Знаменательным для российской кредитной системы стал 1754 г


Вскоре после названного указа Анны Иоанновны Монетная контора была преобразована в Монетную канцелярию, что не превратило ее в подлинное кредитное учреждение. Первые попытки организации кредитного дела инициировало государство, в отличие от западных стран, где развивались частные банки. Такой ситуация оставалась до I 1864 г., времени появления частных банков в стране.

Знаменательым для российской кредитной системы стал 1754 г., когда по указу императрицы Елизаветы Петровны в государстве были учреждены Дворянский и Купеческий банки. Первый был открыт при Сенате, второй при Коммерц-коллегии. Уставный капитал для Дворянского банка был определен в 750 тыс. рублей, которые получили от сбора косвенного налога в стране.

Купеческий банк организовался с уставным капиталом в 500 тыс. рублей — из государственных средств монетных дворов.

Дворянский банк выдавал ссуды в одни руки от 500 до 10 тыс. рублей. В залог принимались: золото, серебро, алмазы, села и деревни, каменные строения. Купеческий банк выдавал ссуды на срок до одного года под залог товарами, в 1746 г. ссуды разрешили выдавать под поручительство ратуш и магистратов, созданных еще 'при Петре I. Но услугами этого банка пользовались в основном купцы Санкт-Петербургского порта, так как наличности в банке обычно не хватало. Оба банка просуществовали до 1786 г.

Почти одновременно с этими банками, в 1758 г. возник Медный банк. Его создание было связано с указом Елизаветы Петровны "О мерах вексельного производства" 1757 г. Необходимо было создать условия для обращения медных денег. Движение вексельных ассигнаций заменяло пересылку медных денег из города в город. Операции с векселями проходили через Соляную контору в Санкт-Петербурге и городские магистраты в пятидесяти городах. Через год с этой целью и создали Медный банк.

Он выдавал ссуды купцам, промышленникам, помещикам. Если кто-то сдавал на хранение медные деньги, то переводили от их лица векселя.

Медных денег не хватало, в 1760 г. в помощь Медному банку создается Банк артиллерийского и инженерного корпусов. Капитал их образовался из денег, полученных от переплавки медных пушек. Но в 1763 г. банк был закрыт.

Вексельное обращение в те годы не оправдало себя, так как использовалось лишь для казенных платежей в двух столичных городах.

При Екатерине II с февраля 1769 г. началась история обращения ассигнаций — бумажных денег в России. В Москве и Петербурге работали два депозитных банка, в них банкноты разменивались на металлические деньги.

Ассигнации принимались в оплату податей, не менее 1/20 платежей вносилось ассигнациями. Размен их на медные деньги, кроме двух столиц, производился еще в 22 городах. С 1769 по 1843 г. первые бумажные денежные знаки просуществовали как ассигнации. Первый их выпуск пришелся на 1769—1786 гг. Обменный курс был очень высоким: за рубль ассигнациями (на Санкт-Петербургской бирже) давали 98—100 коп. серебром.

Таким образом, кроме банков, в XVIII в. в стране действовали биржи как составная часть рыночной инфраструктуры.

Первые ассигнации были лишь крупных номиналов, не доступные широким массам населения: 100, 50, 25 руб. Поэтому в 1786 г. состоялся второй выпуск ассигнаций с более мелким номиналом в 5 и 10 руб. Они по-прежнему были привязаны к медной монете.

Из-за войны с Францией в начале XIX в. курс бумажного рубля упал в 1815 г. до 20 коп. М. Сперанский в эти годы выступал за прекращение выпуска ассигнаций в России.

Второй выпуск в 1786 г. произошел не только из-за отсутствия купюр более мелкого достоинства, ценность ассигнаций начала падать уже к 1771 г., поэтому было решено ограничить их количество выпуском в сумме на 20 млн руб. И все равно эта цифра была очень высокой, так как сумма государственных доходов составляла всего 29,5 млн руб. (1773 г.). К 1786 г. количество ассигнаций оценивалось в 100 млн руб.! Поэтому 28 июня 1786 г. и вышел высочайший "Манифест" о замене старых ассигнаций новыми и был учрежден единый Ассигнационный банк.

Сохранялось действие кредитных учреждений в виде сохранных и ссудных касс. Они принимали казенные и частные вклады под проценты и выдавали ссуды под залог недвижимого имущества.



23 декабря 1786 г. утвердили "Устав Заемного банка", ему были переданы капиталы упраздненных Дворянского и Купеческого банков. Ссуды дворянству под залог их имений предоставлялись по 40 руб. за ревизскую (крестьянскую) душу, сроком на 20 лет с уплатой ежегодно 5% роста и 3% погашения. Заемный банк имел право принимать вклады от частных лиц.

Чтобы помочь дворянству выкупить свои родовые имения из залога, в 1779 г. был создан Вспомогательный для дворянства банк. Он субсидировал долгосрочные ипотечные суммы не деньгами, а особыми банковскими билетами. Они являлись обязательными к приему как частными лицами, так и казной по нарицательной стоимости.

В 1802 г. Вспомогательный банк присоединили к Заемному, так как он не выполнил своей задачи помощи дворянству в закреплении за ними родовых имений. Из выпущенных на 50 млн руб. банковских билетов почти все поступили в казенные учреждения.

Последняя треть XVIII в. ознаменовалась появлением разнообразных кредитных учреждений, фактически "скороспелок", не только при банках, но и при приказах общественного призрения и т. д. Правительство России находилось в поиске более эффективных форм кредитных организаций, но все организации по-прежнему оставались государственными.

Частные предприниматели не готовы были еще поддержать систему внутренних займов, участвовать в ней с пользой для экономики страны. А система государственного кредита вплоть до начала XIX в. оставалась несовершенной.

Приостановить экономически необоснованный выпуск в огромных количествах ассигнаций удалось к 1817 г., когда была проведена новая финансовая реформа: был прекращен выпуск ассигнаций, они использовались лишь для замены вышедших из обращения; образовали Государственный коммерческий банк краткосрочного кредита; создали Комиссию погашения государственных долгов, позднее она стала называться Совет государственных кредитных установлении. Под его патронажем находились: Ассигнационный (эмиссионный), Заемный (ипотечный) и Коммерческий (краткосрочного кредита) банки; всем кредитным учреждениям была предоставлена большая самостоятельность и независимость от Министерства финансов.

Ассигнационный банк упразднили в 1848 г., а Заемный и Коммерческий банки просуществовали до конца 1850-х годов. Несомненно, опыт деятельности всех банков XVIII — начала XIX в. был учтен при создании Государственного банка России в 1860 г. После 1861 г. в стране прошла радикальная реорганизация всех кредитных учреждений. Начинался новый этап в их развитии.





11.2. Денежные реформы М. М. Сперанского

и Е. Ф. Канкрина


Знаменательным в истории становления финансовой системы России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов. На министра финансов возлагалась обязанность управления государственными доходами и расходами.

Министерство финансов контролировало все источники доходов, Государственное казначейство занималось всеми расходами, а Государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы госбюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М. М. Сперанского был разработан "план финансов" — о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое госналоги, поднять цены на пуд соли с 40 коп. до 1 рубля. — за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 руб. в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом.

Низшей была ставка в 1% при 500 руб. дохода, а высшая — 10% с годовых доходов от имения в 18 тыс. руб. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.

Купечество в стране к тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии — крупнооптовой торговлей на, внутреннем рынке; третьей — розничной торговлей на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.

Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил и "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским.

Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было: расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:

• по ведомствам;

• по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные — с целью гражданского усовершенствования;

избыточные — которые ведут к некоторой роскоши и великолепию государства (речь, видимо, шла о представительских расходах в дипломатии, украшении дворцов и государственных помещений и т. д.); бесполезные — на предметы для правительства посторонние;



Содержание раздела