Восемь типов сампраджната Самадхи


В отношении четырёх других параметров или вариаций, сампраджната Самадхи подразделяется так:
1) витарка (аргументация):
а) савитарка Самадхи или аргументированное Самадхи;
б) нирвитарка Самадхи или неаргументированное Самадхи.
2) вичара (осмысленность или проницательность):
а) савичара Самадхи или Самадхи с сознанием осмысленности и проницательности;
б) нирвичара Самадхи или Самадхи без сознания осмысленности и проницательности.
3) ананда (блаженство, радость или счастье):
а) сананда Самадхи или Самадхи, сопровождаемое блаженством, радостью и счастьем;
б) нирананда Самадхи или Самадхи, не сопровождаемое блаженством, радостью и счастьем.
4) асмита (эго или личность, индивидуальность):
а) сасмита Самадхи или Самадхи, сопровождаемое эго или индивидуальностью.
б) нирасмита Самадхи или Самадхи, не сопровождаемое эго или индивидуальностью.
Итак, имеется восемь типов сампраджната Самадхи, основанных на витарке, вичаре, ананде и асмите, что мы имеем в Сутрах Йоги (I.17).
Сампраджната Самадхи является осознанным просвещением, пока существует сентиментальное, аргументирующее сознание, это называется савитарка сампраджната Самадхи. И пока существует размышляющее сознание, это называется савичара сампраджната Самадхи. Пока йог осознаёт блаженство, радость и счастье в этом высшем достижении, он, можно сказать, находится в состоянии сананда сампраджната Самадхи.

И, наконец, пока йог осознаёт своё эго и индивидуальность, он, можно сказать, находится в состоянии сасмита сампраджната Самадхи.
А когда в высшем состоянии достижения йог не осознаёт какой-либо из этих параметров, связанных с мышлением, чувством и наслаждением, не осознаёт своё эго или индивидуальность и полностью растворён в своей собственной внутренней природе, он, говорят, достиг асампраджната Самадхи. Это Самадхи известно также как нирвикальпа Самадхи по терминологии определённых Ведантистов и последователей. На их языке савикальпа Самадхи является синонимом сампраджната Самадхи, а нирвикальпа Самадхи - синонимом асампраджната Самадхи. Для того, чтобы избежать сомнения, эти синонимы можно распределить так:
сампраджната = сабиджа = савикальпа (низшее сверхсознание).
асампраджната = нирбиджа = нирвикальпа (трансцендентальное сверхсознание).
Асампраджната, нирбиджа или нирвикальпа Самадхи является высшей точкой или кульминацией. Нет ничего выше на лестнице достижения.
19.5. Патанджали даёт некоторые детали относительно этих категорий Самадхи. Иногда для Самадхи он использует другой термин, почти идентичный по смыслу.

Это слово Самапатти. Самапатти может быть, с одной стороны, савитарка Самапатти и нирвитарка Самапатти, а с другой – савичара Самапатти и нирвичара Самапатти. Конечно, все эти классификации имеют академическую природу и не ведут к какой-то полезной помощи для практикующего Самадхи.

Они просто классифицируют стадии, к которым человек должен идти в практике.
В концентрации, медитации и созерцании мы имеем трио, которое помогает нам в понимании окончательно достижимого тождества. Это не ограничивается медитацией на Боге: это общее правило для созерцания любого объекта. Давайте рассмотрим следующее трио или концентрации на кончике носа:
Созерцающий или грихита (то же, что и грихитри) - душа.
Посредник созерцания (грахана) - ум.
Объект созерцания (грахья) - кончик носа.
В первой стадии созерцания все три составляющих кажутся отдельными. Постепенно различия между ними начинают уменьшаться и, наконец, постигается тождество между умом и объектом, и в кульминационном моменте, наблюдатель, наблюдаемое и использованный для наблюдения посредник становятся тождественными друг другу. Ученики, хорошо знакомые с оптикой, знают, что параллакс имеет место и исчезает на определённой стадии, когда кажется, что объект и образ слилсь воедино.

В Самадхи, к которому мы стремимся в конечном счёте, имеет место уничтожение этого параллакса.
Другим набором трио, который хорошо знаком академикам в области ЙОГИ, является:
- Шабда или звук; звук, созданный, когда мы говорим слово, то есть э-ни-мал (энимал) (животное - А.О.).


- Артха или значение: слово, относящееся к объекту, называемому общим именем энимал (животное - А.О.).
- Джнана или смысл или приобретённое знание: все созначения, подразумеваемые или выражаемые термином энимал (животное); животное рождается, оно движется, оно видит, оно ест, оно удирает - и так далее.
На первой стадии созерцания (т.е. в том случае, когда человек только начинает подбирать язык), звук, значение и весь смысл, который подразумевается, являются раздельными; с большим трудом обучающийся способен ассоциировать одно с другим. Но с практикой, различие между этими тремя составляющими полностью исчезает и устанавливается тождество. Для химика формула C-6-H-12-O-6 не просто выражение, указывающее на состав молекулы глюкозы, это выражение представляет для него все физико-химические характеристики глюкозы.

Такое же тождество необходимо достичь с помощью практики ЙОГИ.
В ЙОГЕ Патанджали нет ограничения в отношении объекта созерцания: это может быть нечто от атома до макрообъекта; это может быть абстракция, как идея или грубый предмет, как большой материальный объект. Патанджали говорит:
Ум йог, медитирующего таким образом, становится под контроль, когда он созерцает объекты в пределах от атомов до очень больших размеров. (I.40).
19.6. Ум - особый орган. Он часто незаконно захватывает роль зрителя (грахитри), и тогда он отождествляется с атмой.

В другое время волнующийся ум принимает роль видимой вещи, и тогда весь мир становится отождествлённым с умом (грахья), и далее опять он отождествляет себя с наблюдением (грахана). Ум подобен чистому прозрачному кристаллу, который не имеет своего собственного цвета. Если к его поверхности приложить красный цветок, весь кристалл кажется красным. Если приложить синий цветок, весь тот же кристалл покажется синим.

Ум весьма похож на этот кристалл. Патанджали говорит:
Такой человек (йог), чьи водовороты ума или вритти ослабли или взяты под контроль, в результате чего его ум становится прозрачным и чистым, как кристалл, который принимает цвет объекта, приложенного к его поверхности, такой человек должен достичь Самапатти или Самадхи, созерцая на познающем, познаваемом и на познавании (то же, что и наблюдатель, объект наблюдения и инструмент или средства наблюдения: грахитри, грахана и грахья). (I.41).
Помните, что Самапати - это результат отождествления, и это отождествление устанавливается между познающим, познаваемым и познанием (или средствами познания), или по другой аналогии: между наблюдателем, наблюдаемым и средствами или инструментами наблюдения. Пока ум установил тождество только с объектами наблюдения - это просто грахья Самапатти; когда он отождествляется с органами восприятия (индриями), тогда это просто грахана Самапатти; а если он отождествляет себя с я или душой – это грахитри Самапатти. Для достижения Самадхи человек может созерцать или концентрироваться на любом из этих трёх состояний.

Но высшее состояние Самадхи придет лишь тогда, когда будет установлено тождество со всеми тремя, и в этой фазе существование ума словно полностью прекратится.
19.7. Каждый из этих трёх типов Самапатти может быть классифицирован на савитарка Самапатти и нирвитарка Самапатти, аргументированную и неаргументированную соответственно. В аргументированной или савитарка Самапатти вместе смешиваются все три момента: звуковое строение слова, значение и получающееся знание (шабда, артха и джнана) (I.42).

В неаргументированной или нирвитарка Самапатти имеет место только значение, которое продолжает существовать, а остальные два: звук и объект – исчезают, память (смрити) становится чистой, и сомнения также исчезают. Идея относительно неаргументированного отождествления (нирвитарка Самапатти) была выражена Патанджали в Сутре I.43.
Вопрос относительно савитарка и нирвитарка Самапатти, т.е. относительно аргументированного и неаргументированного отождествления, зависит от представления о том, как слова помогают нам в выражении смысла. Давайте произнесём слово ЛУНА. Как только я начинаю произносить это слово, звуковые волны движутся в воздухе, достигают барабанной перепонки и создают внутри определённые вибрации, и вы слышите звук. Поскольку я произнёс слово, звуковые вибрации перестали производиться, но теперь вы мысленно повторяете слово ЛУНА.

Конечно, это мысленное повторение звука не может быть записано на магнитофон. Но имеют место вибрации. Эти мысленные вибрации является результатом мысленного звука, который вы словно создаёте в своем внутреннем ''я. Через некоторое время этот звук тоже исчезает, и теперь продолжает существовать идея луны, а не звук или слово ЛУНА. Это является знанием или джнаной.

Обычно эти три процесса тесно переплетены в нашем уме, и мы не можем отличить их друг от друга.
Но в результате медитации и созерцания память, которая является вместилищем всех впечатлений, фактически клеткой памяти, становится очищенной, и тогда беспорядок исчезает, ум забывает себя, и остаётся только значение.



Содержание раздела