Это 10 вещей, которых следует избегать.


6. Избегай совершать легкомысленные и безрассудные поступки, роняющие тебя в глазах других.
7. Не совершай бесполезных действий.
8. Избегай говорить громко о недостатках других, скрывая свои собственные.
9. Избегай такой пищи и таких привычек, которые вредят твоему здоровью.
10. Избегай привязанностей, порождаемых жадностью. Это десять вещей, которых следует избегать.
V. ДЕСЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫХ НЕ НАДО ИЗБЕГАТЬ
1. Мыслей, являющихся сиянием ума.
2. Мыслеформ, являющихся сиянием Реальности.
3. Затемняющих ум страстей как средства, напоминающего о Божественной Мудрости [приносящей освобождение от них], не надо избегать [если они будут правильно реализованы с тем, чтобы познать жизнь во всей полноте и таким путем освободиться
от иллюзий].
4. Материального достатка, служащего удобрением и влагой для духовного роста.
Болезней и невзгод, являющихся учителями религиозного благочестия.
5. Врагов и несчастья, являющихся средством, приводящим к религии.
6. Того, что приходит само собой, являясь божественным даром.
7. Разума, являющегося во всех делах лучшим другом.
8. Доступных для исполнения упражнений для тела
и ума, относящихся к религиозной практике.
10. Мысли о помощи другим, какой бы ограниченной ни была возможность ее оказать.
Это десять вещей, которых не надо избегать.
VI. ДЕСЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Необходимо знать, что все видимые явления иллюзорны и поэтому нереальны.
2. Необходимо знать, что ум, не имеющий независимого существования [в отличие от Единого Ума], является непостоянным.
3. Необходимо знать, что возникновение мыслей обусловлено связанными причинами.
4. Необходимо знать, что тело и речь, как состоящие из четырех природных элементов, преходящи.
5. Необходимо знать, что нельзя избежать последствий совершенных действий, являющихся источником всех страданий.
6. Необходимо знать, что страдание, убеждающее в необходимости жить религиозной жизнью, есть гуру.
7. Необходимо знать, что привязанность к мирскому превращает материальное благополучие в препятствие для духовного роста.
8. Необходимо знать, что несчастье, являющееся путем приобщения к Учению, есть также гуру.
9. Необходимо знать, что ни одна существующая вещь не имеет независимого существования.
10. Необходимо знать, что все вещи взаимосвязаны.
Это десять вещей, которые необходимо знать.
VII. ДЕСЯТЬ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ
1. Необходимо приобрести практическое знание Пути, идя по нему, и не быть как большинство людей [тех, кто исповедует религию, но не применяет ее на практике].
2. Тот, кто покинул родину и поселился в другой стране, должен приобрести практическое знание того, что называется отсутствием привязанностей.
3. Избрав религиозного наставника, освободись от самомнения и неукоснительно исполняй его указания.
4. Сделав ум дисциплинированным путем слушания религиозных учений и медитации на них, не хвались своими достижениями, а применяй их для познания Истины.
5. Если в тебе зародилось духовное знание, не утрать его в праздности, но взращивай его с неослабным усердием.
6. Испытав духовное озарение, сосредоточься на нем в уединении, отрешись от мирских дел, которыми заняты большинство людей.
7. Приобретя практическое знание о духовном мире и ступив на Путь Великого Отречения, не позволяй телу, речи и уму выходить из-под контроля и соблюдай три обета - бедности, целомудрия и послушания.
8. Приняв решение достичь Высшей Цели, оставь эгоизм и посвяти себя служению другим.
9. Ступив на мистический Путь Мантраяны, не оставляй неосвященными тело, речь и ум и применяй тройную мандалу.
10. В юности избегай общаться с теми, кто не может быть твоим духовным руководителем, и усердствуй в приобретении практического знания у ног мудрого и благочестивого гуру.
Это есть десять видов религиозной практики.
VIII. ДЕСЯТЬ ВИДОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКИ, ТРЕБУЮЩИЕ УСЕРДИЯ
1. Начинающие должны усердствовать в слушании религиозных учений и медитации на них.
2. Приобретя духовный опыт, усердствуй в медитации и сосредоточении.
3. Пребывай в уединении до тех пор, пока ум не станет дисциплинированным с помощью йоги.
4. Если мыслительные процессы трудно поддаются контролю, прилагай все усилия, чтобы подчинить их.


5. Если появится одолевающая тебя вялость, прилагай все усилия, чтобы зарядить энергией ум [подчинить ум].
6. Усердствуй в медитации до тех пор, пока не достигнешь самадхи (невозмутимого спокойствия ума).
7. Достигнув этого состояния самадхи, учись продлевать его и вызывать по желанию.
8. Если наступит полоса невзгод, будь терпеливтелом, речью и умом.
9. Если возникнут сильная привязанность, вожделение или депрессия, приложи все усилия к их немедленному искоренению.
10. Если в тебе мало доброжелательности и сострадания, усердствуй в том, чтобы направить ум к Совершенству.
Это десять видов религиозной практики, требующие усердия.
IX. ДЕСЯТЬ ВИДОВ ПОБУЖДЕНИЯ
1. Размышлением о трудности обретения совершенного и свободного человеческого тела побуждай себя жить религиозной жизнью.
2. Размышлением о смерти и бренности жизни побуждай себя соблюдать благочестие.
3. Размышлением о неизбежности последствий, вызываемых действиями, побуждай себя воздерживаться от нечестивых поступков и не делать зла.
4. Размышлением о полной страданий жизни в круге перерождений побуждай себя искать Освобождения.
5. Размышлением о страданиях всех чувствующих существ побуждай себя искать избавления от них путем просветления ума.
6. Размышлением об извращенности и иллюзорности ума всех чувствующих существ побуждай себя служить Учению и медитировать на нем.
7. Размышлением о трудности искорения ошибочных взглядов побуждай себя к постоянной медитации
[с помощью которой они искореняются].
8. Размышлением о преобладании греховных наклонностей в этот век Кали-юги [Век Тьмы] побуждай себя искать противоядие им [в Учении].
9. Размышлением о существовании всякого рода страданий в Эпоху Тьмы побуждай себя к настойчивости [в поисках Освобождения].
10. Размышлением о бесполезности бесцельного существования побуждай себя к усердию [во время прохождения Пути].
Это есть десять видов побуждения.
X. ДЕСЯТЬ ОШИБОК
1. Слабая вера в сочетании с развитым умом приводит к болтливости.
2. Сильная вера в сочетании с неразвитым умом приводит к догматизму.
3. Сильное рвение при отсутствии надлежащего руководства на стезе религиозного служения приводит к крайностям [выбору неправильного пути].
4. Медитация без надлежащей предварительной подготовки, то есть путем слушания Учения и размышления над ним, приводит к погружению во тьму бессознательного.
5. Без достаточного практического знания учения можно впасть в самодовольство.
6. Если ум не приучен к самоотверженности и бесконечному состраданию, есть опасность пойти по неверному пути и искать Освобождения только для себя.
7. Если ум не дисциплинирован с помощью знания его собственной нематериальной природы, есть опасность сойти с правильного пути и целиком отдаться служению мирским целям.
8. Если не будут искоренены все мирские желания, есть опасность подчиниться мирским влияниям.
9. Если окружить себя легковерными и недалекими почитателями, может одолеть гордыня.
10. Хвастаясь оккультными способностями, можно для удовлетворения тщеславия дойти до демонстрации этих способностей при совершении мирских обрядов.
Это десять ошибок.
XI. ДЕСЯТЬ ВИДОВ СХОДСТВА, ПРИВОДЯЩИХ К ОШИБКАМ
1. Желание можно ошибочно принять за веру.
2. Привязанность можно ошибочно принять за благожелательность и сострадание.
3. Остановку мыслительных процессов можно ошибочно принять за спокойствие бесконечного ума, которое является истинной целью.
4. Чувственные восприятия [или явления] могут быть ошибочно приняты за видения [или проблески] Реальности.
5. Проблеск Реальности может быть ошибочно принят за полное познание Реальности.
6. Тех, кто исповедует на словах религиозные учения, но не применяет их на практике, можно ошибочно принять за истинно верующих.
7. Подчинившихся страстям можно ошибочно принять за йогов, освободившихся от всех условностей.
8. Действия, совершаемые из эгоистичных побуждений, можно ошибочно считать альтруистическими.
9. Неправильные методы могут показаться правильными.
10. Шарлатанов можно по ошибке принять за мудрецов.
Это десять видов сходства, приводящих к ошибкам.
XII. ДЕСЯТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОШИБОЧНЫМИ
1. Освободиться от всех привязанностей, стать бхикшу, оставить дом и стать бездомным, не является ошибочным действием.
2. Почитать духовного наставника не является ошибочным действием.
3. Тщательно изучать Учение, слушать его истолкование, размышлять и медитировать на нем не является ошибочным действием.
4. Иметь возвышенные устремления и быть скромным не является ошибочным поведением.
5. Иметь широкие взгляды [в отношении к религии]
и в то же время строго соблюдать [общепринятые религиозные] обеты не является ошибочным поведением.
6. Иметь развитый ум и очень мало самомнения не
является ошибочным поведением.
7. Знать много религиозных учений и усердно медитировать на них не является ошибочным поведением.
8. Хорошо изучить религиозные учения, иметь знание о духовном мире и освободиться от гордыни не является ошибочными действиями.



Содержание раздела