НЕЗАВИСИМОСТЬ


39. Победою над током, называемым Удана, Йог не погружается в воду или в болото и может ходить по остриям.
Удана есть название нервного тока, управляющего легкими и всею верхнею частью тела; и когда Йог делается господином его, он становится легким в весе: он не может утонуть в воде, может ходить по колючкам и лезвиям меча, стоять в огне и т. п.
40. Победою над током Самана он окружается светом.
Когда бы он ни захотел, свет исходит из его тела.
41. Совершением Самьямы над отношением слуха к Акаше приобретается божественный слух.
Акаша - эфир, орудие - слух. Делая Самьяму над ними, Йог приобретает божественный слух: он слышит все; он слышит произнесенное или прозвучавшее за мили от него.
42. Совершением Самьямы над отношением Акаши и тела Йог становится легким, как вата, и может ходить по воздуху.
Акаша есть материал тела; в известной форме она становится телом. Если Йог делает Самьяму над Акашей, материей своего тела, он приобретает легкость Акаши и может ходить по воздуху.
43. Совершением Самьямы над внешними реальными видоизменениями сознания, называемыми великою бестелесностью, достигается исчезновение заслоняющего свет.
Сознание в своем безумии думает, что оно должно действовать в теле. Почему я должен быть связан одною системою нервов и помещать свое "Я" в теле, если сознание вездесущее? Для этого нет никакого основания.

Йог хочет чувствовать свое "Я" всюду, где ему нравится, и если он достиг этого, все заслоняющее свет уходит прочь и всякая темнота и неведение исчезают. Все ему представляется вполне ясным.
44. Совершением Самьямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.
Йог делает Самьяму над элементами, сначала над грубыми, а потом над тонкими их состояниями. Эта Самьяма производится часто одною сектою Буддистов. Они берут ком глины и делают над ней Самьяму, и постепенно видят тонкие материалы, из которых она состоит, и когда узнают все тонкие материалы в ней, получают власть над этими элементами.

Поступая так со всеми элементами, Йог может все их подчинить себе.
45. Отсюда происходит утонченность и проч., прославление тела и неразрушаемость телесных свойств.
Это значит, что Йог приобретает восемь сил. Он может сделать себя огромным, тяжелым, как земля, или легким, как воздух; будет управлять всем, чем захочет; лев будет смирен в его присутствии, подобно лани, и все его желания исполнятся по его воле.
46. Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе, подобной алмазу крепости.
Тело становится несокрушимым: огонь не в состоянии повредить его, ничто не может ранить его, ничто не может разрушить его, пока не захочет сам Йог. "Ломая жезл времени, он живет в этой Вселенной со своим телом". В Ведах написано, что для такого человека нет больше болезни, смерти, страдания.
47. Совершением Самьямы над объектом, знанием и самосознанием органов постепенно получается победа над ними.
При восприятии внешних предметов, органы оставляют свое место в сознании и стремятся к предмету; следствием этого является знание и самосознание. Когда Йог делает Самьяму над этими переходами, он овладевает органами. Возьмите что-нибудь, что вы видите и чувствуете, например, книгу, и сосредоточьте сначала сознание на самой вещи, потом на знании, заключенном в форме книги, и затем на "Я", которое видит книгу.

Посредством этого упражнения все органы будут подчинены.
48. Отсюда происходит просветленное сознание, сила органов, независимо от тела, и покорение природы.
Как вследствие овладения элементами получается просветление тела, так через подчинение сознания приходит просветление сознания.
49. Совершая Самьяму над Саттвой, тот, кто различает разум от Пуруши, приобретает вездесущие и всеведение.
Когда, победив природу и установив различие между Пурушей и природой, Йог видит, что Пуруша неуничтожаема, чиста и совершенна, он становится всемогущим и всеведущим.
50. Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла; он достигает Кайвалья.
Он достигает обособления, независимости. Тогда человек свободен. Когда он откажется даже от мысли о всемогуществе и всеведении, наступит полное отвержение наслаждений и искушений со стороны небесных существ Когда Йог видел все эти удивительные силы и отверг их, он достигает цели. Что такое все эти силы? Простые проявления.



Они не лучше, чем грезы. Даже всемогущество - греза. Оно зависит от сознания.

Его можно понять, пока существует сознание, но ведь цель выше сознания.
51. Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных существ, под страхом возобновления зла.
Существуют и другие опасности: боги и другие существа приходят искушать Йога. Они не хотят, чтоб кто-нибудь был вполне свободен. Они завистливы, как мы, и иногда хуже, чем мы.

Они очень боятся потерять свои места. Те Йоги, которые не достигают совершенства, умирают и становятся богами; оставивши прямую дорогу, они идут на одну из боковых и приобретают эти силы. Тогда они должны родиться опять; но тот, кто довольно силен, чтобы устоять против этих искушений, и идет прямо к цели, становится свободным.
52. Совершением Самьямы над частицею времени и ее кратными приобретается распознавание.
Как мы должны избегать всего этого: Дев, небес и сил? - Распознаванием, знанием добра и зла. Поэтому и дается Самьяма, которою может быть укреплена сила распознавания. Это Самьяма над частицею времени.
53. То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то будет распознано вышеуказанной Самьямой.
Несчастья, которые мы испытываем, происходят от неведения, от неразличения действительного и недействительного. Мы все принимаем дурное за хорошее и призрачное за действительное. Только одна душа реальна, и мы это забыли. Тело есть нереальный сон, а мы думаем, что мы все суть тела. Это неразличение есть причина страдания, а оно происходит от неведения.

Когда приходит распознавание, оно приносит силу, и только тогда мы устраняем все эти разные мысли о теле, о небе, о богах и Девах. Это неведение возникает вследствие разделения на виды, признаки и места. Например, возьмем корову. Корова отличается от собаки как вид. А из коров как мы отличаем одну от другой?

По признакам. Если два предмета совершенно одинаковы, они могут быть различаемы, если находятся в разных местах. Когда предметы так перемешаны, что даже эти различия не помогают нам, сила распознавания, приобретенная вышеупомянутым упражнением, дает нам способность различить их.

Высшая философия Йога основана на том факте, что Пуруша чиста и совершенна и только одна проста во всей Вселенной. Тело и сознание составные, и все-таки мы всегда отожествляем себя с ними. Большая ошибка, что различение утрачено.

Когда сила распознавания достигнута, человек видит, что все в этом мире, умственном и физическом, сложно и, как такое, не может быть душой.
54. Спасающее знание есть то знание распознавания, которое обнимает все предметы, все средства.
Разобщение вот цель. Когда оно достигнуто, душа находит, что она одна была всегда и что не требуется никого, чтоб сделать ее счастливою. Пока мы нуждаемся еще, чтобы кто-нибудь сделал нас счастливыми, мы рабы.

Когда душа увидит, что она свободна и не нуждается ни в чем для дополнения себя, тогда природа ей совершенно не нужна, тогда свобода достигнута, тогда наступает Кайвалья.
55. Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.
Когда душа видит, что она не зависит ни от чего во Вселенной, от богов до самых низших атомов, это называется Кайвалья (разобщение) и совершенство. Она достигается, когда эта смесь чистоты и нечистоты, называемая сознанием, сделается такой чистой, как сама Пуруша; когда Саттва, сознание, отражает только неограниченную качествами сущность чистоты, которая и есть Пуруша.
Глава 4
НЕЗАВИСИМОСТЬ
1. Сиддхи (силы) приобретаются от рождения химическими средствами, силою слов, самообузданием или сосредоточением.
Иногда человек родится с Сиддхами (силами), конечно, вследствие упражнения в этих силах во время предшествовавшей жизни. Он родился в этот раз как бы для того, чтоб наслаждаться плодами своих прежних упражнений. Говорят о Капила, великом отце философии Санкхья, что он родился Сидхой, что буквально значит: человек, достигший успеха.
Йоги говорят, что эти силы могут быть также приобретены при помощи химических средств. Все мы знаем, что химия вначале была алхимией: люди отыскивали философский камень, жизненный эликсир и т. п. В Индии была секта, называемая Расаяны. По ее учению, стремление к идеальности, знанию, духовности и религии совершенно правильно; но достигнуть их можно только при посредстве тела, служащего для этого орудием. Если тело со временем разрушается, нужно гораздо больше времени для достижения цели.

Например, человек упражняется в Йоге и хочет сделаться бестелесным. Раньше, чем достигнуть серьезных успехов, он умирает. Тогда он берет другое тело и начинает снова; затем опять умирает и т. д. Таким образом, то умирая, то опять рождаясь, он теряет много времени. Но если б его тело могло сделаться настолько сильным и совершенным, что могло бы освободиться от рождения и смерти, он имел бы гораздо больше времени для того, чтобы стать бестелесным.

Расаяны говорят, что тело должно быть сделано очень крепким и что оно может быть сделано бессмертным. Их идея заключается в том, что если сознание вырабатывает тело и если верно, что каждое сознание есть только частичное проявление бесконечной энергии и что для каждого частичного проявления нет пределов получать какое угодно количество силы извне, то почему невозможно, чтоб мы удержали наше тело навсегда. Мы сами должны создавать все тела, которые когда-либо будем иметь. Как только это тело умирает, мы должны создать другое.

Если мы в состоянии это сделать, почему мы не можем сделать то же здесь теперь, не уходя? Теория вполне правильна. Если возможно, что мы живем после смерти и создаем наши новые тела, почему невозможно, чтоб мы были в состоянии создавать эти тела здесь, без полного разложения настоящего тела, просто постоянно возобновляя разрушенные частицы его; Они также думают, что в ртути и сере скрыта в высшей степени удивительная сила и что посредством известных их препаратов человек может сохранять тело так долго, как ему годно. Некоторые верят, что известные снадобья могут дать такие силы, как летать по воздуху и проч.

Многими из самых удивительных Лекарств настоящего времени мы обязаны Расаянам, особенно употреблением в медицине металлов. Некоторые секты Йогов заявляют, что многие из их главных учителей еще живут в их старых телах. Патанджали, великий авторитет Йоги, не отрицает этого.



Содержание раздела