Все вместе взятое вело к снижению основных экономических показателей народного хозяйства, уменьшению среднегодовых темпов роста экономики СССР.
Если с 1960 по 1985 г. основные производственные фонды выросли в 7 раз, то произведенный национальный доход. лишь в 4 раза. Это свидетельствовало о продолжающемся росте экономики экстенсивным путем, в противовес неоднократно декларируемым заявлениям об интенсификации производства.
Важной причиной такой диспропорции было наращивание мощи ВПК, для развития и содержания которого требовались очень большие материальные и финансовые ресурсы. Они перераспределялись за счет других отраслей национальной экономики и сохранения низкого уровня заработной платы трудящихся. Перераспределение обеспечивалось, так же как и в прежние годы, жесткой планово-распределительной системой управления страной.
К причинам негативных явлений в экономике относились также волюнтаризм (волевое решение) в вопросах экономики; низкий нередко профессионализм руководителей высшего и среднего звена управления — номенклатуры партийных и советских органов; отсутствие конструктивной критики неверных решений вышестоящих органов.
Низкий уровень оплаты труда не способствовал сбережению трудовых ресурсов и использованию достижений НТП. Практически исчерпали себя возможности пополнения трудовых ресурсов за счет сельчан и женщин. Если в 1976—1980 гг. прирост трудовых ресурсов составил 11 млн, то в 1981—1985 гг. — 3 млн, т. е. почти в 4 раза меньше.
Снижалась трудовая и технологическая дисциплина, росли убытки и потери на производстве, уменьшились темпы роста производительности труда и выход продукции.
Проводимые реформы в 1970 — начале 1980-х гг. носили пропагандистско-косметический характер. "Боролись" за "качество", за "интенсификацию", но положение оставалось прежним. По мнению экономистов-экспертов, в 1970-е гг. не было вообще роста производительности труда, а в начале 1980-х гг. произошло ее снижение на 8%.
Нарастали тенденции саморазрушения экономики:
• дефицит ресурсов;
• ухудшение экологии;
• снижение рождаемости.
Все отчетливее проявлялась необходимость смены экономической модели развития советского общества.
В апреле 1985 г. Генеральным секретарем КПСС стал М. С. Горбачев. Он возглавил серию реформ, получивших определение "перестройка". При сохранении руководящей роли компартии М. С. Горбачев инициировал создание многоукладной экономики, что означало в определенной степени реанимацию нэпа.
Главной целью реформ было реструктурирование экономики с сохранением системы планирования. Идеи "больше социализма", построения социализма с "человеческим лицом", особое внимание "человеческому фактору" свидетельствовали о сохранении в целом социалистической идеи в обществе, но о придании ему демократического оттенка, т. е. созидание демократического социализма. Дискутировался вопрос: когда и как советские люди отклонились от основной линии развития в построении социализма?
В чем и когда проявилось отклонение от ленинских идей?
Реструктурирование экономики сопровождалось кампаниями в пользу гласности, демократизации в общественной сфере, антиалкогольной кампанией. Развернулись политические дискуссии, диспуты по животрепещущим проблемам жизни страны.
Реформами М. С. Горбачева также предусматривалось: модернизация промышленности на основе новейших достижений в НТП; осуществление децентрализации процесса принятия решений; создание ограниченного сектора частного предпринимательства; улучшение трудовой дисциплины под лозунгом: "Прибавить в работе!"; развитие мирохозяйственных связей.
Как и в период реформ 1953—1964 гг., изменить экономические отношения в народном хозяйстве пытались путем реанимации хозрасчета. Новым было введение арендных отношений в сфере обслуживания и в аграрном секторе, развитие кооперации и индивидуальной трудовой деятельности.
Модернизация предприятий в широком смысле слова означала конверсию для предприятий ВПК (перевод на выпуск гражданской продукции). Проводилась конверсия в ограниченных размерах, в основном из-за отсутствия средств в бюджете на дополнительные капитальные вложения.
Первый этап преобразований (1985—1987 гг.) начал осуществляться в русле прежних административно-организационных мер. Ставились задачи: укрепить порядок и дисциплину на производстве; активизировать человеческий фактор; повысить в обществе уважение к трудовой деятельности. Цементирующей эти устремления идеей стала концепция ускорения социально-экономического развития страны. В результате ежегодный национальный доход должен был вырасти на 4%. Материальной базой для такого роста должно было стать увеличение добычи сырья и топлива на 15%, инвестиций в промышленность на 30—40%.
Планировался приход на производство дополнительно не менее 2 млн человек, что было проблематично в связи с сокращением в целом в стране трудовых ресурсов. Пытались привлечь даже разработки рационализаторов с целью повышения качества продукции. Этой цели должно было служить и введение Госприемки продукции на предприятиях, чтобы сократить брак.
Планировалась перестройка банковской системы.
XXVII съезд партии (1986 г.) призвал к борьбе за демократию, с бюрократизмом и беззаконием. Но новый пятилетний план был составлен в духе прошлых традиций. Утопичными оказались призывы к повышению темпов экономического роста. Попытки "ускорить" развитие привели к перенапряжению в производстве с поставками сырья и снабжением энергией.
Усилилась разбалансированность отраслей экономики.
Установка на достижение количественных показателей роста оказалась неверной, так как еще больше снизились качественные показатели в работе. Трудовой энтузиазм должен подкрепляться внедрением передовой техники и повышением квалификации работников. Тревожным сигналом стала авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая ровно через год после прихода к власти Горбачева. Новый спад в производстве в начале 1987 г. свидетельствовал: необходимо разорвать замкнутый круг огосударствления экономики.
И в 1987—1988 гг. были предприняты шаги на общегосударственном уровне на пути создания рыночной, регулируемой государством экономики.
Закон о государственном предприятии (июнь 1987 г.) провозгласил принцип полного хозрасчета и самофинансирования. Прибыль (доход) становилась обобщающим показателем деятельности предприятия. Одна часть дохода предназначалась для обязательных выплат, другая поступала в хозрасчетный доход коллектива.
Были установлены две модели хозяйственного расчета.
Первая — зависела от роста объемов производства в условиях нормативного распределения прибыли предприятия и формирования фонда зарплаты.
Вторая модель основывалась на нормативном распределении чистой продукции (валового дохода) в фонды развития производства, науки и техники, социального развития. В единый фонд оплаты труда включались средства на зарплату и материальное поощрение.
Расширены были права предприятий: в области планирования производства; оптовой торговли средствами производства; внешнеэкономической деятельности, т. е. предприятия могли самостоятельно выходить на внешний рынок; в установлении цены на свою продукцию. Стало практиковаться самоуправление: выборность руководителей, обсуждение планов работы на общих собраниях, избрание советов трудовых коллективов.
Но эти новации не улучшили положение в промышленности. Заметны были расхождения между декларациями о расширении прав предприятий и их реализацией на практике. Ресурсы по-прежнему распределялись по лимитам.
НM разрешали устанавливать договорные или свободные цены на изделия.
Самофинансирование на практике вело к натурализации хозяйственных связей — обмену производителей определенными видами продукции и услуг.
Выросли неплатежи между предприятиями. Увеличивалось число "долгостроев". Продолжалось финансирование убыточных предприятий.
Денежная система в стране приходила в расстройство из-за необеспеченности денежной массы товарным эквивалентом.
В концепции реформы 1987 г. содержались неразрешимые противоречия. Рыночные отношения предлагалось строить без радикальных изменений формы собственности, без введения важнейшего механизма рынка — конкуренции. Весной-летом 1988 г. обозначились кризисные явления в развитии "революции сверху". Преобразованиями в экономике занимался партийный и государственный аппарат, целью которого было создание искусственной "планово-рыночной" системы, в рамках которой рынок рассматривался как вспомогательная пристройка к централизованному хозяйству.
Назревало недоверие в обществе к проводимому курсу реформ.
Поэтому в 1988—1989 гг. был взят курс на разгосударствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". В принятом "Законе о кооперации" (1988 г.) было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Большую роль в проработке концепции этого "Закона о кооперации" сыграл депутат Верховного Совета СССР, академик ВАСХНИЛ В. А. Тихонов, возглавивший Союз предпринимателей и кооператоров страны.
За 1988 г. количество кооперативов в СССР выросло в 6 раз. Деятельность их составила конкуренцию в работе предприятий государственной промышленности, особенно предприятий и организаций сферы услуг, где их было особенно много.