Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23

 24   Приложения  1  2  

Таблицы операторов и методика "средство -анализ завершения"



3.2.1. Таблицы операторов и методика "средство -анализ завершения"

Допустимые операции, такие как перемещение робота из одной комнаты в другую или проталкивание объектов, кодируются в таблице операторов. Ниже показан элемент этой таблицы, соответствующий операции push (толкать):

push(X, Y, Z)

Предварительные условия at(po6oT, Y), at(X, Y)

Список удалений at (робот, Y), at(X, Y)

Список добавлений at (робот, Z), at(X, Z)

Здесь выражение push(X, Y, Z)

означает, что объект X выталкивается (роботом) из положения Y в положение Z, причем X, Y и Z — переменные в области значений, охватывающей доступное множество объектов, в то время как робот, комнатаА, ящик1, комнатаБ, ящик2, комнатаВ — это имена конкретных объектов из этого множества.

С точки зрения программиста переменные X, К и Z в определении оператора, заданном элементом таблицы, — это аналоги формальных параметров в определении процедуры, которая соответствует такому действию:

"Вытолкнуть какой-либо объект из какого-либо положения в любое другое положение, если имеют место заданные предварительные условия; затем удалить формулы, указанные в списке удаления, и добавить формулы, указанные в списке добавления".

С точки зрения логики элемент push таблицы операторов может быть прочитан в виде формулы, которая утверждает:

"При любых X, Y и Z объект X выталкивается из Y в Z, если робот и объект X находятся в 7, а затем состояние изменятся заменой Y на Z".

Целевое состояние также представляется формулой, например: а1(ящик1, комнатаА), а^ящик2, комнатаБ).

Программа STRIPS включает множество процедур, которые выполняют различные функции, в частности:

  • обработка списка целей;
  • выбор очередной цели;
  • поиск операторов, которые могут быть использованы для достижения текущей цели;
  • анализ соответствия между целью и формулам в списке добавлений в модель;
  • установка сформулированных предварительных условий в качестве подцелей.
Чтобы представить себе, как на практике использовать подобную "структуру представлений, рассмотрим простую задачу: как готовиться к ленчу с потенциальным клиентом. Для этого, во-первых, нужно иметь в своем распоряжении определенную сумму наличных денег, чтобы расплатиться, во-вторых, нужно проголодаться, поскольку речь идет о приеме пищи. Сформулированные условия можно рассматривать в качестве предварительных для достижения цели "ленч". Эта цель может быть представлена оператором, как на рис. 3.1. После завершения ленча деньги будут потрачены, а у вас исчезнет чувство голода. Эти простые факты нашли отражение в списках удалений и добавлений для оператора have lanch. Однако обладание известной суммой наличных денег нельзя рассматривать как естественное состояние клиента. Сначала нужно получить их в банкомате, что, в свою очередь, требует передвижения. Следовательно, нужно добавить в таблицу операторов еще два элемента — at cash mashine (передвижение к банкомату) и have money (получение наличности).

Этот простой пример обладает довольно интересными свойствами. Отметим, что формулы для модели мира в исходном состоянии

at(work), have(transport)

остаются в неприкосновенности до тех пор, пока мы явно не удалим их. Таким образом, у вас остается возможность передвигаться по городу на протяжении всего времени реализации плана, поскольку формально отсутствуют какие-либо признаки, что эта возможность может быть утеряна (например, автомобиль будет угнан, или вы попадете в дорожную аварию, или по дороге к банкомату кончится бензин). Точно так же может что-нибудь произойти и с банкоматом — он может "зажевать" карточку, или вы можете забыть вытащить ее, или может вдруг появиться механическая рука и ножницами разрезать ее. Но предполагается, что последовательность действий, представленная в сгенерированном машиной плане, не должна предвидеть такие исключительные ситуации, хотя в реальной обстановке это соблюдается далеко не всегда.

Такая стратегия "обратных" рассуждений, т.е. от целей к подцелям, чрезвычайно распространена в программах искусственного интеллекта и экспертных системах, как вы вскоре убедитесь на примере системы MYCIN. Но даже на таком ограниченном множестве операторов, как в нашем примере, может существовать несколько вариантов выполнения действий. В этом случае необходимо будет организовать какой-то механизм поиска наилучшей последовательности операторов, приводящих к достижению сформулированной цели.



Содержание раздела