Саттва буддхи


26.19. В санскритском тексте suryadvara т. е. солнечное сплетение.
28.1. В санскритском тексте urddhaviiminesu.
31.1. В санскритском тексте kurmakara nadi.

По-видимому, имеются в виду каналы бронхиального дерева.
32.1. В санскритском тексте siralf kapala - букв. в черепной коробке.

Согласно Вачаспати Мишре, слова в голове... обозначают канал (nadi), называемый сушумна TV III. 32, с. 154.
33.1. В санскритском тексте pratibha (интуиция), синонимом которой, согласно Вьясе, является озарение (taraka).
34.1. В санскритском тексте brahmapure (ср. Чх.-уп. VIII.

1.1). Как говорит Вачаспати Мишра, слова крепость Брахмы означают сердце... Этот же самый лотос с лепестками, направленными вниз, есть местопребывание органа разума (manas). См.

TV III. 34, с. 154.
35.1. Разъясняя первую часть идей Вьясы, Вачаспати Мишра пишет: Когда даже в условиях значительного преобладания раджаса и тамаса буддхи, характеризующийся светом и исключительной ясностью (atisvacchasya), может при своей трансформации в виде различающего постижения (vivekakbyatirupega) быть абсолютно отличным от чистого континуального сознания (caitanyat), то есть от Пуруши, тогда что говорить о раджасе и тамасе, которые инертны (jada) по своей природе (svabhava).

Имея это в виду, автор сутр (sutrakara) и сказал (uvaca) о саттве и Пуруше. То же самое утверждает и автор бхащыа (itehasyakara);
Саттва буддхи, с ее предрасположеиаостью к ясности... Речь идет не только о буддхи, предрасположенном к ясносзд, но и о буддхи, который трансформируется в форме различающего постижения.

Поскольку он совершенно не загрязнен аффектами и ясен, он абсолютно схож с чистым континуальным сознанием, Поэтому существует их смешение (sankara) TV IIL 35, с. 155.
35.2. Коментатор говорит здесь об опыте (anubhava) психотехнической процедуры, когда ясность и другие состояния будхи ошибочно приписываются чистому сознанию (caitanya), подобно тому как волнение чистой воды, в которой отражается луна, приписывается самой луне. См, TV III.

35, с. 155.
35.3. В комментарии к этой фразе Вачаспати Митра поясняет: Чистое сознание (citi) озаряет то, что по своей природе инертно (jada, мертво), но то, что мертво, не может озарять чистое сознание. Содержание сознания (pratyaya - когниция), представленное Пуруше, по своей сущности то, что не является чистым сознанием. Каким же образом эта когниция может озарять сущность, природа которой - чистое сознание?

TV III. 35, с. 155.
35.4. Дж. Вудс отождествляет эту цитату с той, что приведена в Бр.-уп.

II, 4.14 Woods, 1914, примеч. I.
36.1. В санскритском тексте здесь pratibha - термин, который обычUо передается как интуиция, или интуитивное провидение (инсайт).

По-видимому, в данном контексте pratibha частично соответствует термину abhijna буддийской психотехнической традиции, обозначающему интуитивное знание, способность которого также обретается в результате практики концентрации сознания (samadhi).
36.2. Подробно об этих паранормальных способностях (vibhuti), соответствующих rddhi буддийской психотехнической традиции, см. ЕВ, Fasc.

A-Aca, 1961, с, 100-101.
40.1. В санскритском тексте здесь upadhmanam krtvd - букв. сделав пульсирующим.
41.1. Излагая представления санкхья-йоги относительно органа слуха, Вачаспати Мишра говорит: все органы слуха (srotra), хотя они и относятся к продукту индивидуации (ahankarikanam), содержат в себе акашу, находящуюся в пустом пространстве слухового канала (karnaSaskulTvivaram) в качестве его физической опоры. Именно на нем и основывается способность слуха.

И действительно, если мы повредим (apakara) этот слуховой канал, то орган слуха тоже окажется поврежденным. Акаша является также физической основой звуков, которые служат внешними причинами, сотрудничающими (sahakarinam) с органом слуха. (...)
Процесс слышания основывается на акаше. Кроме того, акаша служит локусом органов слуха, ибо она возникает из тонкого элемента (tanmatra), специфическое свойство которого - звук (Sabda). Таким образом, звук является свойством акаши. ...Поэтому для всех, обладающих органом слуха, существует лишь один тип слышания.



См. TV III.

41, с. 159.
42.1. В санскритском тексте avakdsaddndt.

В данном случае акаша понимается как физическое вместилище, в котором располагаются различные тела и предметы.
42.2. В санскритском тексте laghutula; в переводе Дж.

Вудса также cotton-fibre. См. (Woods, 1914, с. 271.
42.3. В санскритском тексте turnanabhitantu.
43.1. Букв. воображаемое (kalpita).
43.2. В санскритском тексте mahdvideha.
43.3. Согласно комментарию Вачаспати Мишры, эти три рода следствий реализуются в форме рождения (jati), продолжительности жизни (ayus) и в типе опыта (bhoga). См.

TV III. 43, с. 161 , а также YS II.

13.
44.1. В санскритском тексте dharmamdtravyavrttih.

Ср. в этой связи буддийскую концепцию великих элементов (mahabhutani), как она излагается в Энциклопедии Абхидхармы: Каковы элементы, которые упоминались в выражении обусловленная великими элементами?.
Элементы - это фундаментальные элементы земля, вода, огонь и ветер:
Эти четыре фундаментальных элемента называются великими, поскольку они суть носители как своей собственной сущности (svabhava), так и производных (upadaya, вторичных) форм материи (гйра). Они великие, потому что служат основой всей проявленной материи либо потому что связывают воедино все многообразие физических объектов, существующих как совокупность земли, воды, огня и ветра, в которых и обнаруживается их способ деятельности (vrtti).
- В каких же действиях реалиOуется функция этих фундаментальных элементов и какова их внутренняя сущность (svabhava)?
Их функция реализуется в действиях поддержания и т. д.
Фундаментальные элементы (dhatavah) земля, вода, огонь и ветер проявляются соответственно в действиях поддержания (dhrti), притяжения (samgraha), изменения (pakti) и распространения (vyuhana). Под распространением следует понимать развитие (vrddhi) и перемещение (prasarpana).

Таков их способ деятельности.
Их внутренняя сущность, в установленной последовательности, - твердость, влажность, теплота и движение.
Фундаментальный элемент земля - это твердость, вода - влажность, огонь - теплота, ветер - движение.
Движение есть то, благодаря чему непрерывный поток состояний (bhutasrota) существующего объекта непосредственно воспроизводит себя в смежных точках пространства desantara), подобно пламени светильника.
Что такое фундаментальный элемент ветер?
Это способность легко приводить в состояние движе ния,- такова трактовка в Пракаране и сутре. В Пракаране движение определяется и как легкость, то есть производная форма материи (laghutva).

Поэтому та дхарма, внутренняя сущность которой есть движение, называется ветер; его внутренняя сущность проявляется в его действии АКВ I. 11, 12.
44.2. В санскритском тексте pratyastamitabheddvayavdnugata.
44.3. В санскритском тексте yutasiddhdvayava - целое, существование которого установлено как разделяемое на части.
44.4. В санскритском тексте bhutajayibhavati.
45.1. В санскритском тексте tatra - здесь, т. е. из числа восьми совершенных способностей (aisvaryani).
45.2. В санскритском тексте purvasiddha - Первосовершенный, или Изначально совершенный.

По-видимому, имеется в виду Ишвара как творец вселенной.
48.1. В санскритском тексте vikaranabhdva (Ср. также Samkarabhasya II.

1. 31). Согласно Вачаспати Мишре, то обстоятельство, что органы чувств (indnyani) являются и для невоплощенных существ (videhanam) инструментами (karana) восприятия, описывается как действие инструментов восприятия, не имеющих материального субстрата (vikarana).

Желаемое место - Кашмир и прочее. См. TV III.

48, с. 167.
48.2. В санскритском тексте madhupratika, что Дж. Вудс переводит как honey-faced (медоволицый). См.

Woods, 1914, с. 282.
51.1. Четыре типа йогинов: prathamakalpikah - избравший тот образ жизни, который практиковался в первой кальпе; madhabhumika - находящийся на сладостной ступени; prajnajyotih - наделенный светом мудрости; atikrantabhava-шуа - вышедший за пределы того, что следует культивировать. Подробное описание всех четырех типов приводится в комментарии Вачаспати Мишры. См.

TV III. 51, с. 169-170.
Глава IV
ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ (KAIVALYAPADA)
1.1. В санскритском тексте janmasiddhi. Вачаспати Мишра поясняет: Когда карма, следствие которой - наслаждение небесной формой рождения (svargo-pabhoga) и которая совершается тем, кто относится к человеческому роду (manu-syajatiyacarita), оказывается осуществленной в силу той или иной причины, тогда человек благодаря одному лишь факту рождения в соответствующей группе богов обретает другое тело, способное уменьшаться до размеров атома (anima) и прочие сверхобычные способности (siddhi) TV IV.

1, с. 177.



Содержание раздела