Восприятие божественного запаха


Либо же - йогину следует достичь ментальной стабильности с помощью этих обоих способов.
35. Либо же сверхчувственная деятельность относительно соответствующих объектов при своем возникновении также вызывает ментальную стабильность.
Восприятие божественного запаха у того йогина, который сосредоточен на кончике носа, и есть сверхчувственная деятельность относительно запаха. Восприятие вкуса достигается при сосредоточении на кончике языка, восприятие цвета-формы - на нёбе, восприятие осязаемого - на середине языка и восприятие звука - на основании языка.

И так эти виды сверхчувственной деятельности при своем возникновении фиксируют сознание в устойчивом состоянии, рассеивают сомнения и становятся средством обретения мудрости через йогическое сосредоточение.
Аналогичным образом и проявленную чувственную деятельность относительно луны, солнца, планет, драгоценных камней, светильников, лучей света и т. д. также следует понимать как имеющую соответствующий объект. Ибо, несмотря на то, что истинная сущность реальных объектов, как она есть в действительности, и познается на основании той или иной шастры, логического вывода или наставления учителей - поскольку все это способно показать подлинную природу реальности 1, - до тех пор, пока хотя бы одна какая-либо часть реальности не воспринята собственными органами чувств, все остается таким, как если бы оно было непосредственно неизвестным, и не может вызвать твердого понимания таких тонких предметов, как конечное освобождение и прочее.
Поэтому для того, чтобы подтвердить достоверность шастр, логического вывода и наставления учителей, по крайней мере некоторый специфический предмет должен быть с необходимостью воспринят непосредственно 2. И тогда, если одна сторона предмета, о котором говорилось в этих источниках знания, воспринимается непосредственно, то все остальные тонкие предметы, вплоть до конечного освобождения, вызывают полное доверие. Именно с этой целью и говорится об очищении сознания.
Если возникло состояние сознания, полностью контролирующее беспорядочное функционирование психики, то оно становится способным непосредственно воспринимать тот или иной объект. И когда это происходит, то у него, йогина, беспрепятственно возникают вера, энергия, памятование и сосредоточение.
36. Либо беспечальная и лучезарная..1
Слова ...деятельность... при своем возникновении также вызывает ментальную стабильность надлежит перенести из предыдущей сутры. Здесь имеется в виду постижение буддхи, возникающее у йогина, сосредоточенного на лотосе сердца, ибо сущность разума обнаруживает яркое сияние, подобное акаше 2. Благодаря искусству сохранения устойчивости в таком состоянии, деятельность сознания представляется в форме сияния солнца, луны, планет или драгоценных камней.
Аналогичным образом сознание, растворенное в идее самости, перестает волноваться и становится подобным великому океану, умиротворенным, беспредельным, только-самостью. Сказано в этой связи: Размышляя об атмане как о том, что есть лишь атом, поистине йогин приходит к совершенному знанию: Я есмь 3.
Эта двоякого вида беспечальная деятельность, имеющая объект и только-самость, называется лучезарной. С ее помощью сознание йогина обретает состояние стабильности.
37. Или же сознание, имеющее объектом тех, кто свободен от желаний.
Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, когда оно окрашено восприятием индивидов, свободных от желаний, восприятием, выступающим в качестве объекта сосредоточения 1.
38. Или же сознание, опирающееся на восприятие, полученное в сновидении либо во сне без сновидений 1.
Либо же сознание йогина обретает состояние стабильности, имея в качестве опоры восприятие, полученное в сновидении или во сне без сновидений, или его образ.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
Йогину следует созерцать именно то, что ему приятно. Достигнув стабильности сознания в этом случае, он достигает стабильности и в других случаях.
40. Его могущество распространяется на все - от атома до величайших объектов.
Сознание йогина, проникающее1 в тонкий объект, обретает состояние стабильности, распространяющееся на все мельчайшее вплоть до атома. Сознание, проникающее в грубый объект, достигает стабильности, распространяющейся на все крупное вплоть до величайших по размеру объектов.



Таким образом, отсутствие препятствия для сознания, функционирующего между двумя этими пределами, и есть высшее могущество. Сознание йогина, достигшее такого могущества, более не нуждается в очищении как следствии практики.
Итак, какова же собственная форма сознания, обретшего состояние стабильности, каковы его объекты и ступени сосредоточения?
Об этом говорится в сутре:
41. Сосредоточение есть состояние окрашенности тем объектом, на который сознание опирается, то есть на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание сознания прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
Когда развертывание сознания прекращено означает полное прекращение концептуализирующей деятельности сознания.
Как в случае с драгоценным камнем - использование примера. Подобно тому, как хрусталь окрашивается в тот или иной цвет различных предметов, служащих для него подставкой, и проявляет внешнюю форму своей цветной опоры, так и сознание, окрашенное объектами, на которые оно опирается, как бы ассимилируется объектом и проявляется как видимость собственной формы объекта. Например, будучи окрашено тонким элементом, сознание ассимилируется им и проявляется как собственная форма тонкого элемента. Точно так же, будучи окрашено грубым объектом, сознание ассимилируется им и отражает грубую форму.

Аналогичным образом, окрашенное универсальным различием, сознание ассимилируется им и становится отражением универсальной формы.
Так же это следует понимать и в случае с познавательными процессами и познавательными способностями. Окрашенное процессом познания в качестве своей опоры, сознание ассимилируется им и проявляется как видимость собственной формы процесса познания.

Подобным же образом сознание, окрашенное Пурушей - субъектом познания - как своей опорой, ассимилируется им и проявляется в качестве видимости собственной формы Пуруши - субъекта познания. Так же, будучи окрашено освобожденным Пурушей как своей опорой, сознание, уподобляясь ему, проявляется как видимость собственной формы освобожденного Пуруши.
И таким образом сознание, подобное драгоценному камню, когда оно опирается на субъект познания, или на процесс познания, или на объект познания, то есть на Пурушу, или на органы чувств, или на перво элементы и когда оно окрашено ими, то есть основывается на них, тогда обретает их форму проявления. Такое состояние сознания называется сосредоточением.
42. Здесь 1 сосредоточение с умозрением лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием 2.
Например, хотя слово корова, объект корова и понятие корова различаются между собой, в познавательном процессе они кажутся нераздельными. При анализе обнаруживается, что свойства слова - это одно, свойства объекта - другое, а свойства понятия - третье.

Иначе говоря, их способы существования различны.
Если при этом у йогина в состоянии сосредоточения объект корова и т. п., попавший в сферу его сосредоточенного постижения, оказывается связанным с различением слова, объекта и понятия, то такое неотчетливое состояние сосредоточения называется умозрительным.
Однако когда память йогина очищена от каких-либо следов языковых конвенций и сосредоточенное постижение свободно от всех умозрений, возникающих вследствие вербального свидетельства или логического вывода, объект предстает лишь тем, что он есть сам по себе, и характеризуется только проявлением собственной формы. И это - недискурсивное сосредоточение 3. Оно и есть высшее восприятие как семя вербального свидетельства и умозаключения. И вербальное свидетельство, и умозаключение возникают на его основе.

Более того, такое непосредственное знание не сосуществует со знанием, (полученным на основе вербального свидетельства или умозаключения. Поэтому непосредственное знание йогина, возникшее из недискурсивного сосредоточения, не смешивается с другими источниками познания.
Определение этого недискурсивного сосредоточения проясняется в следующей сутре.
43. Недискурсивное сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно, полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.



Содержание раздела