Асана - упражнения с телом.


Упражнения и интерес к различным компонентам йоги постепенно уменьшают влияние таких помех, как превратное понимание (2-3). Тогда свет восприятия становится ярче и различие между тем, что воспринимает, и тем, что воспринимается, становится все более и более очевидным. После этого все может быть понято без ошибок.
Если разум очищен от помех, мешающих реальному восприятию, можно избавиться от ошибок и изъянов в восприятии. Действия освобождаются от последствий, таких, как сожаление.
Далее Патанджали представляет компоненты йоги:
2-29
yamaniyamasanapranayamapratyahara
dharanadhyanasamadhayo 'stavangani
Существует восемь компонентов йоги. Это:
1. Яма - наше отношение к окружению.
2. Нияма - наше отношение к себе.
3. Асана - упражнения с телом.
4. Пранаяма - упражнения с дыханием.
5. Пратьяхара - ограничение наших ощущений.
6. Дхарана - способность направлять наш разум.
7. Дхьяна - способность развить взаимодействие с тем, что мы стремимся понять.
8. Самадхи - полная интеграция с объектом, который мы намерены понять.
Порядок представления эволюционирует от анализа внешних связей к очень интенсивному и ярко выраженному состоянию интроспекции. Однако этот порядок совсем не обязателен для освоения. Нет определенных правил или определенных маршрутов. Единственный маршрут, которому нужно следовать, это такой, который максимально способствует достижению состояния, описанного в сутре 1-2.

Все компоненты развиваются одновременно по мере прогресса индивидуума.
2-30
ahimsasatyasteyabrahmacaryaparigraha yamah
В следующих сутрах обсуждаются восемь компонентов йоги:
Яма предусматривает:
1. Предупредительность по отношению ко всему живущему, особенно к безответным, находящимся в затруднительном положении или в положении худшем, чем наше.
2. Правильное общение посредством речи, письменности, жестов и действий.
3. Отсутствие алчности или способность противостоять желанию обладать чужим.
4. Ровное поведение во всех действиях.
5. Отсутствие жадности или способность принять только уместное.
Все вышеперечисленное безусловно зависит от нашего социального и культурного окружения, наших религиозных верований, нашего личного характера и потенциальных возможностей.
То, как мы себя ведем по отношению к нашему окружению, раскрывает состояние разума и нашу индивидуальность. Стук в дверь может многое сказать о характере гостя!
2-31
jstidesakalasamayanavacchinnah sarvabhauma mahavratam
Если мы принимаем такое отношение к нашему окружению безо всяких компромиссов, независимо от нашего социального, культурного, интеллектуального или личного положения, это приближает необратимость.
Мы не можем сразу начать с такого отношения. Если мы без подготовки примем его, то не сможем выдержать. Мы всегда найдем оправдание для нарушения.

Но если мы будем стараться установить причину того, почему мы придерживаемся противоположной точки зрения, и постараемся устранить помехи, из-за которых мы позволяем себе иметь такое мнение, наше отношение постепенно будет меняться.
Препятствия будут преодолены, наше поведение по отношению к другим людям и окружающему миру изменится к лучшему.
2-32
saucasantosatapahsvadhyayesvara-pranidhananini niyamah
Нияма предусматривает:
1. Чистоту или поддержание нашего тела и нашего окружения в чистоте и опрятности.
2. Удовлетворенность (или способность удовлетворяться) тем, что имеешь, и тем, чего не имеешь.
3. Удаление мусора из наших физической и ментальной систем за счет поддержания таких правильных привычек, как сон, упражнения, диета, работа и расслабление.
4. Обучение и необходимость пересматривать и оценивать наши успехи в продвижении вперед.
5. Почитание высшего разума или принятие нашей ограниченности по отношению к всезнающему Богу.
Постепенно эти приоритеты самоустановятся, и правильное отношение разовьется параллельно с устранением нами ошибок и действий, доставляющих неприятности.
2-33
vitarkabadhane pratipaksabhavanam
Как мы можем оценить наше отношение к другим?
Когда встает вопрос о нашем отношении, может помочь анализ возможных последствий альтернативного отношения.
Это означает, что мы должны найти средства интеллектуального исследования последствий различных возможных отношений в данное время и в данных обстоятельствах. Оглядитесь, перед тем как перепрыгивать!

2-34
vitarka himsadayah krtakaritanumodita
lobhakrodhamohapurvaka mrdumadhyadhimatra
duhkhajnanantaphala iti pratipaksabhavanam
Патанджали объясняет это подробнее:
Например, внезапное желание действовать грубо или поощрить или принять грубые действия должно быть сдержано осознанием вредных последствий. Очень часто такие действия являются результатом низменных инстинктов, таких, как гнев, алчность или предвзятое суждение. Вне зависимости от наших побуждений, осознание возможных последствий может предотвратить подобные действия.
Очень часто наше отношение к людям, жизненным ситуациям и идеям не очень ясно. Поэтому резкий шаг может повлечь за собой весьма нежелательные последствия. При таких обстоятельствах приветствуется любая возможность поразмыслить еще раз.

Профилактика лучше лечения.
2-35
ahimsapratisthayarm tatsannidhau vairatyagah
Нам следует помнить, что существуют индивидуальные отличия. Некоторые из нас чувствуют себя достаточно комфортно, исследуя собственные мотивы и отношения. Другим очень трудно размышлять о самом себе.

Патанджали описывает признаки прогресса в каждом из десяти аспектов, перечисленных в сутрах 2-30 и 2-31.
Чем более вы внимательны, тем более дружеское отношение к себе вы вызываете своим присутствием.
Даже те, кто проявляет враждебность в другое время и среди других людей, могут показать себя с иной стороны, и вести себя дружелюбно в вашем присутствии.
2-36
satyapratisthayam kriyaphalasrayatvam
Человек, которому свойствен высокий уровень правильного общения, не потерпит неудачу в своих действиях.
Способность быть честным в общении, полном сочувствия, не ранящем других, свойственна состоянию ясности. В таком состоянии человек не может совершать ошибочных действий.
2-37
asteyapratishayam sarvaratnopasthanam
Человеку правдивому, не домогающемуся чужого, все доверяют и делятся с ним самым ценным.
2-38
brahmacaryapratisthayam viryalabhah
В лучшем своем проявлении умеренность вырабатывает высшую индивидуальную жизненную силу.
Ничто не утрачивается нами, если мы стараемся развить умеренность во всех проявлениях. Слишком много чего-либо создает проблемы. Слишком мало может оказаться недостаточным.
2-39
aparigrahasthairye janmakathamtasambodhah
Тот, кто не жадный, пребывает в безопасности. У него есть время глубоко задуматься. Он полностью понимает себя.
Чем больше мы имеем, тем больше об этом приходится заботиться. Время и энергия тратятся на приобретение новых вещей и их защиту. И у нас не остается сил на исследование основных вопросов жизни. Где предел того, что нам следует приобретать? С какой целью, для кого и сколько?

Смерть приходит раньше, чем мы начинаем рассматривать эти вопросы.
2-40
saucatsvangajugupsa parairasamsargah
Если чистоплотность уже развита, она открывает то, что должно постоянно поддерживаться и что остается вечно чистым. Все загнивающее - внешнее. Все чистое - внутри нас.
Наша сверхозабоченность и привязанность к внешним вещам преходящи и поверхностны и должны уменьшаться.
2-41
sattvasuddhisaumanasyaikagryendriya
jaytmadarsana yogyatvani ca
Личность становится способной размышлять о глубинных основах своей индивидуальности, в том числе и об источнике восприятия, не позволяя чувствам затуманить эти рассуждения. Человек освобождается от превратного понимания, накопленного в прошлом.
Обозначить какие-нибудь вещи как наиболее ценные и сохранять их во что бы то ни стало - что может быть абсурднее в жизни? Существуют более важные проблемы. Грязная одежда может придать человеку безобразный вид, но ее можно сменить.

От внутренней грязи не избавиться таким же способом.
2-42
samtosadanuttamah sukhalabhah
Результатом удовлетворенности является полное счастье.
Счастье, которого мы достигаем за счет приобретения, временно. Для поддержания счастья такого типа мы должны находить и приобретать все новое и новое. Этому нет конца.

Но истинная удовлетворенность, ведущая к тотальному счастью и блаженству, единственна в своем роде и неповторима.
2-43
kayendriyasiddhirasuddhiksayattapasah
Удаление нечистоты позволяет телу функционировать более эффективно.
Сдерживаются как физические, так и умственные болезни и недомогания.
2-44
svadhyayadistadevatasamprayogah
Размышления, развитые до высочайшей степени, приближают человека к высшим силам, и это способствует пониманию наиболее сложного.
Чем эффективнее мы мыслим, тем лучше мы понимаем свои слабости и свою силу. Мы обучаемся нивелировать наши слабости и максимально использовать свою силу. И тогда нет предела нашему пониманию.
2-45
samadhisiddhirisvarapranidhanat
Обращение к Богу способствует полному пониманию любого выбранного объекта.
При таком обращении к высшему интеллекту мы обретаем чувство уверенности. После этого не составляет никакой трудности направить разум на объект любой сложности.



Содержание  Назад  Вперед