Самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний


Причина поддержания - это, например, тело для органов чувств и, наоборот, органы чувств для тела; великие элементы - причина поддержания тел, которые, в свою очередь, выступают взаимной причиной поддержания всех других тел, поскольку животные, люди и боги служат взаимной пользе.
Таковы девять причин. И они могут быть отнесены в той мере, в какой это возможно, также и к другим объектам.

Однако что касается применения средств йоги, то здесь существует причинность лишь двух типов.
Далее рассматриваются вспомогательные средства йоги.
29. Самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний, Логические позы, регуляция дыхания, отвлечение органов чувств, концентрация на объекте, созерцание и сосредоточение - таковы восемь средств осуществления йоги 1.
Далее мы рассмотрим в изложенной последовательности их внутреннюю сущность и способы применения.
30. Самоконтроль - это ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
Из них ненасилие 1 есть непричинение вреда всем живым существам каким бы то ни было способом и во все времена. Последующие виды самоконтроля и соблюдение религиозных предписаний имеют своим корнем 2 это ненасилие. Поскольку их назначение состоит в совершенствовании способности ненасилия, то они излагаются, чтобы научить ему. И практикуются они как дополнительные средства именно для того, чтобы придать ненасилию совершенную форму.

Сказано в этой связи: Поистине, тот - брахман, кто в той мере, в какой он хочет принять многие обеты и соответственно отказывается от насильственных действий, обусловленных небрежением, придает ненасилию все более совершенную форму.
Правдивость есть соответствие речи и ума (манаса) реальной действительности 3. Каковы увиденное, логически выведенное или услышанное, таковы речь и ум. Если слова произнесены кем-либо для того, чтобы передать свое знание другому, они не должны быть лживыми, ошибочными, или лишенными истинного содержания. Их использование имеет целью благо всех живых существ, но отнюдь не причинение им вреда.

Если же слова произносятся с благим намерением, но впоследствии могут причинить вред живым существам, то такие слова будут не правдивыми, а лишь приносящими зло. Из-за ложной праведности, то есть внешнего подобия добродетели, они становятся худшим злом.

Поэтому, имея в виду благо живых существ, надлежит говорить правду.
Воровство есть беззаконное 4 присвоение вещей, принадлежащих другому. Его противоположность - честность как неворовство, представляющая по своей форме отсутствие алчности.
Воздержание есть полный контроль функции половых органов и скрытых потребностей.
Неприятие даров есть отказ от подносимых предметов ввиду понимания всех дефектов, связанных с их получением, сохранением, потерей, привязанностью к ним и их повреждением.
Таковы эти пять видов самоконтроля.
Они же,
31. не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, называются Великий обет 1.
Здесь ненасилие, ограниченное кастой 2,- это, например, насилие, совершаемое рыбаком только по отношению к рыбам, но не к кому-либо другому.

  • Ненасилие, ограниченное местом: Я не буду убивать в святых местах.
  • Ненасилие, ограниченное временем: Я не буду убивать ни в четырнадцатый день лунного месяца, ни в день благого предзнаменования.
  • Ненасилие, ограниченное обстоятельствами 3,- для того, кто воздерживается от трех упомянутых видов: Я буду убивать в интересах богов и брахманов, но не в иных целях. Аналогичным образом насилие совершается кшатриями только в битве, но не в иных случаях.

Ненасилие и прочие виды самоконтроля, не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, должны соблюдаться всегда, то есть на всех стадиях существования и по отношению ко всем объектам. Универсальные - не знающие исключений ни при каких обстоятельствах.

Поэтому такие виды самоконтроля называются Великий обет.
32. Соблюдение религиозных предписаний 1 - это чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
Здесь чистота, достигаемая благодаря земле, воде и прочему, а также принятие чистой пищи и тому подобное есть внешняя чистота. Внутренняя чистота - это устранение загрязненности сознания.


Удовлетворенность - отсутствие желания присвоить больше того, что насущно необходимо.
Подвижничество, или аскетизм,- это терпеливое перенесение крайностей 2 - голода и жажды, холода и зноя, стояния и сидения в неподвижности, а также соблюдение полного молчания и внешняя непроницаемость 3. Это и соответствующие обеты - умерщвление плоти, чандраяна 4, суровая епитимья и прочее.
Самообучение - это изучение шастр, трактующих об освобождении, или многократное повторение священного первослога.
Преданность Ишваре, то есть упование на Него, есть посвящение всех действий этому Высшему наставнику 5. Тот, кто разорвал сеть ложных умозрений и пребывает в себе, лежит ли он, или сидит, стоит или бредет по дороге, может видеть разрушение семени круговорота бытия, может стать вечно освобожденным и наслаждаться блаженством бессмертия. Как было сказано в этой связи, отсюда, то есть из преданности Ишваре, возникает постижение истинной одушевленности, а также устранение препятствий 6.
Когда самоконтролю и соблюдению религиозных предписаний
33. ложные помыслы служат препятствием, следует развивать их противоположности 1.
Когда у этого брахмана возникают ложные помыслы о насилии и т. п., например: Я убью того, кто чинит мне препятствия, Я также солгу, Я присвою его вещи, Я соблазню его жену, Я стану хозяином его собственности,- помыслы, служащие препятствием, уводящие его, словно он в лихорадочном бреду, с правильного пути, пусть он культивирует противоположные помыслы : Поджариваемый на раскаленных углях сансары, я прибегаю к защите практики йоги, даруя безопасность всем живым существам. Пусть он думает: Оставив ложные помыслы, я, подобно собаке, вновь предаюсь им.

Как собака к собственной блевотине, так и я вновь возвращаюсь к тому, от чего я избавился.
Подобная практика может быть использована также и в случаях, упомянутых в других сутрах.
34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном к совершению или одобренном,- возникшие вследствие жадности, гнева или заблуждения, бывают слабыми, средними и сильными и имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому необходимо культивировать их противоположности.
Здесь прежде всего насилие совершенное, побужденное к совершению и одобренное 1; таким образом, оно - трех видов. В свою очередь, каждый из этих трех видов насилия также трех видов: вследствие жадности - из-за мяса и шкуры; вследствие гнева - Он причинил мне вред; вследствие невежества - Это пойдет мне в заслугу.
Жадность, гнев и невежество - также трех видов: слабые, средние и сильные; отсюда насчитывается двадцать семь разновидностей насилия.
Далее, сами эти свойства - слабое, среднее и сильное - также бывают трех видов: слабое-слабое, слабое-среднее, слабое-сильное, среднее-слабое, среднее-среднее, среднее-сильное и, наконец, сильное-слабое, сильное-среднее, сильное-сильное. Таким образом, можно выделить восемьдесят один вид насилия.
Однако, с другой стороны, количество видов насилия бесчисленно по причине различия обязательных, необязательных и общих предписаний и неисчислимости видов живых существ.
Аналогичным образом данная классификация применима также к случаям лжи и прочих дефектов.
Поистине, эти ложные помыслы имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания, поэтому необходимо культивировать их противоположности. Это означает, что бесконечное следствие таких ложных помыслов - страдание и невежество, поэтому необходимо культивирование их противоположностей.
Как известно, тот, кто прибегает к насилию, сначала лишает свою жертву силы, к примеру связывая ее, затем причиняет ей страдание, нападая на нее с ножом или другим орудием, а потом и отнимает жизнь. Но когда он лишает свою жертву силы, его собственный источник жизнедеятельности - сознание и организм - тоже теряет энергию.

Причиняя страдание, он сам испытывает страдание в различных адах или рождаясь в мире животных, голодных духов и т. д. Отнимая жизнь у своей жертвы, он существует в каждое мгновение как бы на грани потери собственной жизни, но, даже желая смерти, он продолжает каким-то образом еще дышать, ибо с неизбежностью должен испытать следствие причиненного страдания. И даже если следствие насилия может быть как-то ослаблено благодаря накопленной ранее добродетели, то и тогда, при обретении счастливой формы рождения, его жизнь будет короткой.



Содержание раздела