Преодоление Двандв


VI.4. Преодоление Двандв
Страдание и счастье, удовольствие и боль, обретение и потеря, победа и поражение, жизнь и смерть, добро и зло - всё это является разными сторонами одной и той же медали. Зло не может существовать без добра. Жизнь не может существовать без смерти. Они являются относительными терминами.

Невежественные люди хотят абсолютного счастья в этом мире. Это просто невозможно, это просто ребячество. Они хотят жить без смерти, хотят счастья без несчастья, хотят обретения без какой-либо потери. Если вы не хотите смерти, откажитесь от жизни в чувственном плане. Если вы не хотите боли, откажитесь от чувственного наслаждения.

Боль и наслаждение, жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом. Зло существует, чтобы прославлять добро. Чтобы прославлять любовь, существует ненависть.

Ложь существует, чтобы прославлять правду. Бродяга существует для прославления мудреца.

Проститутка существует для прославления целомудренной женщины, Пативраты. Пьяница существует для прославления трезвенника. Этот мир является очень большим и замечательным музеем. Если бы в этом мире существовали только мудрецы, честные люди и трезвенники, он был бы похож на тюрьму. Разнообразие в проявлении является Свабхавой Пракрити, для того, чтобы поддерживать очарование этого мира.

Преодолейте пары противоположностей или Двандвы и обретите покой в недвойственном и абсолютном Брахмане. Только здесь вы обнаружите абсолютное добро, абсолютное блаженство и абсолютное знание.
VI.5. Найшкармья (состояние бездействия)
Простое спокойное сидение не может сделать человека бездеятельным (Найшкармья). У него в уме будет тысяча и одна Санкальпа.

Ум должен стать совершенно спокойным. Он должен быть абсолютно лишён мыслей.

Только тогда человек обретёт свободу от действия. Я вновь повторю слова из Гиты:
“Никто не может даже на мгновение оставаться действительно бездействующим; это бесполезно, поскольку всякий человек побуждается к действию качествами, рождёнными природой.” (гл.3, Шлока 5).
Качества заставляют человека совершать то или иное действие. И вновь Гита говорит:
“Нет сущности, ни на земле, ни даже на небесах среди сияющих, которая освобождена от этих трёх качеств, порождённых материей.” Лишь тот Йог, который вышел за пределы трёх качеств - Раджаса, Тамаса и Саттвы, - и покоится в Я, может быть действительно бездеятельным. Далее Бог говорит: “Действительно, не может воплощённое существо полностью отбросить действие.” (гл.18, Шлока 11).
Если кто-то спокойно сидит, просто контролируя органы действия с помощью практики Хатха Йоги, и если его ум постоянно пребывает на объектах чувств, он, без сомнения, является совершенным лицемером. Господь Кришна превозносит человека:
“О Арджуна, тот, контролирующий чувства умом, с органами действия, без привязанности выполняет Йогу с помощью действия, тот является достойным.” (гл.3, Шлока 7).
В третьем стихе той же главы Он говорит:
“Никто не может достичь совершенства, то есть свободы от действия и преданности на пути Джнана Йоги, с помощью простого отказа от действия без приобретения Брахма Джнаны.”
VI.6. Медитация и действие
Человек, который медитирует в пещере в Гималаях, находит трудным работать в мире. Он не может медитировать на верхних этажах здания, которое расположено в сердце города. Человек, который работает в миру, находит одинаково трудным оставаться в уединённом месте. Оба они не обладают уравновешенным умом.

Оба несовершенны. Оба имеют однобокое развитие. Человек, который может медитировать, удалившись в уединённое место, в течение шести месяцев, который также может работать от всего сердца в миру другие шесть месяцев, является идеальным Йогом или совершенным человеком. Он является идеальным Карма Йогом.

Он действительно сильный человек. Он обладает интегральным развитием.

Ничто не может расстроить его ум, даже когда он помещён в какие-то неблагоприятные условия или имеет плохое окружение.
Если человек практиковал Пратьяхару, или отвлечение чувств, он может убрать внутрь свой ум, как черепаха или как улитка, которая убирает под раковину свою ногу. Ни один звук не может побеспокоить его ум. Стреляющая пушка, рокочущие звуки двигателя грузовика и телеги на дороге не могут оказать какого-то воздействия на его ум.



Он практически мёртв для мира, но в действительности внутри он очень занят. Он может превратить оживлённый город в огромный лес. Но если человек не обладает способностью к отвлечению или концентрации, он в густом лесу обнаружит большой город. Ученики должны наблюдать и всегда проверять свой ум.

Они должны стараться поддерживать это совершенное равновесие. Подлинная медитация даёт огромную внутреннюю силу. Если человек не может реализовать этот внутренний покой и силу, тогда действительно здесь имеет место какая-то ошибка в Садхане или в медитации. Строительство воздушных замков или Манораджа, Тандри и Аласья (лень), сонное состояние, размышления и другие отрицательные состояния ума не должны ошибочно приниматься за Самадхи или медитацию.

Нетренированные, неопытные ученики всегда совершают ошибки и бывают обмануты.
Лишь микроскопическое меньшинство подходит для полной и глубокой медитации. Подавляющее большинство вначале должно сочетать медитацию с действием.

Когда они действительно преуспеют в медитации, они постепенно могут отказаться от действия.
VI.7. Убейте желание
Арджуна сказал: “Проясни, пожалуйста, что заставляет человека совершить грех действительно неохотно, о Варшнея, как будто это совершается силой принуждения.”
Благословенный Господь сказал: “Это желание, этот гнев порождён качеством движения, всепоглощающим и всеоскверняющим - знай, это как наш враг здесь на земле. Подобно тому, как дым окутывает пламя, как зеркало покрывается пылью, как эмбрион окружён водной оболочкой, так же и это окружено этим. Окружённой является божественная мудрость этим постоянным врагом мудрости в форме желания, которое ненасытно, как пламя. Чувства, ум и рассудок, говорят, должны быть на своём месте; обитатель в теле озадачен этими окружающими мудрость. Следовательно, о лучший из Бхарат, вначале овладей чувствами, ты должен убить такую вещь, как грех, разрушающий ум и знание.

Говорят, что чувства велики, но большим чувств является ум, большим ума является рассудок, а тот, кто больше, чем рассудок, - это Он. Таким образом, поняв Его как более великого, чем рассудок, сдерживая я с помощью Я, убей, о ты, могущественный, врага в форме желания, которого трудно превзойти.” (гл.3, Шлоки 36-43).
Желания никогда не могут насытиться или успокоиться от наслаждения объектами. Но, подобно пламени, которое разгорается всё больше и больше, когда в него подливается масло или подкладываются дрова, точно так же желание становится всё больше, когда оно подкармливается объектами наслаждения.
Если бы вся пища Земли, все драгоценные металлы, все животные и все прекрасные женщины были переданы для обладания человеку, обманутому желанием, они бы потерпели неудачу в попытке дать ему удовлетворение.
Раджа Яяти сказал: “О сын, я наслаждался твоей юностью в полной мере своих желаний до предела своих сил и в соответствии с их вкусами - но желания никогда не умирают. Они никогда не могут быть насыщены потворством. Благодаря потворству они разгораются, как священный огонь, когда в него подливается Гхи.

Если человек становится единственным Богом всей Земли с её рисом, овсом, драгоценными камнями, животными и женщинами, тем не менее, это не будет казаться ему достаточным. Следовательно, жажда наслаждения должна быть отброшена.

Жажда к наслаждению, которую трудно отбросить вредным людям, которая не ослабевает даже к концу жизни, действительно является смертельной болезнью в человеке. Избавление от этой жажды является подлинным счастьем.”
Поймите, что желание является порождением качества Раджас и является человеческим врагом в этой Самсаре. Подлинным врагом всего мира является желание. Это благодаря этому желанию весь вред и страдание приходит к человеческим существам. Когда желание проявляется, оно побуждает человека к действию, и таким образом он совершает различного рода грехи.

Когда человеческие желания не удовлетворены, когда человек стоит на пути их осуществления, он становится гневным. Желание превращается в гнев. Когда человек находится под властью гнева, он совершает все виды грехов. Он теряет свою память, интеллект и понимание. Гневный человек совершает убийство.

Он сам не знает, что он в действительности делает. Он становится очень эмоциональным и импульсивным.

Все вредные действия и плохие качества проистекают из гнева.
Когда желание овладевает человеком, оно прячет от него знание о человеческой истинной природе. Желание обволакивает мудрость, подобно тому, как дым обволакивает огонь. Человек становится эгоистичным. Он становится обманутым.

Он становится рабом страсти и испытывает все виды страданий.
Индрии, или чувства приводят человека к контакту с внешними объектами, и посредством этого возникают желания. Но чувства не являются решающими. Если ум сотрудничает с Индриями, только тогда действует зло. Ум более могущественен, чем Индрии. Ум является командиром.

Рассудок ещё более могущественен, чем ум. Даже если ум приводит на умственную фабрику послание с помощью своей связи с Индриями, чистый рассудок может всецело отвергнуть это. Рассудок более могущественен, чем ум.

За рассудком располагается Я, которое является управляющим и наблюдает за рассудком. Я выше рассудка. Желание обладает весьма сложной и трудной для понимания природой.

Поэтому его очень трудно искоренить или победить. Но с помощью чистого рассудка все желания в конце концов могут быть уничтожены.

В этом нет сомнения. Тогда вы обретёте знание об Атмане, которое принесёт бессмертие, высший покой и вечное блаженство.



Содержание раздела