Однако в Германии к концу XIX в. сформировался национальный хозяйственный комплекс.
Первые картели в Германии появились в середине 1870-х гг., и к 1890 г. их было уже 210. К особенностям германских монополий можно отнести следующие:
• из-за слабости внутреннего рынка картели и синдикаты чаще создавались для внешнеторговой экспансии;
• государство помогало, как и в ряде других стран, осваивать внутренний рынок с помощью протекционистских тарифов на товары иностранного производства;
• в Германии сохранялось много мелких и средних предприятий, поэтому это была единственная страна, которая объединяла в картели и синдикаты, сотни не очень крупных предприятий;
• монополизировалась преимущественно сфера сбыта;
• очень часто монополизировались отрасли добывающей промышленности, например, появился Рейнско-Вестфальский угольный синдикат.
После кризиса 1893 г. в Германии стали создаваться первые тресты. Возникло знаменитое на весь мир общество Сименса и АЭГ в электрической промышленности.
Происходила централизация капитала в банковской сфере. Девять крупнейших банков (Дармштадский банк, Национальный банк Германии и др.) контролировали 85% всех банковских капиталов страны. Особенностью финансового капитала было инвестирование отечественных промышленников.
Объяснялось это не только не сформировавшимися у Германии связями на межстрановом уровне, но и отсутствием у нее колоний.
К концу XIX в. Германия все больше экспортирует машины, химикаты. Одновременно она ввозит сырье для промышленности: лесоматериалы и хлеб из России, железную руду из Швеции и Испании, хлопок и нефть из других стран.
В поисках рынков сбыта и источников сырья Германия приобретает у Испании Каролинские и Марианские острова, у Китая арендует район Циндао и оккупирует провинцию Шаньдун. В то же время в Германии зреет замысел о создании военного блока и подготовке крупномасштабной войны для завоевания аграрных районов России и раздела английских колоний. Началось строительство железной дороги Берлин — Белград — Багдад поближе к Индии — жемчужине Британской империи.
Англия была единственной из ведущих держав мира, экономика которой не выиграла в период перехода от свободной конкуренции к монополистической. Именно в 1870— 1890-е гг. ее сильно потеснили на мировом экономическом поле "молодые" государства — США и Германия.
1850—1870-е гг. стали пиком экономического могущества Англии. Она добывала 50% каменного угля в мире, таков же был удельный вес страны по выплавке стали и производству хлопка, удельный вес в мировой торговле составлял 60%.
За 20 лет между 1860 и 1880 гг. население английских колоний достигло 268 млн человек, т. е. удвоилось. Были захвачены страны Востока: в 1882 г. — Египет; в конце 1880-х гг. — Кения и Уганда; в 1886 г. — Бирма; в 1900 г. — Нигерия; в начале XX в. — Судан; в 1914 г. — Южная Аравия (современный Йемен).
Канада (1867 г.), Австралия (1901 г.), Новая Зеландия (1907 г.) стали доминионами Англии с самоуправлением, такой статус после Англо-бурской войны получил Южно-Африканский союз (1910 г.). Сферами влияния Англии в начале XX в. были независимые страны — Афганистан, Таиланд, Южный Иран и др.
В колонии и зависимые страны направлялось 70% британского экспортируемого капитала, значительная часть их вкладывалась в добывающую отрасль. Дешевая рабочая сила обеспечивала сверхприбыли для государства-метрополии и ее предпринимателей. Таким образом, экспорт капитала пришел на смену неэквивалентному обмену товаров на первом этапе колонизации в XVI—XVII вв. и экспорту промышленных изделий в XVIII — первой половине XIX в.
В те годы земля в Англии по-прежнему принадлежала крупным земельным собственникам, которые сдавали ее в аренду фермерам. Земельная рента как главный источник дохода лордов обременяла земледельцев, так как удорожалась их продукция, теряя конкурентоспособность не только на внешнем, но и на внутреннем рынке из-за притока дешевого хлеба из Северной Америки.
Английские фермеры нашли выход, переведя свои хозяйства на интенсивное животноводство и птицеводство, технически перевооружив его. Но хлеба по-прежнему не хватало.
Монополизация английской промышленности имела ряд особенностей. Легкая промышленность как давняя основа экономики страны зависела от колониальных рынков сбыта и источников сырья. Но произошли изменения в промышленности, предприятия которой занимались производством средств производства, началось техническое перевооружение традиционных отраслей производства — судостроения и металлургии. В связи с началом "века электричества" появилась электротехническая промышленность.
Строились новые предприятия в тяжелой промышленности, в том числе судостроительные. В результате между 1870 и 1913 гг. экспорт хлопчатобумажных тканей вырос вдвое, а экспорт машин и оборудования — в 7 раз, значительно увеличился объем перевозок на разных видах транспорта. Предпосылки к созданию монополий появились в Англии лишь в 90-х гг. XIX в., причем в новых отраслях: трубопрокатной, химической и военной.
Лидировали фирмы "Викторе" и "Армст-ронг/Уитворт". Появился, при непосредственном участии семьи Морганов, англо-американский судостроительный трест — один из первых в мире, созданных на межстрановом уровне, — предвестник процессов интеграции в мировой экономике в XX в.
В текстильную и угледобывающую отрасли вкладывались лишь малые капиталы, соответственно с небольшой отдачей.
Английские монополии начали образовываться не только на 15 лет позже, чем в США и Германии. Они были экономически слабее, что объясняется следующими причинами: вкладывание капиталов предпринимателей в колониальное хозяйство позволяло получать им высокие прибыли, не заботясь о конкурентоспособности товаров.
Английские прMдприниматели не капитализировали свою прибыль путем обновления оборудования, а вывозили капитал в другие страны. Значительная часть капитала направлялась на строительство железных дорог и морских портов в Канаде, странах Южной Америки, даже в США. Лондонский денежный рынок стал финансовым центром мира.
Насколько страна стала жить за счет вывезенных капиталов, показывает следующий пример: за последние 30 лет XIX в. национальный доход Англии удвоился, а доходы от зарубежных инвестиций выросли в 9 раз.
Англия, утеряв лидерство в промышленности, вместо Франции стала "мировым банкиром". Сделки на Лондон-Сити приобрели мировой характер.
Франция между 187.0—1913 гг. занимает четвертое место в мировой иерархии. Большую роль в отставании ее экономики сыграло военное поражение в противостоянии с Пруссией в 1870—1871 гг. И дело не только в контрибуции в 5 млрд франков, сколько в потере Эльзаса и Лотарингии. Чрезвычайно сузилась сырьевая база для национальной промышленности. Особенно не хватало коксующего угля для металлургической промышленности.
С ввозом 50% необходимого для промышленности угля из-за рубежа значительно выросла себестоимость французской металлообрабатывающей и машиностроительной продукции. Это вело к потере конкурентоспособности национальных товаров на внутреннем и внешнем рынках страны. Военные неудачи и поражения помешали обновить техническую базу промышленных предприятий, построенных после 1814— 1815 гг.
Отсталой отраслью национальной экономики было сельское хозяйство. Но рыночные отношения проникали и в сельское хозяйство, ширилась аренда земли. В начале 1908 г. 46% сельских хозяйств владели участками до 10 га, т. е. появился слой фермеров.
Одновременно с концентрацией земли сохранялись и парцеллярные участки, их семьи поставляли батраков в более крупные хозяйства.
Мировой аграрный кризис, вызванный завоеванием зернового рынка американским хлебом, в 1875—1894 гг. отрицательно сказался на сельском хозяйстве Франции. Если в США гектолитр (100 литров) пшеницы стоил не больше 10 франков, то во Франции — в 20 раз больше. Аграрии Франции, как и Германии, нашли выход в механизации и перестройке структуры отрасли.
Они пошли по пути развития животноводства, расширения посевов технических культур, овощей, увеличили посадки фруктовых деревьев и виноградников. В итоге выросла товарность молочного животноводства и овощеводства, окрепло традиционное виноделие.
Аграрный кризис и борьба с его последствиями отрицательно сказались на состоянии внутреннего рынка. Снижение его емкости, объясняемое тяжелым материальным положением миллионов крестьян, явило ь одной из причин промышленного отставания Франции от стран-лидеров. Если весь XIX век страна находилась на втором месте в мире после Англии по уровню промышленного развития, то к началу XX в. она занимала уже лишь четвертое место.
По темпам прироста промышленной продукции и концентрации производства Францию обогнала и Россия.
До XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной. Вместо преобладающей к тому времени в США и Германии тяжелой промышленности во Франции по-прежнему основную роль играло производство предметов потребления, особенно предметов роскоши и парфюмерии. На фоне снижения производственных мощностей чугунолитейной и угольной промышленности с 1870 по 1913 г. вдвое выросли темпы прироста текстильной промышленности, в том числе производство дорогих шелковых тканей и одежды.