"Соха" государственных крестьян доходила до 600 десятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как служилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.
Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:
1) дани (посошной подати);
2) кормления административных лиц;
3) иных натуральные повинностей.
Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.
Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" — до 30 десятин земли и "обжа" — до 15 десятин.
"Кормы" областным управителям делились на: а) "въезжий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рождественский". До главенства Московского княжества "кормы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады.
История свидетельствует, что и с введением денежных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быт обязательными, приобрели характер даров > подарков > подкупов должностных лиц.
В XVI—XVII вв., т. е. с появлением единого государства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно возросли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в XVII в. — ликвидацией последствий Смутного времени.
К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоединились сборы на:
1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами — " полоняничные" деньги,
2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стрелецкого войска;
3) "ямские деньги" — на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";
4) "ямчужные" — или селитряные деньги — на покупку пороха;
5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возведение "засек" — преград на пути татар к Москве.
Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были укрупнены, т. е. сведены в три основных:
1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;
2) "полоняничные";
3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками.
На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".
Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога — к подворной подати.
Шестой этап взимания прямого налога — подворного — начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:
1) стрелецкие деньги;
2) ямские и полоняничные.
Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, к нему относилось и население поморских уездов, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей. Все они должны были содержать стрелецкое войско.
Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне:
государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичъи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.
Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае — казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, поэтому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога.
В такой форме — "по душам" мужского пола — его собирали более 160 лет — до реформ Н. X. Бунге — И. А. Вышнеградского.
Противником введения подушного налога выступил современник Петра I — Иван Тихонович Посошков (1652— 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства.
И. Т. Посошков полагал, что в количественном (суммарном) отношении налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посошков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет.
Петр I не простил великому ученому критику существовавших тогда в России порядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петропавловской крепости.
Кроме государственных податей — налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Они с периода образования Древнерусского государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" — сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или "мытарями".
Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водяной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гостка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние калачи" — это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч. Собственно торговые пошлины подразделялись на:
1) сборы за подготовительные торговые действия;
2) сборы за право купли-продажи.
Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" — мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" — сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные налоги: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" — сбор при взвешивании товара, "померное" — при замере сыпучих товаров и т. д.
За право купли-продажи взимались: "тамга" — сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от татарского слова "деньги". Иногда вместо тамги этот сбор называли "осмничее" — оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей.
Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.
Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли — рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя — 2,5 рубля.
XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и суть основного прямого налога.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему Древнерусское государство называли "страной городов"?
2. Назовите основные причины образования первых городов на Руси.
3. Определите основые торговые пути на Руси в IX— XIII вв.
4. Какими товарами и с кем торговали (обменивались) русичи?
5. Какие из русских городов входили в Ганзейский союз?
6. Как изменилась структура ввоза и вывоза товаров в XVIII в.?
7. Что такое "полюдье", дань, посошная подать?
8. Кто и когда ввел подворную подать и подушный налог?
9. Какие Вам известны косвенные налоги в России?
10. За введение какого основного прямого налога в Российской империи выступал И. Посошков?
Глава 11. Формирование
национальной финансовой системы
11.1. Развитие денежно-кредитной системы.
Денежные реформы XVI—XVIII вв.
Задолго до создания Древнерусского государства восточнославянские племена использовали в качестве эквивалента денег не только домашний скот, но и меха диких зверей. С середины IX до Х в. у русичей имелись запасы серебряных монет из Арабского халифата, чаще из городов Багдада и Куфы. Во второй половине Х в. некоторое время имели хождение серебряные монеты из Средней Азии: Бухары, Самарканда.
Затем, до конца первой четверти XI в., поступали серебряные диргемы из Ирана.
Поток иностранных денег на Русь не был широким и планомерным. Археологические находки свидетельствуют, что иностранные монеты русичами часто использовались не по назначению: их носили в виде украшений, прятали в схроны-клады.
С конца Х в. на Русь начинают проникать западноевропейские серебряные динарии — баварские и саксонские, что связано с периодом расцвета торговли на пути "из варяг в греки". Через Прибалтику и Скандинавию поступали динарии, а с противоположного конца этого пути, из Византии, появлялись греческие диргемы.