Земля стала объектом купли-продажи


Главное отличие Позднего царства в истории Древнего Египта (XI—IV вв. до н. э.) от предшествующих заключается в децентрализации общества. Если в течение двух тысячелетий экономической опорой царской власти являлось государственное хозяйство, то после падения Нового царства эта структура заменяется обособленными хозяйствами в отдельных египетских номах. Особенно важно подчеркнуть, что земельные участки, которые выделялись государством в период Нового царства чиновникам в условное держание, превращаются теперь в их полную собственность.

Земля стала объектом купли-продажи, т. е. появился рынок земли. Мемфисский, Фиванский храмы контролировали денежное обращение. В ходу были вавилонские весовые единицы: таланты и сикли.

Египет расширяет торговлю с Карфагеном, Финикией, греческими полисами.

Обогащение верхушки общества сопровождалось разорением мелких земледельцев, они превращались в арендаторов, часть попадала в долговую кабалу.

В изучении генезиса аграрного общества в мировом масштабе, начиная с эпохи Древнего мира, определенное место занимает вопрос о статусе так называемой комы и их жителей — кометов. Еще в середине 1-го тыс. до н. э. жители городов и комы не различались по социально-экономическому и социально-политическому положению — те и другие были гражданами того или иного полиса (города-государства). В эллинистическое время завоевательных походов Александра Македонского комами стали называться сельские поселения на царской или государственной земле, а кометы стали сельскими жителями. В Египте периода Птолемеев и Солевкидов комы стали считаться низшей административно-податной единицей в стране.

Многчисленные комы в период с III в. до н. э. и позже располагались в пределах большого Фаюмского оазиса, а кометы содействовали расширению ирригационной системы и колонизационной политике правителей Древнего Египта.

С точки зрения римского законодательства IV—V вв., т. е. к концу эпохи Древнего мира, все египетские земледельцы-кометы, приписанные к своему дому, земле, коме, принадлежали к одной категории колонов — homologi ("обязанные по соглашению"). Так называли земледельцев, обязанных нести повинности в пользу государства. Римские законы свидетельствовали о двух тенденциях: 1) о развитии колоната на частных землях, что вело в эпоху Средневековья к усилению слоя частных земельных собственников и 2) распространению норм колонатных отношений на податное сельское население. Это законодательно прикрепляло сельских жителей к месту их жительства и определяло их повинности.

Гак отрабатывался подход к закрепощению крестьян, но уже в хозяйствах сеньоров-помещиков в Средние века в Европе.

Из-за тотального вовлечения производителя в систему государственного хозяйства в Египте медленно складывался частнособственнический сектор, замедляя экономический подъем. Месолотамский вариант хозяйствования оказался динамичнее и предпочтительнее для подражания. Рынок начал формироваться в Египте только в период Среднего царства.

И лишь в Новом царстве, с созданием обширной империи путем завоеваний, в XVI—XV вв. до н. э., т. е. через полторы тысячи лет с начала становления египетской государственности, в стране заметную роль стали играть рыночные отношения. Тенденции эти усилились в Позднем Египте за счет контактов с иноплеменниками-завоевателями.



1.3. Индия


Одним из интереснейших очагов цивилизации является Древняя Индия. Располагалась она, как и ныне в Южной Азии, в районе великих рек Инд и Ганг.

Основным занятием населения бассейна реки Инд в XXIII—XVIII вв. до н. э. в районе городов Мохенджо-Даро и Хараппи было земледелие. Выводилась пшеница двух сортов, ячмень, кунжут, бобовые. Есть данные о возделывании риса, финиковых пальм. Зародилось и примитивное хлопководство, до сих пор развивающееся в этой стране.

Возделывалась земля при помощи легкой бороны грубого плуга с лемехом из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Из домашних животных были известны овцы, козы, коровы, собаки, кошки. Занимались куроводством.

Уже приручали слонов.

Занятия сельским хозяйством и ремеслом создали основу для развития торговли. При развитии торговых сношений с государствами Месопотамии использовалась иероглифическая письменность.



О высокой культуре городского строительства свидетельствовали трехэтажные дома с водопроводом и канализацией.

Вторым важнейшим периодом в истории Древней Индии является "Ведийский период". Он назван так в связи с созданием племенами индоариев во второй половине II — начале I тыс. до н. э. священной литературы вед. Индоарии, появившись на севере Индии, расселились в бассейне реки Ганг. С этого времени начинается второй крупнейший цикл социально-экономической и социально-политической истории Индии.

В долине Ганга образуются первые государства.



Основным памятником религии, фольклора индоариев стала "Ригведа". Она включила всю сумму знаний человека того времени об окружающем мире: богах и демонах, космосе, социальном устройстве, этике, хозяйственной жизни. Считается, что "Ригведу" можно отнести к памятникам экономической истории Древней Индии.

Социальное расслоение в деревне усиливается с развитием земледелия, так как все шире используется чужой труд. Распространяется домашнее рабство. Самоуправление общины все больше ограничивается.

Но община в Индии еще много веков будет сдерживать экономическое развитие. Трудно проходил в стране процесс разделения труда, так как долгие годы ремесленники оставались членами сельских общин.

На всю последующую экономическую и политическую историю Индии большой отпечаток наложило образование в конце II тыс. — первой половине I тыс. до н. э. наследственного варнового (кастового) строя. Это явилось апогеем развития ведийского периода Индии. Отныне сложилось четыре основных замкнутых слоя (касты) общества: брахманы — жрецы и учителя, составляющие верховную касту; кшатрии — воины и правители — из племенной военной аристократии; вайшьи — полноправные общинники, земледельцы и ремесленники — основной трудовой люд; шудры — рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники (неравноправная категория населения), обязанные служить трем первым кастам.

Итогом "ведийского периода" было формирование основы древнеиндийской цивилизации. Распространяется пахотное земледелие в Индо-Гангской равнине, т. е. закладываются экономические основы для объединения страны в единое централизованное государство. Проявляется все ярче социальное расслоение в условиях кастового строя.

Следующим очень важным этапом в экономической истории Древней Индии был "буддийский период" (V—III вв. до н. э.).

Традиционно считается, что жизнь Будды и его учеников восходит к IV—III вв. до н. э.

Буддизм распространяется на иной, чем ведическое учение, территории Индии. Будда был родоT из мест, где сейчас находится Непал. Составители ведийских текстов считали население тех мест северо-востока Индии варварским. Здесь трудно развивалось земледелие, но уже с использованием лопаты и мотыги из железа, о чем есть упоминания в древних буддийских книгах.

Возводятся ирригационные сооружения — пруды, колодцы и дамбы. Основной культурой стал рис (в древнеиндском языке слова "пища" и "отварной рис" имеют одинаковое значение).

Подъем сельского хозяйства послужил основой для демографического взрыва в Северной Индии. Несколько позже Геродот назвал индийцев самым многочисленным народом из всех живущих. Другой стороной этого процесса была урбанизация. Появилось много процветающих городов, а в буддийских преданиях встречается много упоминаний о купцах и зажиточных горожанах.

В "ведийский" период города превратились в резиденции правителей, господствующих над сельской округой.

Как и повсюду в эпоху Древнего мира, в середине I тыс. до н. э. и в Индии появляются деньги в виде монетной чеканки. Чаще это еще лишь кусочки серебра или меди с Клеймом, т. е. древневосточные страны отставали в этом отношении от Древней Греции и Рима.

Интересной и важнейшей особенностью социально-экономического развития Индии "буддийской" и последующей "классической" эпохи являются зарождение и экономическое укрепление цеховых организаций ремесленников (шреней).

Встречались в этой стране и рабы, которые использовались в домашнем хозяйстве. Все большее выделение частной собственности происходило в городе. Наиболее богатыми были верхи городского населения: купцы, ростовщики, главы ремесленных корпораций.

Явлением общеисторического значения стало возникновение в Индии первой на Земле монорелигии — буддизма. Несомненно, это положительно сказалось на хозяйственной жизни. Хозяйственную и миссионерскую деятельность индийцы успешно осуществляют на базе широкого использования орудий из железа: топора, мотыги, лопаты, что облегчало борьбу с джунглями и ирригационное строительство. Специализировалось ремесленное производство.

Проявилось это во внутренней торговле Пенджаба и Кашмира шерстью, Гималаев — золотом, южных районов страны — жемчугом и иными драгоценностями. С Востока пригонялись слоны.

Вплоть до наших дней сохраняет свое значение хлопчатобумажная отрасль экономики. Помимо хлопчатобумажных тканей изготавливали пеньковые, шерстяные, шелковые. Но в целом производство оставалось натуральным всю эпоху Древнего мира.

И все же развитие торговли, товарно-денежных отношений свидетельствовало о ростках рыночного хозяйства. Индийцы вывозили из страны: пряности, хлопчатобумажные ткани, драгоценные металлы, шелк, рис, краски, ввозили лошадей, сурьму, другие товары.



Содержание раздела