Во время войны это положение было изменено.


В этих условиях правительство стало использовать традиционные методы покрытия военных расходов – денежную эмиссию, займы, введение новых и повышение действовавших налогов и косвенное обложение.
С начала войны прекратился обмен бумажных денег на золото и наращивался выпуск кредитных билетов. Согласно уставу, Государственный банк мог выпустить кредитных билетов на 300 млн руб. Во время войны это положение было изменено.

Эмиссионное право Госбанка было увеличено до 1,5 млрд руб. Позже эта сумма постоянно росла и достигла 6,5 млрд руб. в 1916 г. За четыре года войны количество кредитных билетов в обращении увеличилось более чем в шесть раз. При этом сокращался золотой запас. До войны золото, находившееся в кладовых Государственного банка, почти полностью обеспечивало кредитные билеты.

В России имелось золота на 1600 млн руб., за границей – примерно на 150 млн руб. при 1633 млн кредитных билетов в обращении. На 1 октября 1917 г. в России хранилось золота на сумму 1294 млн руб. при 17 275 млн кредитных билетов в обращении. В 1916–1917 гг. были выпущены разменные марки и казначейские знаки.
Сокращались и налоговые поступления. В первые три месяца 1917 г. поступления государственного поземельного налога снизились на 32% по сравнению с 1916 г., налоги с городского недвижимого имущества – на 41, с квартирного – на 43, с военного – на 29, с промыслового – на 19, с закладного – на 11, с наследственных пошлин – на 16, со страховых – на 27, с выкупных платежей – на 65%.
Внутренние и внешние заимствования привели к многократному росту государственного долга. На начало 1914 г. государственный долг России равнялся приблизительно 4 млрд руб., на 1 августа 1916 г. он составил 30 млрд руб., а на 1 августа 1917 г. – уже 43 млрд руб.
Прогрессирующая инфляция (к февралю 1917 г. курс рубля на внутреннем рынке упал до 27 коп. при официальном курсе 55 коп.) и дефицит предопределили рост цен на основные товары в 4–5 раз. Потребление у рабочих в 1916 г. при росте номинальной заработной платы составляло менее 50% довоенного уровня.
Описанные процессы в экономической жизни страны в значительной степени усилили отмеченную выше тенденцию к расширению государственного регулирования экономической жизни.
При анализе проблем государственного регулирования в России важно учитывать следующие немаловажные обстоятельства:
• государство имело значительную долю национального богатства, что предопределяло основы экономической политики, ее направленность (попечительство и опека);
• правительство не могло не учитывать возрастающее влияние монополистического капитала;
• при этом правительство имело возможность использовать внутренние противоречия бизнеса для сохранения основных принципов экономической политики и усиления роли государства в хозяйственной жизни страны;
• правительство находилось под постоянным давлением структурообразующего помещичьего сословия, чьи интересы зачастую не совпадали с интересами капитала. А это существенно ограничивало его возможности в согласовании интересов государства и общества.
Российская бюрократия была убеждена в возможности решения задач регулирования прежде всего методами укрепления административно-распорядительных прав власти по отношению ко всем субъектам хозяйственной системы без учета их интересов. Поэтому правительство в течение первого года мировой войны, опасаясь растущего влияния монополистического капитала и будучи уверенным в возможностях государственного аппарата, не шло на расширение сотрудничества. Одновременно правительство оказалось в противоречивой ситуации, поскольку вынуждено было согласовывать интересы торгово-промышленных кругов и помещиков.
Основными задачами военного регулирования экономики правительство считало обеспечение производства материальными ресурсами, а населения (и особенно армии) – продовольствием. Для этого в августе 1915 г. были образованы четыре особых совещания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольственному делу. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства (министрами – военным, путей сообщения, торговли и промышленности, земледелия). В качестве инструментов регулирования должны были использоваться государственные заказы, фиксированные и предельные цены, ограничение свободы торговли вплоть до введения государственной монополии, реквизиции продукции, разрешительная система при межрайонном обмене товарами и перевозке грузов по железным дорогам.



Совещания были призваны разрабатывать планы снабжения армии и населения продовольствием, топливом и т.п., выдавать авансы предприятиям и содействовать в выполнении заказов. По мере ухудшения экономической ситуации правительство стремилось усиливать роль административных рычагов, активизировать непосредственное вмешательство в хозяйственную жизнь и прежде всего в сферу распределения.
17 февраля 1915 г. вышел закон, наделявший местные власти новыми правами: запрещать вывоз сельскохозяйственной продукции за пределы своей губернии, устанавливать предельные цены на хлеб и фураж, закупаемые армией, реквизировать продукты по пониженным ценам (на 15%). Это – важный момент в становлении административного регулирования. В 1916 г. были введены твердые цены на все хлебные сделки, как правило заниженные, что привело к росту рыночных цен, особенно в сентябре 1916 г., и сокрытию производственных запасов.

Эти меры создавали искусственный продовольственный дефицит в городах.
Промышленники России стремились усилить влияние на процессы организации регулирования. Уже в первые недели войны были созданы Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов. В 1915–1916 гг. создавались и множились различные комитеты и общества, росла их роль в жизни страны.

Комитет Красного Креста, первоначально скромная организация, постепенно подчинил себе всю санитарную администрацию страны. Земский и Городской союзы слились в Земгор, чтобы попытаться централизовать военные поставки, особенно со стороны небольших предприятий. В мае 1915 г. по инициативе А. Гучкова наиболее видные представители деловых и промышленных кругов создали Центральный военно-промышленный комитет, на который возлагалась задача организации производства для оборонных нужд и распределения заказов между крупными предприятиями. Благодаря усилиям комитета в 1916 г. снабжение армии несколько улучшилось по сравнению с 1915 г.
Государственная власть, явно теряя контроль за ситуацией, относилась ко всем этим инициативам весьма настороженно, видя в формах общественной организации представителей капитала опасные тенденции политического объединения чуждых самодержавному режиму сил. Но углубление кризиса в стране вынуждало правительство сближаться с бизнесом. После IX съезда представителей торговли и промышленности (май 1915 г.) власти согласились на создание ряда общественных организаций, призванных координировать работу предпринимателей.
Вместо того чтобы поощрять эти патриотические настроения, политика Николая II состояла преимущественно в замене одних некомпетентных и непопулярных министров другими, ничуть не лучшими (за год сменилось пять министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства и три военных министра). В обществе камарилью во главе с Распутиным обвиняли в подготовке сепаратного мира и умышленном потворстве вражескому нашествию на территорию страны. Становилось очевидным, что самодержавие потеряло способность управлять страной и вести войну.
Тем временем резко ухудшилось положение со снабжением продовольствием, топливом промышленных центров, что привело к росту забастовочного движения. Число бастующих росло стремительно: менее 35 тыс. во втором квартале 1914 г., 560 тыс. в 1915 г., 1100 тыс. в 1916г. Условия жизни трудящихся катастрофически ухудшались.

Из перенаселенных, несмотря на мобилизацию, деревень прибывало слишком много дешевых рабочих рук, и это ограничивало рост оплаты труда. Правительство было вынуждено идти на экстренные внеэкономические меры.
С начала 1916 г. в некоторых городах ввели карточки, установили нормы выдачи муки и круп. 30 июня этого же года был принят закон о четырех мясопустных днях в неделю. В конце ноября правительство приняло предложение министра земледелия А.А. Риттиха о введении с января 1917 г. принудительной хлебной разверстки. Предусматривалась поставка 506,5 млн пудов в установленные сроки для армии и военной промышленности.

О снабжении городов должны были позаботиться местные власти. К управлению хозяйством, хоть и в ограниченной форме, были впервые привлечены торгово-промышленные круги. Но все эти меры не ликвидировали хозяйственной разрухи.

В Vппозиции царизму оказались все классы и партии, за исключением крайне правых.
Экономическое состояние страны накануне февральской революции даже представители царизма характеризовали как состояние разрухи и развала. В этом отношении представляет интерес записка М.В. Родзянко, направленная царю в феврале 1917 г., незадолго до революции, в которой он писал, что положение России сейчас катастрофическое и вместе с тем глубоко трагическое.
Приход к власти Временного правительства не мог изменить направления экономической политики. Общие задачи новой власти были сформулированы А.Ф. Керенским: 1) продолжить защиту страны; 2) воссоздать во всей стране действенный административный аппарат; 3) провести необходимые коренные политические и социальные реформы; 4) подготовить путь к преобразованию России из предельно централизованного государства в федеральное.
Все составы правительства сходились на необходимости государственного регулирования экономики и усиления контроля за деятельностью частных торговцев и предпринимателей. Каждый состав правительства заявлял о решимости остановить падение экономики, наладить хозяйственную деятельность в условиях продолжавшейся войны. Все обещали крайнюю бережливость в расходовании народных денег, установление твердых цен на предметы первой необходимости (железо, ткани, керосин, кожи и т.д.) и доставку их населению по возможно пониженным ценам.
Не только социалисты (эсеры и меньшевики), но и кадеты выступали за ограничение свободного рынка. Министр земледелия А.И. Шингарев говорил летом 1917 г.: суровая экономическая необходимость момента неизбежно будет толкать всякую власть – социалистическую или несоциалистическую, безразлично, – на путь монополизации.
Потому одним из первых шагов Временного правительства стало введение хлебной монополии. 25 марта 1917 г. вышло постановление о передаче хлеба в распоряжение государства: Все количество хлеба... за вычетом запаса... необходимого для продовольственных и хозяйственных нужд владельца, поступает... в распоряжение государства и может быть отчуждаемо лишь при посредстве государственных органов.
Хлебовладелец имел право оставить семена для посева, зерно для прокорма скота и для пропитания из расчета 1,25 пуда на члена семьи и наемного работника в месяц, крупы по 10 золотников (золотник = 4,25 г) на душу в день. Разрешалось оставить сверх этого 10% от потребного количества на всякий случай. Весь остальной хлеб подлежал сдаче местным продовольственным органам по твердым ценам (владелец был обязан доставить хлеб на ссыпной пункт).
Вслед за этим были установлены твердые цены на уголь, нефть, металл, лен, кожи, мясо, масло, махорку. Но для решения общеэкономических задач (аграрный вопрос, финансовая система и т.д.) у Временного правительства не было ни времени, ни возможностей. Происходившие в стране процессы в 1917 г. уже не контролировались центральной властью.

Вопросы для повторения

1. Каково содержание Манифеста 19 февраля 1861 г.?
2. В чем суть столыпинской аграрной реформы?
3. Каковы основные черты индустриального развития России?
4. Каковы были задачи Государственного банка?
5. В чем суть реформы, предложенной С.Ю. Витте?
6. Какие особенности развития российского капитализма вы знаете?




Содержание раздела