Шесть классов богов


26.12. В санскритском тексте andamadhe vyudham.
26.13. Названия фантастических существ индийской мифологии. Подробно см. соответствующие статьи в РЕ.
26.14. Об этих шести классах богов см. также АКВ III. 1.
26.15. В санскритском тексте aupapadikadeha; ср. upapaduka буддийской традиции. В своем комментарии к "Энциклопедии Абхидхармы" Васубандху говорит:
"Они рождаются самопроизвольно и не походят на обычный зародыш, который пребывает сначала в послезачаточной стадии (kalala) и т.д., а также на тех, кто рожден из яйца (andaja). Они называются саморождающимися потому, что возникают сразу, без семени, крови и т.п.". См.

SAKV, с. 265.
26.16. Ср. АКB Ш. 1, 2: "От этого чувственного мира (kama-dhatu)
2. вверх - мир форм (rupa-dhatu), состоящий из семнадцати местопребываний.
Спрашивается, почему?
Здесь каждое из йогических сосредоточений включает три ступени.
Первое, второе и третье состояния йогического сосредоточения включают каждое по три ступени.
Четвертое, однако, - из восьми ступеней.
Здесь, то есть в мире форм,
Первое состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые соответственно Сонмищем Брахмы, Жрецами Брахмы и Великими Брахманами".
26.17. В "Энциклопедии Абхидхармы":
"Второе состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Ограниченного сияния, Безграничного сияния и Лучезарных (parittabha apramanabha abhasvarah)". См. АКВ III. 2. 26.18. Ср.

АКВ III. 2:
Третье состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Ограниченного блаженства, Безграничного блаженства и Всецелого блаженства.
Четвертое состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Безоблачных, Обладающих избытком добродетели, Обладающих всевозрастающим плодом и пять Чистых местопребываний: Не самые великие, Безмятежные, Прекрасные, Ясновидящие и Высшие.
Эти семнадцать ступеней вместе с пребывающими на них живыми существами и есть мир форм".
26.19. В санскритском тексте suryadvara т.е. солнечное сплетение.
28.1. В санскритском тексте urddhavimaneshu.
31.1. В санскритском тексте kurmakara nadi. По-видимому, имеются в виду каналы бронхиального дерева.
32.1. В санскритском тексте shirah kapala - букв. "в черепной коробке". Согласно Вачаспати Мишре, слова "в голове..." обозначают канал (nadi), называемый "сушумна" TV III.

32, с. 154.
33.1. В санскритском тексте pratibha (интуиция), синонимом которой, согласно Вьясе, является озарение (taraka).
34.1. В санскритском тексте brahmapure (ср. Чх.-уп.

VIII. 1.1). Как говорит Вачаспати Мишра, слова "крепость Брахмы" означают сердце... Этот же самый лотос с лепестками, направленными вниз, есть местопребывание органа разума (manas).

См. TV III. 34, с. 154.
35.1. Разъясняя первую часть идей Вьясы, Вачаспати Мишра пишет: "Когда даже в условиях значительного преобладания раджаса и тамаса буддхи, характеризующийся светом и исключительной ясностью (atisvacchasya), может при своей трансформации в виде различающего постижения (vivekakbyatirupega) быть абсолютно отличным от чистого континуального сознания (chaitanyat), то есть от Пуруши, тогда что говорить о раджасе и тамасе, которые инертны (jada) по своей природе (svabhava). Имея это в виду, автор сутр (sutrakara) и сказал (uvacha)о саттве и Пуруше. То же самое утверждает и автор бхашьи (bhashyakara): "Саттва буддхи, с ее предрасположенностью к ясности..." Речь идет не только о буддхи, предрасположенном к ясности, но и о буддхи, который трансформируется в форме различающего постижения.

Поскольку он совершенно не загрязнен аффектами и ясен, он абсолютно схож с чистым континуальным сознанием, Поэтому существует их смешение (sankara)" TV IIL 35, с. 155.
35.2. Комментатор говорит здесь об опыте (anubhava) психотехнической процедуры, когда ясность и другие состояния буддхи ошибочно приписываются чистому сознанию (chaitanya), "подобно тому как волнение чистой воды, в которой отражается луна, приписывается самой луне". См, TV III.

35, с. 155.
35.3. В комментарии к этой фразе Вачаспати Мишра поясняет: "Чистое сознание (chiti) озаряет то, что по своей природе инертно (jada, мертво), но то, что мертво, не может озарять чистое сознание. Содержание сознания (pratyaya - когниция), представленное Пуруше, по своей сущности то, что не является чистым сознанием. Каким же образом эта когниция может озарять сущность, природа которой - чистое сознание?" TV III.



35, с. 155.
35.4. Дж. Вудс отождествляет эту цитату с той, что приведена в Бр.-уп.

II, 4.14 Woods, 1914, примеч. I.
36.1. В санскритском тексте здесь pratibha - термин, который обычно передается как интуиция, или интуитивное провидение (инсайт). По-видимому, в данном контексте pratibha частично соответствует термину abhijna буддийской психотехнической традиции, обозначающему интуитивное знание, способность которого также обретается в результате практики концентрации сознания (samadhi).
36.2. Подробно об этих паранормальных способностях (vibhuti), соответствующих riddhi буддийской психотехнической традиции, см. ЕВ, Fasc.

A-Aca, 1961, с. 100-101.
40.1. В санскритском тексте здесь upadhmanam kritva - букв. "сделав пульсирующим".
41.1. Излагая представления санкхья-йоги относительно органа слуха, Вачаспати Мишра говорит: "все органы слуха (shrotra), хотя они и относятся к продукту индивидуации (ahankarikanam), содержат в себе акашу, находящуюся в пустом пространстве слухового канала (karnashashkulivivaram) в качестве его физической опоры. Именно на нем и основывается способность слуха.

И действительно, если мы повредим (apakara) этот слуховой канал, то орган слуха тоже окажется поврежденным. Акша является также физической основой звуков, которые служат внешними причинами, "сотрудничающими" (sahakarinam) с органом слуха. (...)
Процесс слышания основывается на акаше. Кроме того, акаша служит локусом органов слуха, ибо она возникает из "тонкого" элемента (tanmatra), специфическое свойство которого - звук (shabda). Таким образом, звук является свойством акаши....Поэтому для всех, обладающих органом слуха, существует лишь один тип слышания". См.

TV III. 41, с. 159.
42.1. В санскритском тексте avakashadanat. В данном случае акаша понимается как физическое вместилище, в котором располагаются различные тела и предметы.
42.2. В санскритском тексте laghutula; в переводе Дж. Вудса также cotton-fibre.

См. (Woods, 1914, с. 271.
42.3. В санскритском тексте turnanabhitantu.
43.1. Букв. "воображаемое" (kalpita).
43.2. В санскритском тексте mahdvideha.
43.3. Согласно комментарию Вачаспати Мишры, эти три рода следствий реализуются в форме рождения (jati), продолжительности жизни (ayus) и в типе опыта (bhoga). См. TV III.

43, с. 161 , а также YS II. 13.
44.1. В санскритском тексте dharmamatravyavrittih. Ср. в этой связи буддийскую концепцию "великих элементов" (mahabhutani), как она излагается в "Энциклопедии Абхидхармы": Каковы элементы, которые упоминались в выражении "обусловленная великими элементами?".
Элементы - это фундаментальные элементы земля, вода, огонь и ветер.
Эти четыре фундаментальных элемента называются великими, поскольку они суть носители как своей собственной сущности (svabhava), так и производных (upadaya, вторичных) форм материи (rupa). Они великие, потому что служат основой всей проявленной материи либо потому что связывают воедино все многообразие физических объектов, существующих как совокупность земли, воды, огня и ветра, в которых и обнаруживается их способ деятельности (vritti).
- В каких же действиях реализуется функция этих фундаментальных элементов и какова их внутренняя сущность (svabhava)?
Их функция реализуется в действиях поддержания и т.д.
Фундаментальные элементы (dhatavah) земля, вода, огонь и ветер проявляются соответственно в действиях поддержания (dhriti), притяжения (samgraha), изменения (pakti) и распространения (vyuhana). Под распространением следует понимать развитие (vriddhi) и перемещение (prasarpana). Таков их способ деятельности.
Их внутренняя сущность, в установленной последовательности, - твердость, влажность, теплота и движение.
Фундаментальный элемент земля - это твердость, вода - влажность, огонь - теплота, ветер - движение.
Движение есть то, благодаря чему непрерывный поток состояний (bhutasrota) существующего объекта непосредственно воспроизводит себя в смежных точках пространства deshantara), подобно пламени светильника.
Что такое фундаментальный элемент ветер?
"Это способность легко приводить в состояние движения", - такова трактовка в "Пракаране" и сутре. В "Пракаране" движение определяется и как легкость, то есть производная форма материи (laghutva). Поэтому та дхарма, внутренняя сущность которой есть движение, называется "ветер"; его внутренняя сущность проявляется в его действии" АКВ I. 11, 12.



Содержание раздела