Но в масштабах страны аграрный кризис нарастал, что вело к ослаблению всей экономики.
8.4. Великая Крестьянская реформа
Александра II
К середине XIX в. Россия осталась в Европе единственной страной, не отменившей крепостное право. В российском обществе зрело понимание того, что:
• крепостническая система экономически изжила себя, пришло в упадок помещичье хозяйство и в целом сельское хозяйство;
• крепостничество сдерживало модернизацию страны, завершение промышленной революции и осуществление индустриализации; формирование рыночной экономики;
• крестьяне все более открыто протестовали против существующего положения дел — отказывались работать на барщине, особенно выступали против "месячины", не выплачивали оброк, совершали массовые побеги на окраины страны, поджигали помещичьи имения; 1010 волнений крестьян произошло только в 1851—1860 гг.;
• недовольство высказывали многие слои общества: радикалы, либералы и консерваторы, славянофилы и "западники", студенческая молодежь, наиболее грамотные и втянутые в рыночные отношения помещики и более всего предприниматели.
37-летний император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г., практически и психологически был подготовлен к миссии "Царя-освободителя". Ему было хорошо известно экономическое положение страны, падение ее авторитета на международной арене. В 1855— 1856 гг. речь шла уже не только об экономическом спасении отечества, зашатались устои монархии, т. е. Александр II был озабочен и укреплением личной власти. Все это заставило его в марте 1856 года, выступая перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства, сделать историческое заявление: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу".
Таким образом, речь шла о реформе "сверху", по инициативе государства. Проекты освобождения крестьян разрабатывались с 1857 г. в Секретном комитете, в губернских комитетах, а с 1858 г. — в Главном комитете по крестьянскому делу. Подавались "записки" и доклады различных комиссий, появлялись статьи в печати и т. д.
Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли: младший брат царя Константин, министр внутренних дел С. С. Ланской и его товарищ (заместитель) Н. А. Милютин, князь В. А. Черкасский, публицист Ю. Ф. Самарин, граф Я. И. Ростовцев, генерал-губернатор В. И. Назимов и другие. Использовались теоретические работы М. М. Сперанского, Е. Ф. Канкрина, П. Д. Киселева, передовые взгляды на русскую историю поэта В. А. Жуковского. Писатель и издатель М. П. Погодин впервые в России выступил с идеями ввести "гласность" и "свободу книгопечатания", т. е. эти общедемократические принципы популяризовались в России еще 150 лет тому назад. Принципы гласности тогда проявились в публикациях в 1857 г. рескриптов от лица императора генерал-губернатору Литвы В. И. Назимову и графу П. Н. Игнатьеву, губернатору Петербурга. Вскоре рескрипты были направлены и остальным губернаторам.
После этого закрутилась огромная государственная машина: на местах вынуждены были создать комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян, гласно было произнесено само слово "освобождение".
Предложений по решению проблемы было множество, но их можно свести к главным: 1) наиболее реакционная часть помещиков настаивала совсем не освобождать крестьян; 2) многие помещики, в том числе в черноземных губерниях, предлагали дать лишь личную свободу крестьянам и освободить их без земли; 3) либерально настроенные администраторы, помещики, общественные деятели выступали за освобождение крестьян с землей. Александр II, выбрав третий вариант, выступил в роли истинного реформатора.
Главными вплоть до конца 1860 г. оставались разногласия по вопросам: определять или нет выкуп за землю и в какой сумме; каким количеством земли наделять крестьян; как поступить с крестьянской общиной.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест" об освобождении крестьян. Он оглашен был через две недели, 5 марта, в нем выражалась надежда "и на здравый смысл Нашего народа", т. е. содержался призыв к спокойному принятию всех "Положений" Крестьянской реформы. Эти "Положения" включали 17 законодательных актов, из них важнейшими были: "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Правила о порядке проведения в действие".
Именно в этих документах более всего прослеживается компромисс, на который пошли различные группы помещиков и правительство.
Рассмотрим, в чем заключались "Положения" (принятые для исполнения по всей стране).
• Россия между американским (фермерским) и прусским (большинство земли оставить за крупными землевладельцами) выбрала прусский путь освобождения крестьян.
• Сразу и навсегда после опубликования "Манифеста" все категории крестьян становились лично свободными (без выкупа).
• Размеры земельных наделов крестьянам определялись, исходя из места их проживания в одном из трех районов: 1) в черноземной полосе на одну душу мужского пола выдавалось от 2 до 6 десятин, учитывался при этом коэффициент каждой губернии, уезда и отдельных поместий;
2) в нечерноземных областях крестьянам выделяли от 3 до 7 десятин; 3) в степной — до 12 десятин. В среднем, на одну семью по стране приходилось около 10 десятин, а к концу XIX в. — до 8 десятин.
• Помещик имел право забирать в свою пользу "излишки" земли (если до реформы у этой семьи надел был больше), появились таким образом "отрезки" и чересполосица, т. е. лучшие участки земли помещик оставлял себе, поэтому один семейный крестьянский надел нередко состоял из нескольких полос. Это, естественно, вызывало недовольство крестьян, так как на такой земле было трудно хозяйствовать и получать хорошие урожаи. В отрезки часто попадали луга, выгоны и пастбища, которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика.
• Земля считалась крестьянской только после оформления выкупной сделки. Эта проблема оказалась самой трудно выполнимой, растянутой во времени на несколько десятилетий.
Оформляя выкупную сделку, крестьянин переходил по закону в разряд "крестьян-собственников". Но это обозначение было условным: кроме западных губерний, земля предоставлялась не отдельно взятому крестьянскому двору, а общине. Общины по закону от 19 февраля 1861 г. укреплялись на бывших помещичьих землях, которыми предполагалось наделять крестьян, т. е. закреплялась общинная форма землевладения. Община превращалась, по сути, в коллективного помещика. Из ее фондов образовывались наделы крестьян в случае заключения выкупной сделки.
Крестьянин не мог продать свой надел, сдать его в аренду за пределы общины без согласия большинства ее членов. Таким образом, появились новые трудности: на пути формирования рыночной экономики встала община, общинные отношения вплоть до Столыпинских реформ препятствовали образованию рынков земли, труда и капиталов. Община с уравнительными переделами земли сдерживала и процесс социальной дифференциации в деревне, образование зажиточных слоев с высокотоварным хозяйством рыночного типа и беднейших слоев, готовых трудиться в городской промышленности. Вновь серьезно стала проблема более активного формирования рыночной экономики, но уже в иных, чем до 1861 г., условиях, так как крестьяне стали лично свободными.
Выкупная сделка считалась состоявшейся, если между помещиком и крестьянином заключалась "Уставная грамота". Для предварительного урегулирования всех спорных вопросов предоставлялось два года, крестьяне в это время считались "временнообязанными" своему бывшему помещику и ежегодно на его землях должны были отработать не менее 30 дней. Состояние "временнообязанный" для 15% бывших помещичьих крестьян затянулось до 1881 г., т. е. на 20 лет.
И лишь после гибели Александра П был ликвидирован институт "времен-нообязанных".
Утверждение и введение "Уставных грамот" и многие другие проблемы хозяйственной и общественной (в рамках органов крестьянского самоуправления) жизни крестьян решались с помощью мировых посредников, институт которых был создан летом 1861 г. Мировые посредники назначались Сенатом из местных и авторитетных дворян по представлению губернатора. Всего назначили 1714 человек, т. е. на губернию приходилось не более 50 таких посредников. Численность посредников совпадала с количеством организованных мировых участков, в каждый участок входили максимум 5 волостей. Собирались уездные съезды мировых посредников, высшей инстанцией которых было губернское по крестьянским делам присутствие. Настораживал тот факт, что судьба крестьян по-прежнему находилась в руках помещиков.
И хотя дворяне-посредники должны были блюсти государственные интересы, на деле нередко получалось обратное — посредники вставали на защиту интересов помещиков. Можно назвать лишь несколько имен посредников "первого призыва", целенаправленно защищавших интересы крестьян. Это лучшие люди России: писатель Лев Толстой, герой Севастополя хирург Н. И. Пирогов, бывший декабрист А. Е. Розен, петрашевец Н. А. Спеш-нев и еще несколько человек.
Все они вскоре как "радетели народа" вынуждены были уйти в отставку.
К 1881 г. 10 млн бывших помещичьих крестьян (мужчин) получили 33,7 млн десятин земли, а помещики сохранили за собой 84,2 млн десятин, т. е. в 2,5 раза больше. Для обеспечения среднего прожиточного минимума крестьянам нужно было выделить не по 3 или 3,5 десятин в среднем на душу, а не меньше 6—8 десятин.