Дыхание, управляемое мыслью под контролем воли, является оживляющей, восстанавливающей силой, которая может быть использована сознательно для самосовершенствования, для лечения множества неизлечимых болезней и для многих других полезных целей. Хатха йоги считают, что Прана Таттва главнее Манас Таттвы (ума), поскольку Прана присутствует даже тогда, когда ум отсутствует во время глубокого сна. Следовательно, Прана играет более жизненно важную роль, чем ум.
Если вы узнаете, как контролировать небольшие волны Праны, проходящие через ум, тогда вам станет известен секрет покорения универсальной Праны. Йог, достигший совершенства в знании этой тайны, не боится никакой силы, поскольку он мастерски овладевает всеми проявлениями силы во Вселенной. То, что обычно известно как сила личности – это не что иное, как естественная способность человека владеть своей Праной.
Некоторые люди более могущественны в жизни, более влиятельны и очаровательны, чем другие. Это благодаря Пране, которую Йоги сознательно используют по собственной воле.
Получив необходимое знание о расположении Нади и Ваю, а также об их функциях, следует начать с очищения Нади. Человек, обладающий Ямой и Ниямой, избегающий всякого общества, окончивший курс обучения, утвердившийся в Истине и добродетелях, победивший свой гнев, вовлечённый в служение своему духовному наставнику и хорошо знакомый со всеми религиозными практиками, должен отправиться в уединённое место для йогической Абхьясы.
Нади Шуддхи (очищение Нади) – важнейшее дело на ранней стадии Йоги. Если Нади не очищены, восхождение Кундалини по Сушумне значительно замедляется. Чистота Нади содействует восхождению Кундалини. Пранаяма приносит быстрое очищение Нади. Нади Шуддхи – основа Йоги.
Это первая часть Йоги.
Подобно тому, как вы можете остановить работу всего завода, если можете остановить маховик двигателя конвейера, точно так же вы можете остановить функции всех органов тела, если можете контролировать тонкую, психическую Прану, обуздав дыхание. Поэтому для контроля Праны предписана Пранаяма. Прана – одежда ума.
Если вы можете контролировать Прану, вы можете контролировать ум и Вирью, поскольку Прана, Вирья и ум находятся под одной Самбандхой. Если вы можете контролировать ум, дыхание остановится само. Прана будет взята под контроль. Подобно тому, как в грубом физическом теле существует нервная система, аналогично этому имеется нервная система в астральном теле. Нервная система физического тела - это Стхуля Прана.
Нервной системой астрального тела является Сукшма Прана. Имеется тесная связь между этими двумя Пранами. Между ними также осуществляется взаимодействие.
Контролируя процесс дыхания, вы можете эффективно управлять различными функциями тела. Вы можете очень легко и быстро контролировать и развивать тело, ум и душу. Психическое лечение, Телепатия, Ясновидение, чтение мыслей и другие Сиддхи являются следствием контроля над Праной. Процесс, с помощью которого Прана контролируется при регуляции дыхания, называется Пранаяма.
С помощью Пранаямы вы можете контролировать своё положение и характер, можете сознательно гармонизировать универсальную индивидуальную жизнь с космической жизнью.
Пранаяма
В соответствии с разной конституцией, темпераментом и целями, в Пранаяме существует множество разнообразных упражнений: глубокое дыхание, Сукха Пурвака (легко, удобно), Пранаяма при ходьбе, Пранаяма во время медитации, Ритмическое дыхание, Сурьябхеда, Уджджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плявини, Кеваля Кумбхака и т.д. Из всех вышеуказанных упражнений, лишь последние восемь описаны в текстах Хатха Йоги.
Нади Шуддхи
Перед началом практики Пранаямы вы должны очистить Нади. Только тогда вы получите от Пранаямы максимальную пользу. Очищение Нади (Нади-Шуддхи) осуществляется с использованием Биджи или без неё – Саману или Нирману. При первой форме йог, сидя в Падмасане или Сиддхасане, посылает молитву Гуру и медитирует на нём.
Медитируя на Ян, он выполняет вдох через Иду с Джапой Биджи 16 раз, Кумбхаку с Джапой Биджи 64 раза и затем выдох через солнечную Нади и Джапу Биджи 32 раза. Огонь, поднятый из Манипуры, соединяется с Притхиви. Затем следует вдох через солнечную Нади с Вахни Биджей Ран. 16 раз, Кумбхака с 64 Джапами Биджи, сопровождаемая выдохом через лунную Нади и Джапой Биджи 32 раза. Затем, он медитирует на лунном блеске, пристально глядя на кончик носа, и выдыхает через Иду с Джапой Биджи Тхан 16 раз.
Кумбхака выполняется с Биджей «Ван» 64 раза. Он представляет, что наполняется нектаром и промывает Нади. Он выдыхает через Пингалю с 32 Джапами Биджи «Лян» и представляет себя окрепшим благодаря этому.
Теперь я опишу лишь несколько важнейших упражнений, которые полезны для пробуждения Кундалини.
Сядьте в Падмасану или Сиддхасану. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки. Вдыхайте (Пурака) через левую ноздрю, пока медленно не сосчитаете до трёх ОМ. Представляйте, что вы вдыхаете Прану из атмосферного воздуха.
В процессе практики вы действительно почувствуете, что втягиваете Прану. Затем, зажмите левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцами правой руки. Задержите дыхание, пока не сосчитаете ОМ 12 раз. Пошлите поток вниз к Мулядхара Чакре. Ощущайте, как нервный ток ударяет по Мулядхара Чакре и пробуждает Кундалини.
Уберите большой палец правой руки и выдыхайте через правую ноздрю, пока не сосчитаете ОМ 6 раз. Опять вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание и выдыхайте через левую ноздрю, как указано выше. Все вышеперечисленные 6 стадий составляют одну Пранаяму. Начните с 6 Пранаям утром и 6 Пранаям вечером.
Постепенно увеличивайте до 20 Пранаям за каждый подход. Отношение вдоха, задержки и выдоха – 1:4:2. Вы должны постепенно увеличивать период Кумбхаки.
Будьте осторожны при выполнении Кумбхаки. Совершая её так долго, сколько вам удобно это делать. Не торопитесь. Будьте терпеливым.
Сжимайте анус и делайте также Муля Бандху. Концентрируйтесь на Чакре и медитируйте на Кундалини. Это наиболее важная часть этого упражнения.
В этой Пранаяме глубокая концентрация внимания играет жизненно важную роль в пробуждении Кундалини. Кундалини будет быстро пробуждена, если степень концентрации внимания высока и практика осуществляется регулярно.
Это упражнение устраняет все болезни, очищает Нади, делает устойчивым блуждающий ум, улучшает пищеварение, кровообращение, помогает Брахмачарье и пробуждает Кундалини. Из организма выводятся все шлаки.
Характерной чертой этого упражнения является быстрая последовательность энергичных выдохов. Бхастрика в переводе с Санскрита означает «кузнечные мехи». Подобно тому, как кузнец быстро раздувает кузнечные мехи, точно так же вы должны быстро вдыхать и выдыхать.
Сядьте в свою любимую Асану. Закройте рот. Быстро вдыхайте и выдыхайте 20 раз, подобно кузнечным мехам. Расширяйте и сжимайте грудную клетку во время вдоха и выдоха. При выполнении этой Пранаямы создаётся шипящий звук.
Вы должны начать с энергичных выдохов, следующих один за другим в быстрой последовательности. После 20 таких выдохов сделайте глубокий вдох и как можно дольше задержите дыхание, не испытывая неудобств, а затем сделайте медленный выдох. Это один цикл Бхастрики.
Начните с 10 выдохов за один цикл и постепенно доведите до 20-25 за цикл. Период Кумбхаки также должен постепенно и осторожно увеличиваться. После одного цикла отдохните и начните следующий цикл.
Вначале выполните 3 цикла и, после соответствующей тренировки, выполняйте 20 циклов утром и 20 циклов вечером.
Продвинутые ученики выполняют эту Пранаяму после частичного закрытия голосовой щели. Они не издают сильного шума в отличие от начинающих. Они могут выполнять её даже стоя.
Бхастрика устраняет воспаление горла, увеличивает желудочный огонь, уничтожает флегму и все болезни носа и лёгких, устраняет астму, туберкулёз и другие болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и флегмы. Она согревает тело. Это наиболее эффективное упражнение из всех упражнений Пранаямы. Оно даёт возможность Пране пробиться через 3 Грантхи.
Это упражнение обладает также всеми остальные достоинствами Пранаямы Сукха Пурвака.
Сядьте в Падмасану или Сиддхасану. Закройте глаза. Зажмите левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки. Медленно беззвучно вдыхайте через правую ноздрю, как можно дольше, насколько это вам удобно.
Затем зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и задержите дыхание, плотно прижав подбородок к груди (Джаляндхара Бандха). Задержите дыхание, пока из корней волос (из волосяных фолликулов) не выступит пот. Этого нельзя достичь сразу. Вы должны постепенно увеличивать период Кумбхаки. Это критерий предела практики Сурьябхеда Кумбхаки.
Прекратите удерживать Джаляндхара Бандху. Затем очень медленно, беззвучно выдохните через левую ноздрю, зажав правую ноздрю большим пальцем.
«Практика Сурьябхеда Кумбхаки уничтожает разложение и смерть, пробуждает Кундалини».
Ещё и ещё раз выполняйте эту Пранаяму, т.к. она очищает головной мозг и устраняет кишечных глистов. Она устраняет четыре вида зла, причинённого Ваю, и лечит Вату (ревматизм). Она излечивает риниты и всевозможные невралгии.
Погибают черви, которые бывают во фронтальных синусах.