РАЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ "ДЬЯВОЛЬСКОГО"


Эти высказывания, хоть и были сделаны спокойно, но таили в себе большой эмоциональный заряд. Головная и шейная мускулатура была жестко заблокирована и напряжена, гримасы могли отчасти ослабить напряжение и неподвижность. Сильная деперсонализация и расщепление свели на нет способность гримасничать. Теперь понятно, почему гримасничают люди, страдающие кататонией и шизофренией: это отчаянная попытка освободиться от ощущения нечувствительности и неподвижности, охватывающей организм во время ступора.

Они проверяют себя, чтобы убедиться, что пока еще чувствуют хоть что-нибудь.
Я не сразу понял, что означает идея о "стройных статуях". Но скоро я разобрался в этом.
Она в этот день говорила об "умирании". Идея "умирания" хорошо известна оргонным терапевтам. Как правило, она возникает, когда пациент приближается к оргастическому высвобождению биоэнергии, и связана с боязнью полностью отдаться захватывающему ощущению. Тревога не проходит до тех пор, пока основные блоки организма, обычно в области таза, не разрушены полностью. Поскольку рассудок пациентки был явно нарушен, я опасался преждевременного достижения состояния тотальных телесных конвульсий.

Результатом этого неизбежно стал бы полный распад вследствие остаточного блокирования мускулатуры лба. "Эмоции в последнее время причиняют мне боль в области живота..., сказала она, здесь...", и показала на область солнечного сплетения. "Левая рука тоже живет и действует сама по себе... Я не ощущаю ее как свою..."
Усиление невротического или психотического симптома указывает на то, что эмоции, локализованные в том или ином регионе, грозят прорывом. Автономность ее левой руки, возможно, выражала сильное желание прикоснуться к гениталиям. Ее идея о "красивой, стройной статуе" не могла, таким образом, иметь никакого другого значения, кроме "статуи без гениталий", то есть чего-то "богоподобного".
Для того чтобы подготовить ее к генитальному прорыву, я сконцентрировался на неподвижности лба и на глазах. Я заставил ее двигать кожей лба и вращать глазами во всех направлениях, выражая злость и страх, удивление и пристальное внимание. Это не манипуляция и не имеет ничего общего с манипуляцией.

Мы не проделывали механическую "манипуляцию", мы вызывали эмоции путем волевой имитации того или иного эмоционального выражения.
Она совершенно не желала выражать глазами эмоцию тревоги. Шизофреники проявляют гораздо большее сопротивление, чем невротики. При тяжелых формах шизофрении причина состоит в том, что поднимая веки, широко раскрывая глаза и выражая таким образом тревогу, такой пациент высвобождает импульс сильного ужаса, сопровождающегося предчувствием неминуемой катастрофы.

Иногда возникает паника. Некоторые из них переживают чувство умирания, выхода в транс и невозможности "вернуться". В такие моменты очень важно быть особенно осторожным.
Я очень осторожно работал над ее выразительными движениями, затрагивающими область лба, останавливаясь, когда она начинала тревожиться слишком сильно. Через некоторое время ее лоб стал более подвижен и она почувствовала себя свободнее. Самовосприятие организма оставалось достаточно искаженным; позволить прорваться тотальным предоргастическим сокращениям все еще было слишком опасно. Она ощущала прикосновение, надавливание, холодное и горячее, но иногда не воспринимала дрожания.

По окончании терапевтического сеанса она задала мне много разумных вопросов, но ее речь все еще была замедленной, она опять говорила, будто преодолевая значительное сопротивление.
Во время работы с этой женщиной мне впервые пришла в голову идея о том, что органические или "оргонотические" ощущения можно назвать шестым чувством. Не считая зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных ощущений, у здорового человека несомненно существуют ощущения органического функционирования, которые при биопатии полностью отсутствуют или искажены. Компульсивный невротик вовсе не обладает этим шестым чувством.

Шизофреник маскирует это ощущение и трансформирует его в определенные модели своей искаженной системы, такие, как "силы", "дьявол", "голоса", "электрические потоки", "черви в мозгу или в кишечнике" и т.д.


Поскольку оргонотические ощущения и органическое восприятие, по-видимому, составляют большую часть того, что мы называем эго или самостью, то понятно, почему расщепление или диссоциация восприятия и речи идет, как правило, рука об руку с диссоциацией и вытеснением этих органических ощущений.
Можно также предположить, что тяжесть и исход заболевания зависят целиком от специфики органов, в которых "умирание" или угасание органических ощущений имело место. Диссоциация руки кажется безобидной по сравнению с обездвиженностью глаз и лба или даже части мозга.
Мы в меньшей степени возражаем против безответственных операций на мозге и лоботомии, которые производятся с целью "уничтожения дьявола" в организме, если они способствуют раскрытию особенностей динамического функционирования мозга. Вопросы о том, может ли мозг двигаться, сокращаться или расширяться во время работы, как другие органы, такие, как сердце, кишечник, железы и т. д., особенно важны для медицинской патологии и понимания организмического функционирования. Большое значение имеет изобретение устройства, которое помогало бы специалисту исследовать мозг в его естественном состоянии. "Окна" в черепе обезьян и некоторых человеческих существ, которые пробивают для того, чтобы изучить мозг, здесь не помогут. Живой орган неподвижен, когда по соседству с ним происходит тяжелая операция.

Это подтверждают отеки и различные дисфункции, возникающие после операции.
Я хочу сказать вот что: имеется веский повод для того, чтобы считать, что при шизофрении часть мозга вероятнее всего, это часть основания мозга оказывается обездвиженной, наподобие неподвижности кишечника при хроническом запоре или неспособности к функционированию перистальтики при опухоли. Это может дать новый продуктивный, функциональный подход к соматическим нарушениям при шизофрении. Возможно, это повлечет за собой отказ от механистичного взгляда на функционирование мозга. Мозг необходимо считать таким же органом, как и другие органы человеческого тела, органом внутри целостной жизнедеятельности организма, специальным "передатчиком" тотального плазматического функционирования, а не источником моторных импульсов. Если рассматривать мозг как источник моторных импульсов, то возникает следующий вопрос: кто определяет законы его функционирования?

Утверждать, что моторные импульсы исходят из серого вещества, равносильно предположению, что в мозгу живет некий чертик. Существует множество особей, вовсе не обладающих мозгом, которые вполне полноценно функционируют, подобно живым организмам; благодаря экспериментам, нам известно, что собаки, лишенные мозга, продолжают жить, даже если операция нанесла им большой вред.
Вернемся к нашей пациентке.
Ситуация в тот момент характеризовалась как переходная к этапу тотальных телесных конвульсий и генитальной активности. Однако сохраняющийся блок в лобной и глазной области создавал значительное препятствие, которое необходимо было преодолеть, прежде чем можно было позволить ей продвинуться дальше к ее естественной генитальности.
Двадцать четвертая сессия
Пациентка излучала радость. Она была довольной и беспечной. Ее глаза светились, а взгляд стал бойким, лицо разрумянилось и посвежело. Она впервые в жизни пережила менструальный период без психотической реакции. Пациентка посетила множество друзей, в том числе девушку, которая лежала в психиатрической клинике.

Дыхание у нее было более полноценным, хотя все еще не совсем свободным.
Следующий шаг был ясен: мне необходимо было вернуть ее в то состояние, в котором она пребывала днем раньше. Ей следовало "выпустить" больше эмоций, научиться выдерживать их, не отключаясь, а затем развиваться дальше.
Во время глубокого дыхания, в области подбородка и жевательных мышц возник тремор. Она сказала: "Когда мои эмоции толкают меня в одну сторону, а общество в другую, я чувствую себя униженной, ненавижу себя, становлюсь сифиличкой или чем-то вроде этого...". Позже она добавила: "Эмоции хотят прорваться здесь", - и указала на живот, а затем вниз, на гениталии... Тогда я могу что-нибудь сотворить..."
Никто не сумел бы выразить эти связи точнее.
6. РАЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ "ДЬЯВОЛЬСКОГО"
Чтобы полностью понять значение структуры характера, надо снова обратиться к базовому функционированию, которое благодаря оргонотическим исследованиям было обнаружено в глубине человеческого биофизического существования. В свете оргонной биофизики эта "структура" представляет собой сочетание взаимосвязей между оргоно-энергетической и сенсомоторной системами, которая должна воспринимать плазматические потоки, осуществлять разрядку энергии и согласовывать все энергетические функции в общую, упорядоченную функциональную систему: то есть в "орго-нотическую систему". При шизофреническом процессе система восприятия загружена сильнейшими биофизическими ощущениями, не интегрированными в тотальную биосистему, что приводит к расщеплению личности. Биосистема имеет очень низкую толерантность к внезапному усилению эмоционального, то есть биоэнергетического функционирования.

Вследствие этого при внезапном повышении энергетического уровня возникают дезориентация, галлюцинации, бессвязность речи и импульс убийства. Это не имеет ничего общего с "психологией". "Психология" шизофреника результат, а не причина процесса. Когда восприятие оторвано от биоэнергетического возбуждения, телесные ощущения переживаются как нечто "чуждое", как "дьявол", "чертовщина", влияние "сверхъестественных сил" ("сверхъестественных" в смысле находящихся за пределами себя). При таком совершенно спутанном сознании в биосистеме появляются деструктивные импульсы для того, чтобы защитить себя от дьявола.

Фактически это остаток разумной личности, которая борется против дьявола.



Содержание раздела