О творчестве


Псевдоличность, проявляющаяся в результате аутонографии, часто абсолютно противоположна личности субъекта. Таким образом, мягкий застенчивый человек может воспроизводить текст от первого лица, который будет изобиловать героическими поступками или трагическими описаниями внезапных смертей. Многие люди, владеющие аутонографией, склонны утверждать, что они не имеют никакого отношения к написанному, а просто являются проводниками идеи, принадлежащих духам умерших.

В старые времена вербальный автоматизм или непроизвольная речь рассматривались как одержимость дьяволом, что служило причиной смертного приговора.
Некоторые исследователи видят объяснение аутонографии в дуалистическом сознании. Однако данный термин абсолютно лишен какого-либо смысла. Известно, что многие люди развивают в себе способность писать письма, деловые бумаги и т.д., участвуя при этом в разговоре. Если затем задать им несколько вопросов, то становится ясно, что они помнят как содержание написанного, так и беседы.

Эксперименты свидетельствуют об отсутствии концентрации на какой-то одной разновидности деятельности. Как только она имеет место, субъект теряет способность заниматься чем-либо параллельно.
В ряде случаев аутонография, или медиумический транс, сопровождается более или менее глубокой амнезией. Здесь можно усмотреть аналогию с неосознанной беседой с самим собой.

Люди, ведущие подобную беседу, абсолютно не сознают происходящего. Амнезия может быть настолько глубокой, что они будут отрицать факты и клясться, что не произнесли ни слова.

Общим знаменателем всех форм автоматизма является то, что рассматриваемая деятельность (умственная или физическая) не связана с обычным нормальным волеизъявлением, которое в данном случае не может быть ни инициирующим, ни поддерживающим фактором. До тех пор пока ученые не поймут до конца механизм целенаправленного внимания, исчерпывающее объяснение таких явлений, как аутонография, медиумический транс и истерическая диссоциация, не представляется возможным.
Иногда автоматическому письму предшествует разговор, т.е. субъект в устной форме задает вопросы духу, воспроизводя ответы письменно. Здесь уместно привести случай Соал, чей интерес к физическим исследованиям заставил его обратить внимание на спиритизм.

Поэтому он не был особенно удивлен, когда вдруг обнаружил в себе склонность к аутонографии. Все произведения были якобы продиктованы духом
поэтессы Викторианской эпохи по имени Маргарет Белей.
Соал, естественно, не мог согласиться с этим утверждением, поскольку считал, что псевдоличность, появляющаяся в написанных произведениях, есть порождение его собственного сознания. Наряду с этим он был готов поверить, что знания могли быть приобретены путем телепатии и ясновидения. Его рука
сделала все возможное, чтобы убедить скептически настроенного хозяина в том, что он заблуждается, отрицая авторство духа. Запись вопросов, задаваемых Соал и ответов духа демонстрирует степень, до которой собственные диссоциируемые процессы могут вводить в заблуждение личность пишущего. Знакомство с ней заставляет думать о том, что она действительно отражает разговор двух совершенно разных людей. Аргументы, отговорки и уловки псевдоличности, настаивающей на своем авторстве и существовании в виде духа умершей поэтессы, хотя и наивны, но характеризуются ярко выраженной индивидуальностью.

Сам Соал мало что мог сказать о жизни Маргарет Велей и ее творчестве. Таким образом, совпадение полученных при аутонографии сведений с реальными фактами, действительно, является достаточно убедительным аргументом в пользу получения информации с помощью телепатии или ясновидения. Однако более правильным, вероятно, следует считать, что в основе данного феномена лежит криптомнезия, которая рассматривается как внезапное возрождение забытых воспоминаний, опыта, факторов. При этом субъект неспособен воспроизвести в памяти источники информации и обстоятельства, при которых она была получена. Диссоциация еще сильнее углубляет это состояние.

В этом и заключается причина того, что многие люди, будучи не в состоянии вспомнить источники информации, приписывают все действию своих психических сил, избегая термина магия.


Нередки случаи, когда запись ведется почерком, отличным от почерка субъекта. Это трактуется сторонниками спиритизма как еще одно доказательство в пользу авторства духа. Однако не следует забывать, что суггестия может так же легко заставить индивидуума изменить манеру написания букв. Феноменом, примыкающим к аутонографии следует считать уже упоминавшийся выше вербальный автоматизм, который достаточно распространен среди больных с психозами. Однако в отличие от истериков здесь процесс является скорее механическим, нежели интеллектуальным.

Вербальный автоматизм истериков можно рассматривать как мостик между аутонографией и изречениями медиумов в состоянии транса. Такие широко известные феномены, как одержимость дьяволом, различные виды экстаза и т.д., часто сопряжены с определенной степенью вербального автоматизма с последующей амнезией.

Известны случаи истерического вербального автоматизма, когда индивидуум осознает, что он говорит, будучи в то же время неспособным заставить свой речевой аппарат бездействовать или контролировать свой поток мыслей. На свете можно найти очень много людей, которые никогда бы не говорили автоматически.

Так, спящий, который произнес во сне какие-то слова, был бы удивлен, узнав, что психологические процессы, лежащие в основе этого явления и одержимости дъяволом, мало чем отличаются друг от друга.
 
О творчестве
По утверждению В.И.Вернадского, условием творческой деятельности личности должно быть наличие у нее определенных возможностей. Вот они:
1. Проводить детальный анализ.
2. Видеть за частным общее.
3. Не ограничиваться описанием явлений, а глубже исследовать их сущность и связь с другими явлениями.
4. Не избегать вопроса почему.
5. Собирать как можно больше сведений о предмете исследования из материальных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам.
6. Прослеживать историю идей.
7. Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь).
8. Связывать изучаемую науку с другими областями знаний, с общественной жизнью.
9. Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Решая творческую задачу, человек обычно находится в плену привычных вариантов. Творческие идеи направляются по вектору психологической инерции, т.е. туда, где меньше всего можно ожидать новых оригинальных решений.
Методы творчества. Назовем некоторые из них.
1. Аутотренинг как метод стимуляции творческих способностей: а) на заключительной стадии при выполнении упражнений на расслабление включения формул на решении искомых проблем с помощью собственной интуиции во сне и их реализация в сознании после пробуждения (Утро вечера мудренее);
б) укрепление под влиянием самовнушения веры в свои возможности и изменение самооценки личности (реализация внушения высокоталантливой личности возможна на основе выраженной мотивации к достижению успеха и наличии соответствующего уровня специфических навыков).
2. Метод фокальных объектов. Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный) объект, находящийся в центре внимания, в результате чего получаются необычные сочетания, помогающие преодолеть психологические инерции.

Так, если случайным объектом взят тигр, а фокальным - карандаш, то получается сочетание типа полосатый карандаш, клыкастый карандаш и т.п.
3. Метод морфологического анализа:
а) выделяют главные характеристики объекта (идей) - ось (стволы);
б) по каждой из осей (стволов) записывают всевозмож-
ные варианты - элементы (ветви).
Пример - проблемы запуска двигателя автомобиля в зимних.
В качестве осей можно взять такие: источники энергии для обогрева, способы подачи энергии от источника к двигателю и т.д. Элементами для оси источники энергии могут быть: аккумулятор, бензогорелка, пар, горячая вода, химический генератор тепла. Записав элементы по всем осям и комбинируя сочетания
различных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. Причем сочетания могут получиться самые неожиданные, ведущие к оригинальному решению проблемы.
4. Метод мозгового штурма (мозговой атаки) - для коллективного творчества:
а) выделить в коллективе группу наиболее находчивых людей - генераторов идей;
б) поставить перед этой группой задачу - поиск идей по существу задачи. За 20-30 мин. члены этой группы могут выдвинуть десятки самых разных, в том числе невероятных и даже абсурдных, идей; причем критика любых идей запрещается, разрешается их подхватывать и развивать (все идеи должны быть зафиксированы);
в) полученные идеи передаются в другую группу этого же коллектива (группу критиков, хорошо подготовленных в данной области) - они должны выявить в каждой идее рациональное зерно и найти нужное решение поставленных задач.
Мозговой штурм оказывается наиболее эффективным при сочетании с таким методом, который направлен на то, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное - чуждым. Превратить незнакомое в знакомое означает изучить проблему и привыкнуть к ней.

После этого нужно проделать обратную процедуру - сделать привычное чуждым. Это достигается с помощью следующих четырех операций:



Содержание раздела