Последователи И цзкна и даосы



В природе есть тот и другой вид связи, но древние греки взяли за основу один тип отношений, один уровень, в основном ориентируясь на человека, на целесообразность любого воздействия: Невозможно, чтобы одно и то
же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении... это, конечно, самое достоверное из всех начал (Аристотель), Платан: И вообще ни одна из противоположностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превращаться в другую противоположность, ни быть ею, но либо удаляется, либо гибнет.

Последователи И цзкна и даосы взяли за основу другой тип отношений, ориентируясь на природу, рассматривая отношения на уровне необходимости в пределах земли (с необходимостью ночь сменяется днем, жара -холодом, прилив - отливом, покой - движением).

Коротко обобщая, можно выделить по крайней мере три уровня или три типа взаимодействия противоположностей: один уровень, когда противоположности сталкиваются и дают новое качество (единство и борьба противоположностей); второй, когда они переходят друг в друга; и третий уровень, когда их равновесие достигает абсолютного покоя. Можно сказать, что на первом типе отношений сконцентрирована европейская философия, на втором - китайская, на третьем - индийская, хотя речь может идти, конечно, только о разных акцентах, о том, что какое-то из отношений преобладало.

Буддизм махаяны ставит акцент на не существовании противоположностей, нулевом пути: есть - это первая противоположность, не есть - вторая. То, что лежит между ними, не подлежит исследованию, неизреченно; пепроявлено, непостижимо и не имеет длительности. Это и есть нулевой путь, называемый истинным незнанием явлений бытия.

С точки зрения буддизма и даосизма, гармония - не конечная цель мира, а лишь путь к конечной цели. Конечная цель - достижение состояния полного покоя - центра круга, снятие всяких противоположностей, в том числе между покоем и движением. Идеал - достижение идеального покоя (дао, нирвана), опустошенности, бессмертия, возвращения к Одному.

Если Единое - изначальное состояние мира, то Вселенная, пройдя различные стадии взаимодействия инь-ян, которые имеют тенденцию к свертыванию, к непротиворечивому состоянию (энтропия), неизбежно будет стремиться восстановить это единство на новом витке опирали. Слова Лаонцзы можно понять и так: единое (Одно) - изначальное состояние мира; Два - его пут когда единое распадается на два и эти два начинают взаимодействовать. Третье - это то состояние, к которому перейдет мир, когда, завершит свою развертку в двоичной системе, два опять соединятся в одно, мир вступает в новую стадию эволюции.
Интересы китайских мыслителей были сосредоточены на отношении разных уровней мира: единого, не явленного, того, что над формами (синершан), и единичного, явленного в форме (синэрся). Явленное дао не есть постоянное дао - с этих знаменитых слав начинается трактат Лаонцзы. (Сравните - ничто не вечно под луной). Древние говорили: в каждой вещи есть две природы, единая и единичная; единая - это природа неба и земли (космоса) - (тлнь ди чжисин), неоформленная, но содержащая потенцию формы, и вторая - явленная в ци (щи чжи чжйсин).

В первой - все вещи едины, во второй-различны. Значит, ци субстационалыно, носитель формы, которая проявляется на феноменальном уровне, когда начинают взаимодействовать два начала (инъ-ян). Ци - это некая способная к эволюции плазма (в там числе и биоплазма), заполняющая вакуум (пустоту). Ци одновременно пусты и полны, небытийны и бытийны, они постоянно переходят из одного 'состояния в друге, пульсируя в меру Великого Предела (тайцзы).

Ци могут как бы опустошаться, замирать, сворачиваться в точку, когда инь- ян уходят в потенцию, достигая центра круга, и тут же вновь разворачиваются, как бы вновь рождаются. Таково свойство макро- и микромира вообще. Все есть ци - это нужно понимать ее только в количественном, но и в качественном отношении, то есть ци различно, разные ци образуют формы движения. Это и энергия и инерция, и темное, и духовное, это жизненная сила и структура всего сущего. Грубые, замутненные ци образуют материальные сущности, тонкие, легкие ци образуют духовные сущности.



Когда все ци чисты - они проницаемы, когда они темны - они непроницаемы. Когда чистота достигает предела - это шэн ((духовная сущность). Только шэн может вызвать изменения и с его помощью двигается Поднебесная. (Вот направление и ключ к вопросу о цели и смысле жизни и существовании проявленного!)..

Безостановочно вертится мировой круговорот ци: оно то находится в состоянии единого (одного), то под воздействием дао раздваивается и, раздваиваясь, порождает все формы. Исчерпав форму, индивидуальный путь, ци возвращается в изначальное состояние. Находясь в постоянном мировом 'круговороте, ци обусловливает эволюцию.

Благодаря циркуляции ци, идет реализация всех форм жизни, ее восхождение на следующую ступень. У каждого человека свой запас ци - психической энергии. Он может его истощить неправильными действиями, а может и пополнить, и развить. Через человека происходит трансформация ци, его очищение, утончение, через человека осуществляется космический замысел.

Поэтому реальность и человек едины. Это дао. Поэтому смысл человеческого бытия - это трансформация в Дао-человека, то есть в Дао.

Согласно Лаоцзы, человек следует земле, земля - небу, небо - дао, а дао - самому себе. Чжан-цай утверждал: То, что наполняет Вселенную, воспринимаю как свое тело; то, что направляет Вселенную, - как свою природу. Это перекликается со словами Конфуция: ЦЗЮНЬЦЗЫ (истинный человек) не групповой, но всеобщ; сяожень (низкий, мелкий человек) групповой, но не всеобщ.

Если цзюньцзы - в дао, в потоке, то сяожень - препятствие на этом пути: цзюньцзы требователен к себе, сяожень - к другим, Когда люди по причине невежества нарушают правильный ритм инь- ян, их чередование (что было ян, должно стать инь, и наоборот) и их взаимоуравновешенность то начинаются беды. Когда в человеческом организме скапливается слишком
много инь или слишком много ян от неправильного, непомерного употребления тех или иных продуктов, человек заболевает. Если в земной атмосфере проявляется слишком много элементов инь или ян, то происходят сбои в земном организме - перепады в климате, температуре, давлении, изменение активности земной мантии, геомагнитные бури, электрические феномены, атмосферные, в океане, в земле Нарушается правильный ритм в любой сфере.

Потому Красота спасает мир, что восстанавливает нарушенный ритм, по тому врачует она душу, что избавляет не только от психического, но и физического расстройства, придавая циркуляции ци правильный характер По этому китайцы и ассоциировали красоту с гармонией, потомy вслед за словами один раз инь, один раз ян - и есть путь, в Сицы чжуань сказано Тот, кто следует этому, осуществляет до9ро Ибо гармония (добро) лежит в основе мира, мир изначально совершенен Отсюда и путь к совершенству, это путь к дао-человеку, к дао.

Первый закон живописи Се Хе (479-542 гг до н э ) говорит о том же Созвучное ци рождает жизнь. Тогда художник воплощает истинный образ, когда его индивидуальное ци вибрирует в ритме мирового. Наступает душевный резонанс - то состояние единства, понимания без слов, которое китайцы называют хэ
Если ци, обладающее естественным ритмом, рождает жизнь, стало быть, ци, не обладающее таким ритмом, сокращает жизнь А сознательно подойти к пониманию и приложению этого закона может только человек (дао-человек) Именно человеку дано привести все существа к совершенству, гармонизировать мир Таково его назначение в эволюции мира Вот почему к следующей эволюционной ступени Космосу - мир идет через человека. (Сравните у Конфуция: Не путь может расширить человека, а человек может расширить путь)

Развитие даосизм получил в трактатах Лао-цзы, Чзяуан-цзы Хуай-наныцзы, Баопу-щзы (автор Гэ-хун)
Гэ-хун утверждал, что- только обретение дао может принести бессмертие (чан шэнбу сы) и долголетие (шоу, янь мин, ян сии) Мудрецов, посвятивших этому свою жизнь, называли совершенными людьми (чжэнь жэнь) или дао человеком, бессмертным Хранящие Сокровенное Одно могут, соединив мысль и тело воедино, разделяться, превращаясь в трех людей Достигнув утроения, они могут вновь вдменить свое число вплоть до удесятерения.

Это называют принципом разделения Когда тело умножено, тогда человек сам может видеть в своем теле три души хунь и семь душ по, небесные души и души земные (ди чжень).

Одним из интереснейших методов является специальная гимнастика - дао-инь (гимнастические упражнения), а также специальная дыхательная, практика - син-щи Одно (дао) имеет в теле человека дань-тяни - резервуары ци, Киноварные поля, вместилища жизненной энергии, энергии дыхания и т. д. - нижний дань-тянь вмещает цзин, средний - цй, верхний - шэнь, то есть три цветка. Сравним с индийским учением о колесах- чакрах, средоточия энергии-праны. резервуарах ее, которые наполняются за счет притока праны по каналам - нади. Учение о таких каналах есть _ и йароию развито н в даосизме (они играют большую роль и в теории иглоукалывания). Учение о чакрах еще в эпоху Упанишад гласило: там, где нади в теле сходятся вместе подобно спицам в середине колеса, там внутри ан-Атман движется, становясь многоразличным. Здесь под Лиманом (Я, абсолютный субъект) понимается опять-таки явление Брахмана в теле человека, ибо выше говорится (Мундака - упанишада): Знай его одного как Ат-мана, его, в кого вплетены небо, земля и мысль вместе со всеми пранами.

Нижнее Киноварное поле соответствует Свадхиетхана -чакре. Среднее - Манипура-чаи|ре, пространство между бровями - Аджна- чакре, а верхнее Киноварное поле - Сахасрара-чакре.



Содержание раздела