Закономерен вопрос о времени возникновения этих трех основных цивилизаций


Из работ отечественных авторов с позиций цивилизационных характеристик, помимо принадлежащих перу Н. Данилевского, привлекают внимание работы, написанные П. Чаадаевым, Н. Бердяевым, Дм. Мережковским, К. Леонтьевым, Г. Вернадским, Л. Карсавиным. В конце XX в. в этом направлении работают Н. Семенникова, А. Ахиезер, А. Маркова, Л. Боголюбов, А. Лазебникова, Ю. Яковец и другие ученые.

Проанализировав значительный объем литературы и источников, как зарубежных, так и отечественных, приходим к такому определению: цивилизация — это комплекс характеристик, определяющих специфику, своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов (или отдельной страны, народа) на определенном этапе развития. Непременным атрибутом цивилизации является наличие государственности и письменности. В данном определении на первом месте стоит понятие о материальной жизни, которая, несомненно, влияет на образ жизни людей, менталитет народа.

Утвердившиеся в странах Европы феодальные, затем капиталистические отношения повлияли на характеристики Европейской цивилизации.

Без важнейших составляющих цивилизации — государственности и письменности — цивилизованное общество невозможно отделить от примитивных обществ. С появлением письменности совершается переход от протогосударства к государству, определяется лёгитимность его образования и существования в различных законах. Особенности возникновения и функционирования различных государств рассматриваются обычно в рамках тех или иных цивилизаций.

Из многообразия цивилизаций, называемых разными учеными, в основном зарубежными, рассмотрим три: Европейскую (Западную), Восточную и цивилизацию России. Такой подход обусловлен обозначенной выше основной целью этой работы: определить истоки зарождения рыночной экономики и специфику этого процесса в странах Запада и государствах Востока, куда относится весь неевропейский мир: Азия, Африка, Латинская Америка, Австралия, острова Океании. Первые две цивилизации представлены в обобщенном (условно) виде, а последняя характеризуется с учетом специфики страны (России).

Материальная культура каждой группы стран Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций характеризуется в историческом плане с соблюдением общепринятой хронологии.

При характеристике цивилизаций А. Тойнби тоже пользовался обобщениями. Среди расцветших, протяженных во времени до XX в. цивилизаций он называл: "православную христианскую" и "Западную". Их же он определял, перечисляя основные (21) цивилизации, выделяя из православной отдельно "Российскую"1.

В России с конца XX в. идут по пути обобщений Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебиикова и другие ученые, выделяя в своих публикациях цивилизации Запада и Востока, отдельно цивилизацию России.

Закономерен вопрос о времени возникновения этих трех основных цивилизаций.

К эволюции человека, техническому прогрессу привела и произошедшая 10—12 тыс. лет назад в недрах неолита аграрная революция (зарождение и развитие земледелия, скотоводства, ремесла и торговли). Появился постепенно прибавочный продукт как основа для простейших торговых операций, зародилась частнособственническая активность и, говоря современным языком, началась приватизация. Старейшины родовых общин, вожди племен и их окружение образовали надобщинные структуры, что последовательно вело к появлению протогосударств. С учетом этих факторов можно обозначить места и время зарождения очагов цивилизации.

Если социально-экономической базой для их возникновения стала аграрная неолитическая революция, 'то социокультурной основой — появившаяся письменность.

Условия для зарождения письменности возникли с IV по II тыс. до н. э. почти одновременно в четырех местах — в Двуречье, Египте, Индии и Китае1. Если клинопись была характерна для древнейшего государства Двуречья — Шумер, то в остальных появляется иероглифическое, позднее азбучное письмо. Таким образом, Древний Восток в эпоху Древнего мира становится "колыбелью" человеческой цивилизации.

Отличительной чертой древневосточной экономики и основной составной частью экономики в последующем для подавляющей части стран Восточной цивилизации была государственная собственность на землю в сочетании во многих местах с коллективной (общинной) формой владения. Прибавочный продукт в таком обществе находился в распоряжении деспота — царя, фараона, сатрапа и его окружения. В этих условиях формировалась сильная централизованная власть.



Для такой экономики были характерны: незавершенность процесса социального структурирования, господство естественных производительных сил; заметная роль коллективной формы труда. В экономической деятельности принимали участие две стороны (только к Древнему Египту эпохи III—II тыс. до н.э. это не относится): государство и сельская земледельческая (соседская, территориальная) община, не исключались варианты и земледельческо-скотоводческих общин.

Для стран Восточной цивилизации, начиная с эпохи Древнего мира, с IV тыс. до н.э., на многие последующие столетия не только периода Средневековья, но и Нового времени была во многом характерна цикличность цивилизационного развития.

Иной была историческая судьба стран Европейской, позднее, со времен Великих географических открытий — Западной цивилизации. Родоначальником этой особой линии социально-экономического развития стала Древняя Греция. Именно здесь в VI в. до н. э. утверждается иная — частная форма собственности по законам Солона. Таким образом, 2500 лет назад по двум разным путям расходится развитие Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций.

Накапливаются различия не только в способе производства, но и в государственном устройстве, культуре, образе жизни, религии, менталитете.

Для стран Европейской (Западной) цивилизации характерными стали линейно-прогрессивная смена способов производства, изменения особенностей материальной культуры и т.п.

Встреча двух цивилизаций произошла вновь в эпоху Великих географических открытий. Неоднозначным было их восприятие друг друга. Именно с XVI в. начинается новый отсчет времени для формирования рыночной экономики.

Между Европой и Азией, а в более широком смысле слова -— между Европейской (Западной) и Восточной цивилизациями издавна находилась Россия. Началом цивилизационного развития России считается IX век, когда сформировалось Древнерусское государство. Из Византии на Русь начинало проникать христианство вместе с письменностью.

Русь в первые века своего существования явно относилась к Европейской цивилизации: по географическому положению, восприятию духовно-религиозной культуры Греции, видоизменившейся в условиях Восточной Римской империи (Византии).

Но в те века Русь тесно взаимодействовала и с народами Востока. И это было не только отражение набегов кочевников, но и торговые связи, проникновение культур, процессы этнической ассимиляции. А с XVI в. с победой Русского государства над Казанским и Астраханским ханствами, мирной миграцией на восток, к Уралу и за Урал, вплоть до Тихого океана Россия становится в XIX в. крупнейшей по территории страной в мире (не считая Британской колониальной империи), раскинувшейся на необъятных просторах Европы и Азии.

Все это определяет ее особое положение в мире, объясняет процессы взаимопроникновения европейской и азиатской материальной и духовной культур.


* * *


В изучении генезиса рыночной экономики в различных странах (группах стран) мировой цивилизации важно определить основные этапы формирования мирового хозяйства и мирового рынка, установить время образования рыночного уклада в недрах хозяйствующих субъектов на Земле, затем — становление в отдельных государствах рыночной экономики. Для того чтобы проследить динамику этого процесса с древнейших времен до начала XXI в., есть смысл определить характерные черты мирового хозяйства: развитые товарного производства на высоком общем уровне производительных сил общества; господство в большинстве стран мира одной системы хозяйства', взаимозависимость стран мира в экономическом отношении, интеграция национальных экономик, влияние их друг на друга.

Анализ хозяйственных отношений в странах Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени поможет выявить постепенное проявление черт рыночной экономики и этапов ее становления.





Вопросы для самоконтроля


1. Каковы предмет и задачи изучения курса?

2. В чем заключается историческое значение аграрной неолитической революции?

3. В чем различие формационной и цивилизационной теорий?

4. Каковы основные признаки рыночной экономики?

5. Каковы основные признаки формирующегося мирового хозяйства?

6. Назовите хронологические рамки эпохи Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.


<

p>



Содержание раздела