В ходе захватнических войн земли присоединялись к царской собственности.
Крестьяне арендовали землю за плату в виде доли урожая (1/3 зерновых культур и 2/3 садовых). Наряду со свободным населением работали и рабы. Однако рабство в Вавилоне носило патриархальный характер.
Основной производственной единицей вавилонского общества была патриархальная семья, где власть отца над женами и детьми была неограниченной, вплоть до права продажи.
Источниками пополнения рабов были войны и долговая кабала, в которую попадали разорившиеся крестьяне и ремесленники.
В вавилонском обществе была создана сложная социальная структура. Многочисленные своды законов охраняли неприкосновенность всех видов земельной собственности.
Значительного развития в Вавилоне достигла торговля. В кодексе законов царя Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть, масло, финики, рабы, металлические изделия, ткани. Крупную внешнюю (оптовую) торговлю вели богатые купцы (дамкары), но в основном она была монополией государства.
В целом хозяйство Вавилона было глубоко натуральным. Его основа - мелкие, замкнутые сельские общины, ведущие примитивное натуральное хозяйство.
2.3. Экономическое развитие Индии
Экономика восточного рабства характерна и для древней Индии. Первые государства на ее территории возникли еще в III тысячелетии до н. э. Население было разнообразным по этническому составу.
Сведения по истории племен, населявших территорию северо-западной Индии, находятся в священных книгах, содержащих религиозные гимны, древние легенды. Наиболее ранние веды относятся к началу II тысячелетия до н. э. Племена, о которых в них рассказывается, долгое время жили в условиях кочевого скотоводческого быта. В ведах отражен переход к плужному земледелию с применением простейших форм искусственного орошения.
В земледелии древние индийцы использовали легкий и тяжелый плуги. Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были ячмень, рис, кунжут, сахарный тростник.
Индийские ремесленники занимались производством шерстяных и хлопчатобумажных тканей, кожаных изделий, глиняной и медной посуды, повозок, боевых колесниц, лодок, украшений, разнообразных орудий и оружия из меди, а впоследствии и из железа. Появление железа (начало I тысячелетия до н. э.) ускорило подъем производительных сил и образование классового общества.
Общественный строй древней Индии отличался специфической особенностью - наличием особой семейной общины - большой патриархальной семьи, которая была основной хозяйственной единицей индийской деревни. Главным занятием семьи были земледелие и ручное ткачество. Власть главы (отца) была беспредельной.
Политический трактат "Артшахастра" и так называемые законы Ману охраняли частную собственность и обосновывали кастовую систему. Варновый строй был спецификой социальных отношений древней Индии.
Экономический и политический строй древней Индии аналогичен другим древневосточным государствам. Глава государства (раджа) и аристократия (жреческая и бюрократическая верхушка) вели на своих землях рабовладельческое хозяйство. В городах, где жила рабовладельческая знать, процветали ремесла.
Торговля осуществлялась между рабовладельческими городами и районами и носила меновой характер. Денежное обращение было неразвито.
Рабство носило патриархальный характер. Рабы часто имели свое жилье, семью и личное имущество.
Особенностью общественного строя древней Индии являлось сочетание зачаточных форм рабовладельческих отношений и серьезных пережитков первобытнообщинного строя.
Культура древней Индии довольно существенно повлияла на культурное развитие ряда восточных народов. В частности, это выразилось в распространении в Азии буддизма, возникшего в Индии и ставшего одной из мировых религий.
2.4. Хозяйство древнего Китая
В III тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхе жили оседлые земледельческие племена, возделывавшие различные сельскохозяйственные культуры с применением искусственного орошения и использованием соответствующих гидротехнических сооружений.
Древнейшим китайским рабовладельческим образованием было государство Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.) со слаборазвитым хозяйством и преобладанием охоты и рыболовства. Постепенно в экономике древнего Китая получает распространение разведение свиней, овец, коз, буйволов. В хозяйстве начинают использовать лошадей.
Основным занятием древних китайцев являлось земледелие. Оно было общинным с соответственным экономическим значением древней патриархальной семьи. В Китае возделывали просо, пшеницу, сорго, Сельскохозяйственные орудия- мотыга и первобытный плуг, применявшиеся в земледелии, были примитивны. Преобладала подсечная система земледелия, для ведения которой необходимым условием было искусственное орошение.
Ремесленник, занимавшиеся обработкой камня, изготавливали из него ножи, полированные топоры, сосуды, наконечники для стрел, статуэтки, украшения. Металл (бронза) использовался для изготовления оружия и церемониальных сосудов. Высокого уровня развития достиг деревоотделочный промысел. Из различных древесных пород сооружали дома, дворцы, храмы, изготовляли суда, колесницы, луки, стрелы. В гончарном ремесле применялся гончарный круг. Издавна известное в Китае шелководство способствовало развитию текстильного шелкоткацкого ремесла, изготовлению дорогих и тонких тканей.
Торговля в силу примитивности натурального хозяйства носила меновой характер.
Главным источником рабства были войны. Труд рабов применялся для строительства ирригационных сооружений, в земледелии, на горных разработках, в торговле (носильщики).
Появление рабов и расслоение патриархальной общины укрепляют могущество знати и способствуют формированию рабовладельческой аристократии. Верховным жрецом и собственником всех земель в государстве считался царь (ван). Государство Шан-Инь являлось типичной деспотией, опирающейся на бюрократический чиновничий аппарат.
В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабевает и на его территории в XII в. до н. э. образовывается государство Чжоу, просуществовавшее до VIII в. до н. э. По уровню экономического развития оно было более отсталым, нежели Шан-Инь.
В земледелии возделывалось большое количество сельскохозяйственных культур: просо, пшеница, ячмень, бобовые, конопля, тыква, редька, лук, огурцы. Постепенно рис вытеснил все остальные культуры. Земледелие существенно изменилось, начали применяться удобрения. Однако несмотря на создание совершеннейшей ирригационной сети сельскохозяйственные орудия были каменными и деревянными, а тягловой силой - крестьяне.
В аграрных отношениях существовала система "цзинтянь": пахотная земля общины делилась на 9 полей, восемь из которых являлись семейными наделами, а девятое - общинное, урожай с которого шел государству, т. е. был налогом (пахотное поле обрабатывалось всеми общинниками). В VI-V вв. до н. э. система "цзинтянь" разрушается в связи с развитием частнособственнического земледелия, и теперь крестьяне платят налог со всей земельной площади.
Войны и долговая кабала пополняют количество рабов. Работорговля становится одной из статей доходов древнекитайских государств.
Высокого уровня в государстве Чжоу достигли производство оружия и снаряжения, текстильное ремесло, в частности - производство шелковых тканей.
В VIII в. до н. э. государство Чжоу распалось на ряд небольших рабовладельческих образований, постоянно находившихся в состоянии междоусобных войн. Период распада единого государства древнего Китая датируется VIII-III вв. до н. э.
В III в. до н. э. в Китае вновь образовалось централизованное государство во главе с династией Цинь. Целью объединений разрозненных государственных образований была необходимость укрепления сил для борьбы с соседними кочевыми племенами и захвата новых рабов.
В III в. до н. э. с целью защиты страны от вторжения кочевников развернулось строительство Великой Китайской стены.
Возникновение крупного землевладения привело к разорению мелких и средних землевладельцев, что явилось причиной отмирания общинной собственности. Долговая кабала привела к возрастанию количества рабов и как следствие - к развитию активной работорговли.
В эпоху Хань значительно расширилась внешняя торговля с другими государствами. Так, со II в. до н. э. китайцы проникли далеко на запад, вплоть до средней Азии. Вывозили из Китая преимущественно шелк, парчу, изделия из белой керамики и лакированные изделия, а ввозили металлы, стекло, пестрые ковры, лошадей, верблюдов.
Культура Китая своими корнями восходит к глубокой древности. Китайская письменность, возникшая очень рано в форме сложной иероглифики, повлияла на развитие письменности у других народов Азии. Изобретение компаса, способа изготовления бумаги, книгопечатания и применение пороха древними китайцами значительно опередили соответствующие открытия в других странах, в частности в Западной Европе.
Таким образом, можно обобщить особенности восточного рабовладельческого способа производства:
1. Рабство носило патриархальный, домашний характер и рабы не являлись главной производительной силой общества. 2.