Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

 24   Приложения  1  2  

Уточнение целей при планировании диалога с пользователем



Уточнение целей при планировании диалога с пользователем


В составе программы нужно также иметь какое-то средство, которое помогло бы определить, достигнута ли цель, поставленная в плане диалога. Например, согласился ли пользователь с тем, что использование оператора IF делает текст программы более читабельным. Таким образом, необходимо динамически формировать модель поведения пользователя (его предпочтений и доверия к программе) и, сверяясь с этой моделью, проверять, удовлетворяются ли условия использования конкретного оператора планирования. В общих чертах это напоминает тот способ обращения к модели мира, который использовался в STRIPS при выяснении, можно ли протолкнуть ящик из одной комнаты в другую (см. главу 3). Но дополнительную сложность вносит необходимость представлять в модели такие понятия, как доверие и предпочтения пользователя. В системе PEA модель отдельного пользователя формируется на базе стереотипа пользователя, который обладает некоторой усредненной суммой знаний. Например, если речь идет о программировании на языке LISP, т.е. о той области, в которой применяется PEA, то следующий набор выражений представляет те знания, которыми обычно располагают пользователи:

(COMPETENT USER (DO USER REPLACE))

(KNOW-ABOUT USER (CONCEPT PROGRAM))

(KNOW-ABOUT USER (CONCEPT LISP-FUNCTION))

(KNOW-ABOUT USER (CONCEPT S-EXPR))

(KNOW-ABOUT USER (CONCEPT READABILITY))

(KNOW-ABOUT USER (CONCEPT MAINTAINABILITY))

Эти выражения на языке LISP отражают тот факт, что пользователь знает, как с по-Мощью редактора заменить одно выражение другим, имеет представление о программе и функциях языка LISP и т.д. Но система PEA может также учитывать и уровень подготовки не усредненного, а конкретного пользователя, анализируя его поведение и представленный для модификации программный код. Например, программа в процессе просмотра кода выясняет, каким функциям LISP программист отдает предпочтение, и соответственно корректирует модель пользователя. Она также фиксирует, когда пользователь соглашается с предлагаемыми программой мерами модификации анализируемого текста. В результате система способна определить, достигнута ли поставленная цель диалога с пользователем.

Подведем итоги всему сказанному о возможностях системы PEA. Планировщик этой программы располагает сформулированной целью общения с пользователем, с которой он время от времени сверяет свои действия. Как правило, это происходит, когда возникает необходимость убедить в чем-то пользователя. Обладая способностью анализировать уровень подготовки пользователя, система может адекватно формировать пояснения на том уровне детализации, который необходим именно данному пользователю.



Содержание раздела