Экономическое развитие в эпоху промышленного капитализма


Коренные особенности генезиса капитализма в Японии были определены своеобразием ее феодального режима, более устойчивого, чем в европейских странах. Сложившаяся феодальная иерархия способствовала возникновению террористического абсолютистского режима, оберегавшего привилегии князей и самураев.
Тема 4. Экономическое развитие в эпоху промышленного капитализма
1. Экономика Англии в XVIII-XIX в.
Английская буржуазная революция (1642-1648 гг.) уничтожила основные феодальные преграды для развития капитализма и превратила феодальную собственность на землю в капиталистическую частную. Уничтожены были устаревшие правовые нормы, регулировавшие развитие торговли и промышленности, остатки цехового строя и т. п. Одновременно были созданы более благоприятные условия для внешней торговли, колониальной экспансии и вообще для завершения процесса первоначального накопления капитала. Крестьяне подвергались новым "огораживаниям"; государство активно поощряло экспроприацию крестьянства путем издания ряда специальных законов.

Период так называемого первоначального накопления капитала в Англии охватывал время с конца XV до середины XVIII в. Сущность этого процесса сводилась к следующему:

был создан рынок наемной рабочей силы путем экспроприации непосредственных производителей (крестьян, ремесленников);
был достигнут необходимый для перехода к капиталистическому производству уровень накопления капитала и концентрации его в руках торгово-промышленной буржуазии.

Основными методами и источниками первоначального накопления капитала в Англии были такие:

1. Расхищение и присвоение помещиками крестьянских (общинных) земель, спекулятивные сделки с государственными землями. В результате этих процессов в Англии в XVIII в. быстро развивалась капиталистическая фермерско-арендаторская система. Расширился внутренний рынок за счет ликвидации системы натуральных крестьянских хозяйств.
2. Прибыли, получаемые английскими купцами и промышленниками от грабежа колониальных народов. Размеры колониальной торговли постоянно увеличивались. Так, в 1697 г. английский экспорт составлял 3,5 млн ф. ст., в 1770 г. - 14,2, а в 1815 г. - 58,2 млн ф. ст.
3. Система государственных займов и налогов. Предоставление займов государству было выгодным делом для буржуазии, так как облигации займов из-за необходимости их быстрейшей реализации обычно продавались ниже номинала. Кроме того, полученные займы государство тратило на военные цели, и известная часть этих денег возвращалась заимодавцам в форме выгодных подрядов, премий, субсидий и т. п.
4. Протекционистская политика, т. е. такая система различных экономических мероприятий буржуазного государства, которая ускоряла процесс капиталистического развития. Начало протекционизма в Англии было положено Навигационными актами Кромвеля (середина XVII в.), направленными на подрыв морского могущества Голландии. Протекционизм позволял успешно вести конкурентную борьбу с иностранными товарами и защищать молодые отрасли национальной экономики от иностранной конкуренции.

В результате первоначального накопления капитала в Англии к середине XVIII в. были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития капитализма: созданы рынок рабочей силы, значительные накопления капитала, достаточно широкий внутренний рынок и т. д. Развитие мануфактуры достигло своей вершины, создав одновременно предпосылки для перехода к машинному производству: детальное разделение труда, специализацию инструментов, упрощение трудовых процессов, кадры определенной квалификации и т. п.

В 60-е годы XVIII в. в Англии начался промышленный переворот, т. е. процесс смены мануфактуры фабрикой. Сущность промышленного переворота характеризуется двумя моментами:

1) технической революцией, связанной с внедрением машинного производства и заменой им ручного труда;
2) изменениями в социальной сфере, выражающимися в реальном подчинении труда капиталу и возникновении двух основных классов капиталистического общества - буржуа и пролетариев.

Главным содержанием промышленного переворота является капиталистическая индустриализация. Она начинается в Англии с легкой промышленности, точнее - с хлопчатобумажной как наиболее молодой.

В 1733 г. Джон Кей изобрел простейший ткацкий станок с летающим челноком, ускоривший процесс тканья в 2 раза. В 1769 г. изобретена новая прядильная машина - "ваттер-машина", приводившаяся в движение силой воды. В 1799 г. Самюэль Кромптон совместил лучшие качества обеих машин в своей "мюль-машине", дававшей тонкую прочную нить. В 1785 г. Эдмунд Картрайт изобрел ткацкий станок, заменивший ручной труд 40 ткачей. Этим был завершен процесс создания машинной базы в текстильной промышленности. Машины постепенно внедряются в сукноделие, полотняное и шелкоткацкое производство.

Однако все это было усовершенствованием только так называемой рабочей, исполнительной части машины. Подлинный технический переворот начался с изобретения Уаттом в 1784 г. паровой машины, ставшей универсальным двигателем, который применялся в различных отраслях промышленности и в первую очередь в текстильной. Появление паровой машины вызвало быстрое развитие угледобычи и металлургии. С 1779 г. в Англии используется в металлургии каменный уголь, что позволило увеличить выплавку чугуна с 17,4 тыс. тонн в 1740 г. до 125,1 тыс. тонн в 1796 г. Одновременно были усовершенствованы способы передела чугуна в железо и сталь (пудлингование).

Развитие черной металлургии облегчилось тем, что в Англии было много каменного угля. Правда, добыча его сдерживалась плохими транспортными условиями. Строительство каналов (вторая половина XVIII в.) лишь отчасти решило существующие проблемы. Действительно радикально транспортная проблема начала решаться только со строительством железных дорог, а также появлением парового речного и морского транспорта.

Первая железная дорога (61 км) была построена в 1825 г., а в течение 1840-1870 гг. было построено 22 тыс. км железных дорог, т. е. 50% современной железной сети Англии. В морском транспорте использование паровой машины было очень небольшим до последней трети XIX в., так что даже в середине XIX в. 95% тоннажа английского флота приходилось на парусники.

Завершился промышленный переворот изобретением ряда простейших станков (токарного, строгального). С этого времени машины стали производиться машинами, а не вручную.

В результате промышленного переворота в Англии была создана адекватная капитализму машинная база и окончательно победил капиталистический способ производства. Промышленный переворот вызвал быстрый рост промышленного производства. В 1841 г. Англия перерабатывала 528 млн фунтов хлопка-сырца. Увеличился объем выплавки чугуна. Изменилась и структура промышленного производства: вместо суконного производства на первое место вышла хлопчатобумажная промышленность, а также металлургия, добыча каменного угля, машиностроение. Быстро росли города, резко расширились внешнеторговые связи: оборот внешней торговли с 1770 по 1800 г. увеличился в 7-7,5 раза. При этом вследствие дороговизны экспортируемых машин Англия имела активное сальдо торгового баланса, т. е. ее экспорт по стоимости превышал импорт. Изменилась и структура экспорта: главное место среди промышленных товаров вместо шерстяных тканей получили хлопчатобумажные. В импорте наибольшую долю имели хлопок-сырец и продовольственные товары.

В результате того что Англия первая стала на путь капиталистической индустриализации, она значительно опередила другие страны и в течение трех четвертей XIX в. экономически господствовала над всем миром. Особенно выгодным для нее было монопольное положение на мировом рынке. В начале XIX в. осуществляется переход от индивидуального к массовому производству машин, а в 1843 г. отменено запрещение вывозить машины, вследствие чего машиностроение превратилось в экспортную отрасль. Англия стала монопольным поставщиком машин: английские текстильные машины, паровые двигатели и паровозы распространились по всему миру. Английские ткани были также вне конкуренции благодаря дешевизне, обусловленной высоким уровнем механизации. Объемы выплавки чугуна и добычи каменного угля в Англии до середины XIX в. были больше, чем во Франции, Германии и США вместе взятых. Большое значение имело и железнодорожное строительство, осуществлявшееся и в самой Англии, и в ее колониях.

Огромные прибыли, получаемые буржуазией вследствие промышленной гегемонии Англии, стали основой ее финансового могущества. В 1870 г. в Англии было уже 113 акционерных банков и по концентрации банковского капитала она шла впереди других стран. "Обилие" капитала позволило ей раньше других стран начать вывоз капитала в свои колонии. В 1865 г. она имела уже 25 колониальных банков.

До конца XVIII в. сельское хозяйство удовлетворяло основные потребности Англии в продуктах питания. Однако с конца XVIII в. сельское хозяйство начало отставать от развития промышленности, и продукты питания во все больших размерах стали ввозиться из-за границы. Нарушение торговых связей Англии во время войн с Наполеоном привело к резкому росту цен на хлеб, что вызвало увеличение зернового производства.

Содержание раздела