В рамках общины технический прогресс становился крайне медленным.
Важную роль в консолидации феодального режима в Индии сыграло государственное землевладение, которое в Могольской империи (1586-1761 гг.) декретировалось неоднократно, и феодальная рента маскировалась под налог. Для Индии характерна оброчная эксплуатация крестьянства.
Внешняя торговля Индии в позднее средневековье была довольно обширной. Экспортировались не только продукты сельского хозяйства, но и хлопчатобумажные ткани, даже железо и сталь. Индийские пряности и ткани были известны в Европе. Однако внешние источники накопления капитала оказались малодоступными для купечества Индии. Индия не знала политики меркантилизма, которая сыграла важную роль в генезисе европейского капитализма.
Формированию национального рынка, накоплению капиталов и их промышленному применению мешали политическая раздробленность и военные опустошения.
В XVII в. создалась благоприятная обстановка для английской экспансии. Созданная в 1600 г. Ост-Индская компания неоднократно отправляла свои суда в Индию. Однако вплоть до середины XVIII в. территориальные владения компании оставались довольно скромными и не выходили за рамки торговых факторий. Переломным моментом был 1763 год, когда согласно статьям Парижского мирного договора Франция отказалась от индийских владений и хозяевами Индии становились англичане. После этого начинается стремительное увеличение количества английских владений в Индии.
Завоевание Индии сопровождалось жестоким ее ограблением. Изъятие золота и серебра, произведений искусства и драгоценностей приобрело неслыханные масштабы. Считается, что за 15 лет после захвата Бенгалии англичане вывезли оттуда драгоценностей на сумму 1 млн фунтов стерлингов. Эта огромная по тем временам сумма ускорила промышленный переворот в Англии.
Ограбление Индии оказалось столь выгодным делом, что в 1784 г. английский парламент принял билль об Индии, согласно которому назначался Контрольный совет для наблюдения за деятельностью Ост-Индской компании.
Экономические ресурсы Индии расхищались с помощью налогов. Огромные суммы выплачивались в виде торговой прибыли.
Аграрная политика Ост-Индской компании нашла свое классическое отражение в Бенгалии. Заминдары (откупщики, собиравшие раньше налоги для Великого Могола, а теперь для Ост-Индской компании) 90% собранного налога с крестьян обязывались передавать Ост-Индской компании. Существующая в индийской деревне система "райятвари" означала, что собственниками земли признавались мирасдары, или владельцы наследственных участков, как правило, полноправные общинники.
Торговая эксплуатация Индии ориентировалась на знаменитую "прибыль от отчуждения". В XVII-XVIII вв. торговые операции Ост-Индской компании сводились к вывозу в Англию индийских тканей, селитры, индиго, опиума. До 1813 г. Индия была преимущественно экспортирующей страной.
В 1813 г. Ост-Индская компания лишается монополии на торговые операции с Индией, и в эту страну устремляются многочисленные английские дельцы. Возникают торговые фирмы, специализирующиеся на экспорте промышленных изделий, особенно из Ланкашира. В 1833 г. Ост-Индская компания вообще была лишена коммерческих функций, которые перешли к торговым фирмам "Братьев Рейли", "Братьев Грехэм" и др. Расширились экспортные операции, чему благоприятствовало удешевление фрахта.
Последствия активного ввоза продукции английских фабрикантов оказались катастрофическими для индийского ремесла, ибо оно потеряло рынки сбыта из-за неконкурентоспособности с фабричными товарами. В XIX в. вывоз продукции индийского ремесла на внешние рынки сокращается.
Колониальное порабощение Индии сопровождалось превращением ее в аграрный придаток фабричной промышленности Англии. Выкачка сырья стала одной из важнейших задач Ост-Индской компании. Международное разделение труда приобрело колониальный характер. Из Индии вывозится большое количество зерна, чая, кофе, опиума, индиго, хлопка, шелка.
Важным событием в экономической истории Индии явилось строительство железных дорог, мотивированное экономическими интересами. В 1849 г. была создана 1-я линия близ Калькутты, имевшая "экспериментальное значение". В 1854 г. было открыто движение по линии Бомбей - Тапа, которая стала первой дорогой коммерческого характера. В 60-е годы строительство железных дорог все больше расширялось, и к 1869 г. длина железнодорожных линий достигла 5015 миль.
В первой половине XIX в. английские власти приняли меры по организации парового судоходства, чтобы разрешить проблему транспортировки хлопка. В 40-х годах возникла пароходная компания "Ориентал энд Пинин Сулар Ко", игравшая в дальнейшем важную роль в транспортировке индийских товаров.
В середине XIX в. в Индии начался промышленный переворот. Предпосылки для него были созданы прогрессирующим процессом разложения феодализма. Массовая экспроприация крестьянства создавала необходимые резервы рабочей силы. Вовлечение пауперов в систему фабричного производства приводило к формированию рабочего класса. Процессы первоначального накопления капитала развивались в Индии с давних пор. Несмотря на "омертвение капиталов" в Индии все-таки возникали мануфактурные предприятия и капитал находил применение в промышленности.
Первая хлопкопрядильная и ткацкая фабрика была создана англичанами в Индии в 1815 г. Устойчивые предприятия стали возникать только после 1851 г., когда Бомбейская прядильно-ткацкая компания построила в Бомбее крупную хлопчатобумажную фабрику. На территории Индии в 1879 г. имелось уже 56 фабрик, численность рабочих на которых достигла 43 тыс. человек.
В 60-е годы XIX в. возникло много предприятий для упаковки и прессования экспортного хлопка. Важное значение приобрела джутовая промышленность. В 1882 г. на территории Индии имелось уже 30 джутовых фабрик, из которых 17 были расположены в окрестностях Калькутты.
С началом промышленного переворота возникли и некоторые предприятия тяжелой промышленности. Добыча угля в 1869 г. достигла 467 тыс. тонн. Предпринимались попытки организовать стекольные, металлургические заводы.
До 1870 г. промышленный переворот в Индии не вышел еще из начальной стадии и затронул только некоторые отрасли производства, преимущественно текстильную промышленность.
Основные закономерности генезиса капитализма в Индии были подготовлены разложением феодализма, развитием ремесла и торговли, процессами первоначального накопления капитала. Однако существуют следующие специфические черты капиталистического развития Индии.
1. Необычайная устойчивость феодального режима. 2. Мануфактурная система не получила в Индии широкого развития, хотя имелись крупные капиталы и достаточные резервы рабочей силы. 3. Промышленный переворот начался с большим опозданием. 4. Город не сыграл такой роли в генезисе капитализма, как в Европе. Сказывалась ассимиляция ремесла сельской общиной, что ослабляло позиции индийского города. 5. В Индии наблюдалась гипертрофия торгово-ростовщического капитала. Даже крупные капиталы получали обычно феодальное применение и шли на финансирование князей или оставались в сфере обращения. 6. Капиталистические тенденции в экономике глушились общим господством феодализма и его консерватизмом. Развитие капиталистических отношений тормозили кастовая система, пережитки рабства и особенно тяжелая форма поземельной зависимости крестьян. 7. Меркантилизм и внешние источники накопления не сыграли своей роли в истории индийского капитализма. 8. Генезис капитализма в Индии осложнялся колониализмом, который привел к консервации феодальных отношений и задержал капиталистическое развитие. 9. Экономические последствия колониализма противоречивы. Был нанесен большой урон феодальному землевладению всякого рода конфискациями, а также разрушена сельская община. Установление частной собственности на землю усилило экономическую дифференциацию крестьянства. Переход к денежным налогам стимулировал товаризацию крестьянского хозяйства. Ввоз английских товаров вызвал общий рост внутренней торговли. Обогащение компрадоров привело к образованию крупных капиталов в руках индийской буржуазии. Компрадоры и явились основоположниками фабричной системы.
Таким образом, для Индии характерен колониальный путь генезиса капитализма. Промышленный переворот начался в Индии поздно и опирался на капиталы компрадорского и иностранного происхождения, не исключая возможности превращения ее в аграрный придаток. Развитие промышленности оказалось очень медленным и односторонним. Индия застряла на стадии "ситцевой индустриализации". Развивались преимущественно отрасли промышленности, перерабатывающие местное сырье
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.: В 3 т.: Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1988. 2. Горчаков Р. С. Экономическая история зарубежных стран. - Л., 1964. 3. Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли / Под ред. В. А. Жамина. - М.: Экономика, 1989, 1990. 4. Калиничева Г.И. Экономическая история: Краткий конспект лекций. - К.: МАУП, 2001. - 96 с. 5. Мотылей В.Ч. Экономическая история зарубежных стран. - М., 1961. 6. Паршаков Г. А Экономическое развитие общества: Историческое исследование. - К.: Крещатик, 1992. 7. Полянский Ф. Я. Экономическая история зарубежных стран. - М., 1973. - Т. 1; 1975. - Т. 2 (период империализма). 8. Полянский Ф. Я. Экономическая история капиталистических стран. - М., 1980. - Вып. I; 1981. - Вып. II. 9. Рейхард В. Очерки по экономике докапиталистических формаций. - М., 1934. 10. Скорняков С М. От шумеров до наших дней: Очерк истории земледелия. - М., 1977. 11. Смирнов I. Г. Економічна історія. Етапи світового ринково-індустріального розвитку: Конспект лекцій. - К., 1993. 12. Смирнов І. Г. Історія ринку та торгівлі: Конспект лекційного курсу. - К., 1992. 13. Соболев М. И. Очерки из истории всемирной торговли в связи с развитием экономической жизни // Гермес. Торговля и реклама. - СПб.: ТОО "Аллегория", 1994. 14. Тексты для чтения по экономической истории зарубежных стран. - М., 1971. 15. Травінін К. М., Саричев В. Г. Економічна історія зарубіжних капіталістичних країн. - Донецьк, 1971. 16. Україна і світ. Історія господарства від первісної доби і перших цивілізацій до становлення індустріального суспільства. - К., 1994. 17. Чунтулов В. Т. Экономическая история зарубежных стран. - К., 1959. 18. Экономическая история: Учеб. пособие / Под ред. П. С. Быкова. - М., 1967. 19. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. Голубовича. - М.: Беларусь, 1996, 1997. 20. Экономическая история капиталистических стран / Под ред. В. Г. Ав-донова, Ф. Я. Полянского. - М., 1962. 21. Экономическая история капиталистических стран / Под ред. В. Т. Чунту-лова, В. Г. Сарычева. - М., 1985. 22. Экономическая история капиталистических стран / Под ред. Ф. Я. Полянского, В. А. Жамина. - М., 1971, 1986. 23. Экономическая история СССР и зарубежных стран / Под ред. И. И. Шемякина, П. А. Успенского, В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. - М., 1978. - Ч. I. 24. Яковец Д. В. История цивилизаций: Учебное пособие. - М., 1995.