Йога популярна во всем мире


Тот факт, что учение Йоги дошло до наших дней, свидетельствует о его рациональности и целесообразности для современных людей. В Индии Йогов можно разделить на две группы: Йоги-философы и Йоги-практики. В Йоге существует своя философия, которая носит дуалистический характер, поскольку содержит как религиозные, идеалистические концепции, так и материалистические.

Мировоззрение Йогов представляет интерес не только для специалистов-философов, занимающихся исследованием индийских философских систем, но и для широкого круга людей. Йоги большое внимание уделяют одному из аспектов учения Йоги, а именно Хатха Йоге. При этом Йоги - практики разделяются на непрофессионалов и профессионалов. Непрофессионалы - это люди, занимающиеся Йогой для поддержания здоровья либо для развития своих способностей, гармонии, то есть для физического, психического и духовного самоусовершенствования.

В Индии для них созданы так называемые Институты Йоготерапии и Йогокультуры. Профессионалы руководят работой обителей Йоги (Ашрамы), институтов Йоготерапии, Йога-центров, обучают Йоге и лечат больных людей, используя методы Йоги. Многие из них - врачи, причем прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней (Аюрведу), так и современную медицину. Они прекрасные диагносты, свободно расшифровывают электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, знают все системы лечебных гимнастик мира, знакомы со всеми видами массажа, следят за передовыми достижениями современной медицинской науки.

Есть еще одна, к счастью, немногочисленная группа последователей Йоги, которые используют ее приемы для демонстрации всевозможных трюков и фокусов, нередко небезопасных для здоровья. Истинные Йоги в Индии никогда своими способностями не хвастаются. Это очень скромные люди; и с превеликим трудом, и далеко не всех из них удается уговорить согласиться даже на участие в научно-медицинских экспериментах.
Йога популярна во всем мире. Почти во всех странах созданы общества, секции, клубы, ашрамы, институты Йоготерапии и Йогокультуры или лаборатории при колледжах, университетах, научно-исследовательских институтах, которые пытаются объяснить и научно обосновать достижения Йогов с помощью современных методов исследования, а также проводят практические занятия с желающими овладеть Йогой. Эти организации часто приглашают специалистов из Индии.

Непосредственно в самой Индии с 1965 года действует Указ об изучении Йоги в учебных заведениях, полиции и армии. В ряде стран Хатха Йога введена в систему обязательной физической подготовки военнослужащих, в первую очередь летчиков и подводников. Успешно используют многие прикладные методы Йоги спортсмены и космонавты. В некоторых странах практические комплексы Хатха Йоги регулярно передаются по телевидению. Созданы Международный всемирный союз Йоги со штаб-квартирой в Стокгольме и Европейская ассоциация Йоги, штаб - квартира которой находится в Будапеште.

Миллионы любителей занимаются самостоятельно в домашних условиях.
Ревностными поклонниками физического воспитания по системе Хатка Йога были видные государственные и общественные деятели, известные ученые, представители культуры и искусства. Хатха Йогой занимались не только Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, но также бывший президент США Джон Кеннеди, в Советском Союзе - К.С.Станиславский и другие. Положительно относился к системе Хатха Йога лауреат Нобелевской премии, академик И.П.Павлов, бывшая премьер-министр Индии Индира Ганди брала уроки у руководителя делийского центра Йоги Дхирендры Брахмачари.
Чем же вызван такой интерес к Йоге? Прежде всего, ее громадными возможностями в плане поддержания отличного здоровья, профилактики и лечения многих заболеваний. Советы Йогов по вопросам дыхания, питания, работы, отдыха, физической тренировки и гигиены совпадают с последними рекомендациями современной физиологии и медицины.

Йога способствует установлению психического равновесия, что в наш век стрессов и психологических перегрузок на фоне гиподинамии имеет огромное значение. Психическое и физическое здоровье дают человеку радость, счастье, обеспечивают высокую работоспособность и долголетие. Это не голословное утверждение. Последователи Хатха Йоги действительно выглядят очень молодо даже в преклонном возрасте, имея при этом отличное здоровье, прекрасную физическую форму и высокую работоспособность.



Они обычно скрывают свой возраст, резонно полагая, что им столько лет, насколько хорошо функционируют их главные внутренние органы. Можно за год состариться, как за десять лет (под воздействием болезней, переживаний и т.п.), и, наоборот, за десять лет состариться как за год, ведя естественный образ жизни и нейтрализуя с помощью Йоги действие вредных факторов на организм. При этом еще очень важен психологический настрой, так как он влияет на поведение человека и образ его жизни, заключает функционирование организма в определенные возрастные рамки, что сказывается на изменении скорости старения. Этим и объясняется скрытность Йогов.

Они утверждают, что могут жить столько, сколько захотят. И возраст больше 100 лет для них не редкость (В газете Труд от 26 ноября 1981 года в статье Р.Акопяна Загадка для врачей сообщалось о семидневном захоронении 104 - летнего Йога, который после этого эксперимента остался жив и невредим.).
Если читатель хочет достичь успехов в Йоге, он должен придерживаться указанных в этой книге рекомендаций и постепенно осваивать их практически. Можно прочитать десятки книг по Йоге: этого будет достаточно для того, чтобы в компании друзей блеснуть оригинальностью суждений, но Йогом без практических занятий не станешь. Поэтому не так часто можно встретить истинного Йога даже в самой Индии.

В этом отношении не потеряло своей актуальности древнее высказывание: Из тысячи человек один занимается Йогой, из тысячи занимающихся лишь один становится Йогом.
Есть у Йоги и противники. Их можно разделить на три группы. К первой относятся люди слабохарактерные, ленивые, которые негативным отношением к Йоге хотят прикрыть свою пассивность, слабую волю, отсутствие целеустремленности.

Ко второй группе относятся некоторые религиозные деятели, спортсмены и даже врачи, которые видят в Йоге конкурента для своей деятельности. И, наконец, третью группу составляют невежественные люди, либо получившие искаженную информацию о Йоге, либо вообще ничего толком о ней не знающие.
Предлагаемая книга предназначена для людей, решивших заниматься Йогой как средством формирования основы для духовной самореализации, гармонизации личности, поддержания здоровья, высокой работоспособности и профилактики болезней. Лишь отчасти ее можно рекомендовать лицам, страдающим хроническими заболеваниями, да и то с оговорками: необходимо разрешение лечащего врача на занятия Йогой; заболевания не должны угрожать жизни больного; при занятиях не должно ухудшаться состояние здоровья; нельзя заниматься физическими упражнениями при повышенной температуре, болевых ощущениях, в острых периодах заболевания и при обострении хронических болезней; детям до 6 лет, а людям старше 60 следует соблюдать большую осторожность и постепенность; женщинам нельзя выполнять физические упражнения во время менструаций, с начала 4 месяца беременности и можно возобновить занятия через 3-4 месяца после родов; кроме того, всем страдающим хроническими заболеваниями необходимо внимательно ознакомиться с противопоказаниями по применению отдельных методов и выполнению упражнений. Всегда следует помнить, что Йога - не панацея от всех болезней, тем более при лечении без непосредственного руководства Йога-специалиста.

Но гармонизирующее воздействие системы Йогов часто излечивает от всевозможных недугов, так как организм начинает работать в естественном режиме и побеждает болезнь.
Для тех, кто будет заниматься по программе, изложенной в этой книге, можно порекомендовать ознакомиться с работами следующих авторов-Йогов: Свами Шивананды, Свами Вишнудэвананды, Свами Сатчидананды, Рамкумара Шармы, Дхирендры Брахмачари. Книги этих авторов рассчитаны, как правило, на людей, знакомых с азами Йоги, и поэтому по ним следует заниматься только после усвоения материала, предлагаемого в этой книге.
1.4. ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ
Предположительно в период между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. древнеиндийский философ и грамматик Патанджали систематизировал накопленные к тому времени данные по Йоге в своей книге Йога Сутра. Работа была написана в виде афоризмов, где кратко и схематично излагалась Йога. Позже появились многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к комментариям.
Патанджали описал Аштанга Йогу или 8-миступенчатый путь тренировок: 1)Яма; 2)Нияма; 3)Асана; 4)Пранаяма; 5)Пратьяхара; 6)Дхарана; 7)Дхьяна; 8)Самадхи. Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания, полного господства над собой, соединение души с Богом.
Система Патанджали была признана практически всеми авторитетными последователями Йоги. В ней отражены все аспекты Йоги: Яма и Нияма составляют Крия Йогу; Асана и Пранаяма - Хатха Йогу; Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи - Раджа Йогу. Джнани Йога и Бхакти Йога опираются на принципы Ямы и Ниямы. Карма Йога имеет отношение к любым действиям, следовательно, практическая реализация системы Патанджали - тоже Карма Йога.

Лая Йога, Тантра Йога, Кундалини Йога, Мантра Йога, Самадхи Йога - направления, разделы или разновидности Раджа Йоги с элементами Хатха Йоги.



Содержание раздела