Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

 24   Приложения  1  2  

Планировщик STRIPS



3.2. Планировщик STRIPS


Программа STRIPS [Fikes and Nilsson, 1971] демонстрирует один из подходов к представлению проблем. Наименование программы — аббревиатура от Stanford Research Institute Problem Solver (решатель проблем Станфордского исследовательского института). Программа предназначалась для решения проблемы формирования плана поведения робота, перемещающего предметы через множество (анфиладу) помещений. Программа STRIPS оказала очень большое влияние на последующие разработки в области искусственного интеллекта, и те базовые методики представления знаний, которые были в ней использованы для формирования действий, не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Текущее состояние окружающей среды — помещений и предметов в них — представляется набором выражений предикат-аргумент, которые в совокупности образуют модель мира. Так, набор формул

W = { at(po6oт, комнатаА), at(ящик1, комнатаБ), at(ящик2, комнатаВ)}

означает, что робот находится в комнате А и имеются два ящика, один из которых находится в комнате Б, а второй — в комнате В.

Действия, которые может выполнить робот, принимают форму операторов, приложимых к текущей модели мира. Эти операторы позволяют добавить в модель некоторые факты (сведения) или изъять их из модели. Например, выполнение операции

"Переместить робот из комнаты А в комнату Б"

в модели мира приведет к формированию новой модели W. При этом факт at (робот, комнатаА) будет изъят из модели, а добавлен факт at (робот, комнатаБ). В результате новая модель мира будет иметь вид

W' = { at (робот, комнатаБ), at (ящик1, комнатаБ), аt (ящик2, комнатаВ)}

Обращаю ваше внимание на то, что сейчас мы обсуждаем только символические преобразования в модели мира и не затрагиваем вопрос о возможности реального перемещения робота из комнаты А в комнату Б. Обладающий интеллектом робот должен быть не только способен изменять свое реальное положение в окружающей среде, но и одновременно менять свое внутренне представление этой среды, знать, где он сейчас находится.



Содержание раздела