Были также приняты "Основы законодательства об арендных отношениях" и "Закон об индивидуальной трудовой деятельности". Последним впервые с начала 30-х гг. была разрешена трудовая деятельность в домашних условиях, в чем очень нуждались люди с ограниченными возможностями для работы в общественном производстве (инвалиды, многодетные семьи и т. д.).
Арендные отношения развивались в большей мере в сфере услуг. Большой интерес был проявлен в сельской местности к возможности взять в аренду в колхозе или совхозе участок земли или небольшую ферму.
Благодаря этим новым формам создавался негосударственный сектор в экономике, предприятия его конкурировали с производством в государственном секторе.
Но недостаточно были продуманы меры по созданию кооперативного сектора в стране, переход предприятий на хозрасчет и аренду. В пятилетний план 1986—1990 гг. была заложена прежняя концепция опережающего роста военных расходов. Необходимо было наибольшее внимание уделить преобразованиям в сельском хозяйстве, где по-прежнему функционировало множество нерентабельных хозяйств — колхозов и совхозов.
Улучшение продовольственного снабжения могло оздоровить социально-экономическую и политическую обстановку в стране и уменьшить зависимость от западных стран, откуда импортировалось зерно.
Предприятия негосударственного сектора находились в неравных экономических условиях с производством в государственном секторе. Для мелкого производства, предприятий в сфере услуг (пошив, ремонт и чистка одежды и т. п.), в общественном питании (кафе, закусочные и т. д.) не были выработаны своевременно нормативы налогообложения, не предусматривались ограничения на цены реализации изделий и услуг. Остро дефицитными и очень дорогими оказались для них исходное сырье и материалы.
В таких условиях кооператоры завышали цены на свою продукцию и услуги. Многие из них вскоре разорились, другие путем нерегулируемых налогообложением сверхдоходов создали необходимый уставный капитал для организации банков или приобретения в собственность по минимальным ценам после 1991 г. промышленных предприятий госсектора.
Конкурентоспособные предприятия негосударственного сектора стали привлекать на работу с государственных предприятий наиболее квалифицированных работников со склонностью к предпринимательству. Материальный стимул был налицо — им начислялась более высокая заработная плата.
Партийно-советские органы, не рассчитав возможных негативных последствий, стали вскоре ущемлять права и интересы кооператоров, арендаторов и людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В который раз уже за годы советской власти началось наступление на личное подсобное хозяйство колхозников и рабочих совхозов. Государство вмешивалось в распределение доходов арендаторов, стремясь не допустить приватизации арендуемых предприятий трудовыми коллективами.
Очень осложнилось положение арендаторов в сельском хозяйстве, многие из которых трудились эффективнее, чем коллективы соседних колхозов и совхозов. Незаконно расторгались договора на аренду, реквизировалось имущество арендаторов. Им отказывали в материально-технической и финансовой помощи.
На третьем этапе "перестройки", в конце 1989— 1990 гг., произошли большие социально-политические изменения во всей системе страны: образовалась многопартийность, М. С. Горбачев был избран президентом СССР, начался и "парад суверенитетов" в союзных республиках. Власть все больше перемещалась из центра в республики, края и области. Национальным лидером в России становится радикал Б. Н. Ельцин.
Политические потрясения и обострившийся национальный вопрос отодвинули на второй план решение назревших экономических проблем. Были упущены возможности для поэтапного разгосударствления, восстановления и развития рыночных отношений в рамках одной страны. По сравнению с периодом новой экономической политики впервые проявились в стране черты не только плюрализма (многоукладности) в экономике, но и плюрализма (многопартийности) в общественно-политической жизни.
Руководство СССР оказалось неспособным эффективно работать в новых условиях.
Усилились инфляционные процессы, обозначился дефицит госбюджета. Вновь стал снижаться среднегодовой прирост национального дохода. Партийно-советское руководство не воспользовалось возможностями активизировать кооперативные и арендные отношения в целях роста производства, в том числе продуктов питания и создания "среднего класса".
Такой слой является опорой демократии во всех развитых странах.
Не реализована была возможность (вторично после 1920-х гг.) выбора пути — построения рыночного социализма.
* * *
После августовских событий 1991 г. произошел распад СССР. В России наступил этап либеральных преобразований в экономике по западной модели развития. Ее идеологами в стране стали Е. Гайдар, А. Чубайс, Г. Явлинский и ряд известных ученых-экономистов.
Была проведена так называемая "шоковая терапия" (по польской модели) путем разового введения свободных цен, либерализации торговли, широкой приватизации жилья и госпредприятий. Предполагалось, что "невидимая рука" свободного рынка станет главным хозяйственным механизмом. Были упразднены институты административного регулирования производства, т. е. "видимая рука" государственного макрорегулирования.
Это привело в значительной степени к утрате государственного контроля за хозяйственной деятельностью даже предприятий в рамках государственного сектора экономики.
В 1992—1995 гг. происходило подтягивание внутренних цен к их уровню на мировом рынке. Сопровождался этот процесс угрожающе высокой инфляцией в 1992—1994 гг., но удалось избежать гиперинфляции. Регулируя внутренний и внешний долг и проведя ряд иных мероприятий, правительству удалось к 1996 г. достичь определенной финансовой стабилизации в стране. Но по-прежнему цены на товары и услуги населению росли быстрее, чем реальная средняя заработная плата, проводилась в недостаточном объеме индексация пенсий, студенческих стипендий и т. д.
Очень болезненно на состоянии промышленных и сельскохозяйственных предприятий сказался распад СССР, так как были разорваны почти все экономические связи. Отрицательным фактором также было исчезновение рублевой зоны, что вызвало потрясение в национальной денежной системе.
Одновременно укрепились позиции частного сектора в экономике, без чего невозможен переход к рыночной системе. В стране сформировалась уже в начале 1990-х гг. рыночная инфраструктура: действовали банки, биржи, различные ярмарки, брокерские конторы, рекламные агентства и т. д. Развиваются рынки товаров, услуг, труда, капиталов, собственности. Предпринимаются усилия для создания рынка земли.
К концу 1990-х гг., благодаря в известной мере усилиям Центробанка и некоторому подъему экономики, российский рубль стал достаточно конвертируемой валютой с плавающим курсом.
Уходит в прошлое практика "мягких" бюджетных ограничений, дотаций, безвозвратных кредитов, налоговых и таможенных льгот. С приходом В. В. Путина на пост Президента РФ окрепла правовая база для рыночных реформ, в
том числе осуществляется налоговая реформа. Прекратился "парад суверенитетов", что подрывало целостность Российской Федерации. Наблюдается рост реальной заработной платы и повышение пенсий.
Активизировалась работа по подготовке военной, коммунальной, судебной, пенсионной реформ, постепенно решается проблема с созданием рынка земли в стране.
Восстанавливается доверие к власти, российскому рублю, достоинству и чести россиян, в том числе через спортивные успехи.
Окрепли хозяйственные связи с Беларусью, Украиной рядом стран Востока и Запада.
Несмотря на наметившийся рост производства в реальном секторе экономики, россиян ждут нелегкие испытания на пути к рынку. Определенную помощь при этом может оказать использование совокупного социально-экономического опыта за тысячелетнюю историю России и мирового опыта.
С учетом особенностей социально-экономического развития России в прошлые времена, менталитета народа наиболее предпочтительной будет самоутверждение в стране модели либеральной рыночной экономики с отчетливо выраженной социальной ориентацией и сохранением государственного контроля за положением дел в естественных монополиях.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите составные части политики "военного коммунизма".
2. Кого из известных отечественных экономистов можно отнести к "архитекторам" новой экономической политики?
3. Что означает понятие "плюрализм в экономике" применительно к нэпу?
4. Какое отношение к денежной реформе в годы нэпа имеют экономист Юровский и государственный деятель Сокольников?
5. Можно ли экономику России в 1920-е гг. назвать "смешанной" и почему?
6. В чем суть экономических дискуссий в стране в 1920-е гг.?
7. Почему коллективизацию называют "массовой" и "насильственной" ?
8. Откуда брались средства на социалистическую индустриализацию?
9. В чем отличие капиталистической индустриализации в России в XIX — начале XX в. от социалистической в послеоктябрьский период?
10. Что означает понятие "технологический прорыв"?
11. Определите хронологические рамки первых пятилеток.