнажен; чем больше в нем искусства, тем более скрыт каркас.
Письменная работа, даже если речь идет о нехудожественном произведении, это прежде всего произведение искусства, потому что оно обращено к читателю и должно стимулировать его воображение. Автор, который пишет для широкого читателя, всегда сталкивается с проблемой, какую часть каркаса он должен открыть для того, чтобы обеспечить ясность содержания; если он слишком много помогает читателю, его работа выглядит и читается как научный трактат: читатель, который видит торчащие наружу несущие конструкции, может прийти к выводу, что эта работа содержит слишком много информативных знаний, чем он желает, и это его может отпугнуть.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Разбор письменной работы нам известен со школьной скамьи. Суть этого разбора сводится к тому, чтобы проанализировать отношение целого материала к его частям,
отношение отдельных частей к целому материалу и общее развитие мысли автора.
Разумеется, читатель не имеет возможности подвергать все, что он читает в течение дня, такому же доскональному разбору, как это делается во время школьных занятий. И все же мы можем воспользоваться некоторыми методическими правилами подобного разбора для того, чтобы помочь нам читать быстро и продуктивно.
Рассмотрим два основных действия в любой письменной работе: исследование и объяснение. Когда любое из этих действий выражено достаточно ясно и они не слишком переплетены друг с другом, то каркас письменной работы можно легко распознать, даже если автор постарался спрятать несущие конструкции глубоко внутрь содержания.
1. Исследование
Вот одна из обычных схем организации материала; ПРОБЛЕМА - ОБСУЖДЕНИЕ - ВЫВОДЫ. Здесь движение логики является столь сильным, что организация обычно скрыта внутри содержания, за исключением служебных докладов, в которых используются заголовки для придания дополнительной ясности и для быстрой ориентации в тексте. Несмотря на вариации и детализацию отдельных моментов, в статье постоянно присутствует движение логики, что и предопределяет организацию материала.
Если проблема ставится прямо, а не возникает по мере постановки вопросов и уточнений, читатель может рассчитывать на то, что он найдет путь к конечному пункту - выводам. Судя по резюме, которые готовили наши ученики, они зачастую прочитывали выводы текста слишком быстро: они либо не сбавляли скорость в конце чтения, либо делали быстрый рывок перед финишем,
Исследование может начаться с фактов и принять следующие формы: ФАКТЫ - АНАЛИЗ - ВЫВОДЫ или ФАКТЫ - АНАЛИЗ - ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, или ФАКТЫ - АНАЛИЗ - ПРОБЛЕМА - ОБСУЖДЕНИЕ - ВЫВОДЫ. Во всех этих случаях движение логики является столь мощным, что читателю обычно не требуется дополнительной помощи от автора в виде названий глав или разделов. Разумеется, у него будет преPмущество, если он сможет предугадать общую организацию материала.
Однако вне зависимости от того, удастся ему это или нет, ему достаточно лишь понять смысл, чтобы его подхватило течение логики.
Одним из видов организации материала является следующий: ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - СЛЕДСТВИЯ И АНАЛИЗ - ВЫВОДЫ. Психологический процесс, с помощью которого раскрывается смысл содержания, сводится к тому, что идеи группируются по родственным свойствам и характеристикам. Когда информация сгруппирована таким образом, читатель получает заранее план, с помощью которого можно видеть, каким образом соединяются части целого.
Группировать можно по-всякому, например, так: ПРОБЛЕМА -ОБЛАСТИ ОБСУЖДЕНИЯ - ВЫВОДЫ; когда идеи сгруппированы таким образом, читатель должен внимательно следить за появлением подсказок.
2. Объяснение
Объяснение прежде всего связано с установлением отношений между целым и его частями. Приведем несколько примеров. Допустим, автор описывает отдельные черты, аспекты, качества: И ТО, И ЭТО. Он может объяснить ход действия, процедуру, процесс или проведение операции: СДЕЛАЙТЕ ЭТО, ЗАТЕМ ТО.
Он может излагать в повествовательном темпе: А ЗАТЕМ, А ЗАТЕМ. Он может изложить свои причины или развить свою аргументацию: ИЗ-ЗА ЭТОГО, ЗАТЕМ СЛЕДУЕТТО. Какова бы ни была его организация, в ней всегда есть этапы, стадии, фазы, области, периоды, разделы - короче, части.
У автора и читателя есть общая проблема - как соединить эти части воедино. Части не являются равнозначными. В содержании может быть много лишних описаний, чрезмерных объяснений и примеров для того, чтобы подтвердить основные положения; поэтому читатель должен быть разборчивым; но он не может пропустить важный момент, иначе вся целостная конструкция развалится. Для того чтобы обеспечить понимание целого, автор может сделать вводные замечания или что-то особо подчеркнуть, на чем-то особо остановиться по мере изложения материала; он также может завершить изложение полновесным резюме или "выводами". (Выводы не представляют собой объявление о том, "куда мы прибыли", потому что "место прибытия" - это все содержание написанного; слова "в заключение" могут означать что угодно: последний аргумент, резюме, общее замечание, слова, сказанные на прощание.)
Когда эта активность существует в сравнительно чистой форме, то должна быть и ее основа. Ее нетрудно распознать, и читатель обычно получает необходимую ему помощь, но он должен быть начеку.
Исследование и объяснение часто бывают переплетены друг с другом. В этом случае каркас меняется от одной части к другой. Если читатель понимает основные положения, то организация материала им подразумевается, даже если он и не сознает этого.
ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ЧИТАТЕЛЬ
1. Научиться узнавать с одного взгляда обычные типографские и лингвистические вехи организации.
2. Научиться узнавать характерные типы организации материала, исследования и объяснения.
3. Везде, где существуют свидетельства группировки, обращайте внимание на вводные замечания и выводы.
4. Приучайтесь распознавать организацию материала и выявлять различные типы организации у материалов разного рода: например, в книжных рецензиях рекомендации содержатся в последней паре строк; в обзоре новостей информацию обычно распределяют по степени ее значимости.