Древнеиндийское деление ума на составные части


- Наше виталическое образовано только из самолюбивых чувств и желаний?
Энергия, сила, энтузиазм, артистический вкус, храбрость, натиск - тоже там. Это центр динамизма, активной энергии в существе.

В виталическом находится чувство красоты и гармонии.
Если мы знаем, как использовать его правильным образом, виталическое, обращенное и посвященное Всевышнему, становится смелым и неустрашимым, энергичным инструментом, который может победить все препятствия.
Виталическое существо в нас есть местонахождение импульсов и желаний, энтузиазма и силы, динамической энергии и отчаянной депрессии, страстей и отвращения. Оно может привести в действие все, построить и осуществить все, оно может разрушить и испортить все.

Это часть в человеческом существе, которая кажется наиболее трудно поддающейся обучению.
Чтобы виталическое тело имело собственную форму, аналогичную нашему физическому телу, оно должно стать очень сильно индивидуализированным, очень сильно централизованным, организованным вокруг душевного центра.
УМСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО
На языке этой Йоги слово “ум” и “умственный” используется, чтобы дополнительно обозначить ту специфическую часть натуры, которая занята пониманием и познанием. Ум действует, перерабатывая образы и идеи; продукт его действия - мысли.

Он имеет различные способности: понятливость, память, волю, воображение, способность рассуждать или рассудок.
Умственное существо, как и душа, лишь едва внутри нас, но если вы думаете о чем-то, часть вашего ума немедленно приходит к вам.
Ум такая тонкая субстанция, что достаточно подумать о человеке для того, чтобы уже быть с ним, по крайней мере частично, умственно. Если вы думаете сильно о каком-то месте, часть вашего ума располагается там.
Ум - странник, он двигается вокруг, уходит и приходит, входит и выходит. Очень немногие люди организовали свой ум настолько, чтобы хранить его внутри себя, компактно, так, чтобы он не блуждал.
Обладание умом, централизованным вокруг тела, требует хорошей тренировки. Мало людей имеют ум хорошо определенной формы.

Обычно форма подобна волнообразной, волнующейся, колеблющейся облачной массе, которая приходит и удаляется.

Ум должен быть полностью индивидуализированным, централизованным, организованным вокруг душевного человеческого центра для того, чтобы иметь определенную форму.
Мы находимся в океане сил, вибраций и движений. Все входит в нас и проходит через нас.

Мы имеем, следовательно, некую умственную силу, временно остановившуюся в нас, которая может быть использована в качестве формирующей или творческой силы нашего ума...

Но наша “собственная” идея есть нечто, вовсе не существующее...
Подлинная роль ума есть роль формодателя в аспекте действия. Он должен давать форму действию, чтобы реализовать эту форму, изменить в мотив действия и двигать ее в воплощение.

Ум организует идею таким образом, что она может быть реализована в действие...

Виталическое предназначается для того, чтобы ввести реализующую силу, энтузиазм, необходимую энергию в работу так, чтобы сформированная мысль могла быть передана телу и осуществлена в действии.
- Если душа может служить для более глубокого знания, тогда какова роль ума, как посредника знания?
Ум не есть инструмент знания, но он может использовать знание для того, чтобы организовать действие. Формирование, организация действия и есть его истинная роль.

Это ум приводит в порядок различные элементы вдохновения.

Если бы он ограничивал себя единственно этой ролью, получая вдохновение сверху или из мистического центра в душе, просто формулируя план действий в их широких очертаниях или в мелких деталях, он полностью бы выполнил свою функцию... Ум имеет все же и другое использование. Когда вы находитесь в контакте с вашим умом, с разумным центром интеллекта, тогда чистый ум осуществляет полный контроль над всеми виталическими импульсами.

Все, что приходит из виталического плана, может с помощью ума быть использовано в дисциплинированном и организованном действии. Только ум должен служить более высокому идеалу, или Всевышнему Сознанию, а не быть удовлетворенным самим собой.



Итак, есть две функции ума: он сила и инструмент контроля, он сила для организации.
- Почему мы забываем?
Память - это умственный инструмент и зависит от строения мозга. Ваш мозг постоянно растет до тех пор, пока он не начинает вырождаться, но все же его рост может продолжаться очень длительное время, более долгое, чем рост тела. И в этом росте неизбежно некоторые вещи будут занимать место других.

Но за умственной памятью, которая есть нечто дефектное, стоит состояние сознания.

Если ваше сознание остается прозрачным, широким и сильным, вы сможете в любой момент путем сосредоточенности призвать в активное сознание то, что вы делали, думали, видели, наблюдали в любое время до этого.
ДРЕВНЕИНДИЙСКОЕ ДЕЛЕНИЕ УМА НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ
Внутренний инструмент Антахкарана разделен старыми философскими системами на четыре силы: Читта, или базовое, умственное сознание, Манас, или чувственный ум, Буддхи, или думающий ум, рассудок и аханкара, или представление “Я”, Эго.
ЧИТТА - БАЗОВОЕ СОЗНАНИЕ
Читта, базовое сознание, большей частью подсознательное, имеет явно или скрыто два вида действия. Одно - пассивное или воспринимающее, другое - активное или реагирующее, возвратное и созидающее.

Как пассивная сила, Читта получает все импульсы, даже те, которые ум не осознает или к которым он не внимателен, и она сохраняет их в необъятном резерве пассивной подсознательной памяти, из которой ум, как активная память, может черпать.

Обычный ум заимствует только то, что он наблюдал и понял во времени - более легко то, что он наблюдал тщательно и хорошо понял, менее легко то, что он наблюдал беззаботно и понял плохо. В то же самое время в сознании есть сила послать в активный ум для использования то, что ум совсем не наблюдал, то, что было выполнено ранее или уже пережитое сознательно.

Только эта сила действует внимательно в анормальных условиях, когда некоторая часть подсознательной Читты выходит на поверхность или когда засознательное существо в нас появляется на пороге и какое-то время играет свою роль во внешних палатах умственности, где имеет место прямая связь и общение с внешним миром.

Тогда наше внутреннее соотношение с самим собой развивается на поверхности.
Это действие памяти настолько фундаментально для всей умственной активности, что иногда говорят: память есть человек. Даже в под-умственном действии тела и жизни, которые полны этой подсознательной Читты, хотя и не находятся под контролем сознающего ума, есть виталическая и физическая память.

Виталические и физические привычки главным образом сформированы этой под-умственной памятью.

Вся конституция нашей жизни и тела может быть описана как связка привычек, образованных прошлой эволюцией в Натуре и удерживаемых вместе настоятельной памятью этого скрытого сознания, поскольку Читта, первичный материал сознания, так же, как Прана и тело, универсальна, но подсознательна и механистична в натуре Материи.
Фактически, все действия ума, или внутреннего существа (инструмента), поднимаются из этой Читты, или базового сознания, частично сознательной, частично подсознательной и частично засознательной для нашей действующей умственности. Когда она получает толчок из наружного мира или понуждается рефлекторной силой субъективного внутреннего существа, она вырабатывает определенные привычные действия, шаблон которых был определен нашей эволюцией.

Одна из этих форм действия есть эмоциональный ум - сердце, как мы можем назвать это ради удобной краткости.
Наши эмоции суть волны реакций и ответов, Читтавритти, которые поднимаются из базового сознания. Их действия регулируются главным образом привычкой и эмоциональной памятью.

Эмоции не повелительны, это не закон необходимости: действительно, нет обязывающего закона нашего эмоционального существа, которому мы должны безысходно подчиняться. Мы не обязаны давать определенным толчкам в уме ответы печали или гнева, ответы ненависти и отвращения или симпатии и любви.

Все это - только привычки нашей затронутой умственности. Они могут быть изменены сознательной волей духа, они могут быть запрещены.

Мы можем даже полностью подняться над всем подчинением горю, гневу, ненависти, над дуализмом “нравится - не нравится”.

Мы подвластны этому только так долго, пока сами упорствуем в подчинении механическому действию Читты в эмоциональной умственности. Трудная вещь - избавится от них, потому что велика сила прошлой привычки и особенно назойливой настойчивости виталической части умственности, нервной жизни ума или психической Праны.

Но эмоции, как виталические и физические привычки, могут быть изменены до неограниченной степени путем более сильного действия осознающего ума и воли, когда ум и воля будут развиты и смогут найти средства передавать подсознательной читте волю духа для нового закона виталического и физического действия.



Содержание раздела