Различие между иерархией уровней


- Это может быть и так. Из традиционных текстов (agamatah), в общем известно, каково различие между иерархией уровней.

Но откуда можно знать, какой из них следует за каким?
Поэтому автор говорит: Знанию, что этот уровень... Когда адепт овладел предшествующим йогическим уровнем, это становится основанием для знания того, что происходит на следующем уровне.

Это следует понимать в том смысле, что состояние определяется как тождественное йоге, характеризуемой этим состоянием TV III. 6, с. 121-122.
7.1. В санскритском тексте antarahga.
7.2. Вачаспати Мишра говорит о традиционной иерархии средств, точнее, компонентов йоги (yoganga): Почему везде речь идет о применении санъямы, но не других пяти средств, хотя и то и другое являются компонентами йоги без каких-либо изъятий?
Патанджали отвечает на это: ...три суть внутренние средства... Эти три средства реализации сосредоточения, поскольку их объект тот же самый, что и объект йоги, который должен быть реализован (sadhya), называются прямыми средствами, или факторами (anga). Самоконтроль (yama) и прочие таковыми не являются, поэтому они называются внешними средствами,- таков смысл сказанного (TV III.

7, с. 122.
8.1. В санскритском тексте bahirangam nir6ijasya.
8.2. Объясняя соотношение внешних и внутренних факторов уже в плане йоги как таковой, т. е. собственно психотехнической практики изменения состояний сознания, Вачаспати Мишра пишет: Эти три средства реализации являются непосредственными факторами лишь для когнитивного (samprajnata) сосредоточения, то есть при работе сознания с объектом, но не для некогнитивного (asamprajna-ta - бессознательного) сосредоточения, ибо, раз некогнитивное сосредоточение лишено семени (nirbija), для него не существует того же самого объекта, что у этих трех.

А поскольку некогнитивное сосредоточение возникает после того, как эти три были прекращены (niruddha) на продолжительное время, и вслед за достижением состояния высшего бесстрастия (paramakastha), представляющего неколебимое спокойствие знания (jnana), постольку другое его название - высший предел когнитивной йоги. Поэтому автор говорит: Эти же три... …
Таким образом, то, что определяет (prayojaka) свойство быть внутренним фактором в плане когнитивного сосредоточения - это общность объекта (samanavi-gayatva), а не простая последовательность. Ибо такая последовательность, которая могла бы наблюдаться, например, в случае преданности Ишваре (isvarapra-mdhane) как внешний фактор, сделала бы использование понятия внутреннего фактора логически слишком широким (savyabhicara) TV III.

8, с. 122.
9.1. В сутре vyutthdnanirodhasamskdrayorabhibhdvaprddurbhdvau nirodhaksanaci-ttdnvayo nirodhapariydnzah.
Vyuttfydna - активное проявление - обозначает здесь состояние, противоположное, с одной стороны, nirodha (прекращение, или остановка), а с другой - asaya (латентное, или потенциализированное).
9.2. Санскары (формирующие факторы) продолжают функционировать и при прекращении всех познавательных актов.
9.3. В санскритском тексте abhibhdvapradurbhdvau, что может быть истолковано соответственно как сублимация и активация качественно иного психического состояния, при котором обретаются (adhiyante) санскары, лишенные формирующей способности.
9.4. Вачаспати Мишра стремится максимально прояснить смысл этой сутры и комментария Вьясы к ней.

Намереваясь объяснить три аспекта трансформации (parinama), которые вводятся в сутре III. 16: Вследствие санъямы на трех изменениях, автор задает вопрос относительно лишенного семени (nirbija) сосредоточения: Если... и т. д.?
При обычном активном развертывании сознания и когнитивном сосредоточении ввиду непосредственного испытывания (anubhava) множества отчетливо выраженных трансформаций никакого вопроса не возникает. Но при остановке развертывания сознания его трансформация не является предметом опыта (nanub-huyate).

Тем не менее нельзя считать, что она не существует ввиду того, что она не является предметом опыта, ибо раз сознание (citta - психика) обусловлено тремя базовыми составляющими (то есть гунами), находящимися в непрерывном движении, невозможно, чтобы гуны не подвергались трансформации даже на протяжении одного мгновения, - таков смысл сказанного.


Ответ на вопрос дается в сутре: Изменение остановки (nirodhaparinama).... По сравнению с некогнитивным бессознательным сосредоточением когнитивное сосредоточение - активно проявленное (vyutthana). Остановка, или прекращение (nirodha),- то, благодаря чему деятельность сознания оказывается остановленной (nirudhyate 'nena) - это ненарушаемая отчетливость (ясность) знания (jflanaprasada) и высшее бесстрастие (vairagya).

Ослабление и появление относится здесь к определению их формирующих факторов в состоянии активного проявления (vyutthana) и прекращения деятельности (nirodha), то есть имеется в виду ослабление (исчезновение?) санскары в состоянии активного проявления и появление санскары в состоянии остановки сознания.
Сознание как субстрат (dharmin - носитель качества) в мгновение остановки (nirodhaksana), т. е. при прекращении деятельности сознания (nirodhavasara), нераздельно связано с обоими состояниями (dvayoravasthayoranvayah), ведь сознание как субстрат (dharmi) и при когнитивном, и при некогнитивном сосредоточении по своей внутренней сущности (svarupena) не отличается от сублимированных (abhibhava) или проявляющихся (pradurbhava) санскар.
- Но разве, подобно тому как последующие аффекты (uttare kleSah), основывающиеся на неведении (avidyamula), устраняются (nivartante) при устранении (nivrttau) неведения и потому нет необходимости в допущении (па ...as-thiyate) другого особого усилия (prthakprayatna) для их подавления, санскары, укорененные в активно проявляющихся познавательных актах (vyutthanapra-tyayamulah), не прекращаются с прекращением проявляющихся познавательных актов? И значит, для их прекращения не требуется отдельного формирующего фактора остановки деятельности сознания (nirodhasamskara)?
- Поэтому автор говорит: Активно проявляющиеся санскары... Прекращение действия одной лишь причины не есть основание для прекращения действия следствия. Ведь мы же не считаем, что при прекращении существования ткача (kuvinda) разрушается также и ткань. Однако то следствие, которое обладает сущностной природой причины (karanatmakam karyam), перестает существовать с исчезновением своей причины.

Те последующие аффекты (uttare klesah) были ранее определены как обладающие сущностью неведения; поэтому их прекращение достигается при устранении неведения.
Однако санскары не являются таковыми в смысле обладания сущностью познавательных акточ (pratyaya - содержание сознания), поскольку явление памяти (запоминания) обнаруживается и при давно прекратившемся познавательном акте (ciraniruddhepratyaya). Поэтому даже при остановленных познавательных актах необходимо заниматься (upasamya) накоплением (upacaya) формирующих факторов остановки (деятельности сознания для их полного устранения (vivrtti) - таков смысл комментария Вьясы.

Остальное хорошо понятно (sugamam) TV III. 9, с. 123-124.
10.1. В санскритском тексте tasya prasdntavdhita.
10.2. Что представляет собой трансформация сознания, вызываемая сильной (balavata) санскарой остановки деятельности сознания, когда активно проявляющиеся формирующие факторы преодолены? Автор поэтому разъясняет:
Его спокойное течение достигается благодаря санскаре.
Спокойное, ничем не возмущаемое течение - это лишь непрерывное течение формирующих факторов остановки, свободное от загрязняющего влияния активно проявляющихся санскар.
- Но почему же оно зависит от интенсивности (patava) порождения санскар, а не только лишь от самих санскар?
- Поэтому автор говорит: При ослабленности (mandye) таких санскар. Слово таких указывает на санскару остановки.
Те, кто придерживается чтения (pathanti) не преодолевается, подразумевают в этом случае санскару активного проявления (vyutthana) TV III. 10, с. 124.
11.1. В сутре sarvdrthatailcdgratayoh ksayodayau cittasya samadhiparinamah.

В своем комментарии Вьяса говорит, что и многонаправленность (sarvarthata - букв. всеобъектность) и однонаправленность (ekagrata) - свойства одного и того же сознания (chtadharma).
11.2. В санскритском тексте здесь samadhiyate.
11.3. Вачаспати Мишра поясняет: В этой сутре Патанджали раскрывает состояние трансформации сознания в когнитивном сосредоточении, говоря: Изменение сосредоточения... многонаправленности....
Направленность на множество объектов есть свойство рассеянности сознания (viksiptata - см. подробно YS I. 1.). Будучи всегда существующей (в издании Видьясагары здесь: sa nа, У Бодаса - sa nа), она не исчезает.

Ослабление (ksaya) - постепенное исчезновение (tirobhava). Несуществующее (asad) не возникает в сознании; таким образом, увеличение (udaya - букв. подъем. - Пер.) есть появление (avirbhava). Сознание, которое по самой своей сущности связано с постепенным исчезновением (арауа) многонаправленности и появлением однонаправленности как своими качественными характеристиками... тяготеет к сосредоточению, т. е. специфицируется сосредоточением, которое реализуется (sadhyamana) постепенно в присущей ему последовательности (purvaparibhuta). См. (TV III.

11, с. 124.



Содержание раздела