Опыт реформирования экономики США


Благодаря широкой поддержке либерально-демократических сил Ф. Д. Рузвельт в 1936 г. был избран президентом на второй срок. В 1937—1938 гг. расширился объем общественных работ, увеличилось число людей, получающих пособия. В 1938 г. был принят "Закон о справедливых условиях труда".

Средняя продолжительность рабочей недели была определена в 44 часа, окончательно запрещался детский труд.

Опыт реформирования экономики США, проведенный под руководством Франклина Рузвельта в последующие за "Великой депрессией" годы, имеет важное историческое значение:

• впервые в истории страны с утвердившейся рыночной экономикой была продемонстрирована роль государственного регулирования в период кризисного состояния национального хозяйства;

• на практике была проведена политика государственного вмешательства в частноэкономические отношения;

• впервые в ведущих странах Запада был взят курс на социально ориентированную экономику, сохранившийся и в последующее время. Сокращение рабочего дня до 8— 7 часов, определение минимума заработной платы, легализация деятельности профсоюзов и внедрение коллективных договоров на предприятиях вошли в практику производственной и общественной жизни стран с рыночной экономикой;

• в европейских капиталистических странах изучался опыт воздействия США на рыночные отношения с помощью мер государственного регулирования спроса, а не реформ собственности;

• в странах Запада после Второй мировой войны практика "дефицитного финансирования" государственных расходов нашла широкое применение;

• широко внедрилась и практика "лоббирования" интересов промышленников в законодательных органах. Дело в том, что с приходом к власти Франклина Рузвельта роль советников правительства приобрели Торговая палата и Национальная ассоциация промышленников, а также группа ученых-eкономистов" ("мозговой центр" реформ). Кроме того, каждая отдельная корпорация банкиров и промышленников стремилась оказать влияние на Конгресс. У них имелись специальные агенты, общающиеся с конгрессменами, их стали называть "лобби", что в переводе с английского означает "прихожая" (имеется в виду прихожая Конгресса).

В США в 1924 г. насчитывалось около 150 "лобби", а в 1964 г. — уже 10 тысяч. Они не столько консультируют конгрессменов, сколько изыскивают эффективные средства для осуществления интересов корпораций;

• в ноябре 1933 г. по инициативе США были установлены дипломатические и торговые отношения с СССР, это сыграло огромную роль для всего мира в годы Второй мировой войны;

• курс на "новую политику" администрации Ф. Рузвельта представлял из себя модель для выхода из мирового экономического кризиса странам буржуазной демократии;

• опыт реформирования в период правления Ф. Рузвельта был использован Англией, Францией, Скандинавскими странами в моделировании политики "смешанной экономики" после 1945 г.;

• новый кризис в 1937 г. подтвердил правильность идеи великого российского ученого Н. Д. Кондратьева о циклическом развитии стран с рыночной экономикой. В США он начался в отраслях легкой промышленности, затем охватил тяжелую промышленность. В 1937—1938 гг. на 50% сократился выпуск автомобилей, на 44% — выплавка стали, общее сокращение промышленного производства составило 36%. Сокращение производства в промышленной и аграрной сферах было преодолено в годы Второй мировой войны;

• экономические кризисы 1930-х гг. ускорили процесс монополизации экономики США;

• монополии США начинают перед войной контролировать ряд районов Ближнего Востока, богатых нефтью, т. е. активно проникают за пределы Американского континента.

Своеобразно развивалась экономика Англии в межвоенный период. В отличие от США она в гораздо большей степени пострадала от разрушительного воздействия Первой мировой войны. Более длительное время в ее экономике действовали так называемые "резервы восстановления" и "эффект репараций".

В военные годы английская промышленность развивалась неравномерно. Особое внимание уделялось увеличению количества строительных предприятий и предприятий по изготовлению вооружения. Активно развивались "молодые" отрасли — автомобильная, авиационная и химическая промышленности, оказывалась помощь развитию военных предприятий, туда шли основные средства и привлекалась рабочая сила.



Правительство предпринимало протекционистские меры для защиты национального производства: на ряд промышленных товаров были введены ввозные пошлины в размере до 33%, это сыграло положиZельную роль для автомобилестроения.

Правительство стремилось нейтрализовать негативные последствия огромного импорта сельхозпродукции из США. По закону 1917 г. фермерам гарантировались выгодные цены на продукцию их хозяйств. Фиксировалась и минимальная заработная плата для сельскохозяйственных рабочих. Было разрешено распахивать под зерновые культуры пастбища.

В итоге, к концу войны сбор зерновых вырос на 32%. Однако зависимость страны от импорта, особенно зерна, сохранилась.

Некоторые черты государственного регулирования экономики проявились уже в годы войны, например, в 1916 г. создается "Федерация британской промышленности". Федерация призывала национальных предпринимателей сплотиться против иностранных конкурентов, сохранить рынки сбыта и источники сырья. Одновременно предполагалось завоевание новых рынков.

Важная роль отводилась расширению сферы приложения английского капитала, т. е. формировались идеи неоколониализма. Эта организация была призвана защитить экономические интересы Британской колониальной империи.



Потери военных лет были в значительной степени компенсированы репарациями по Версальскому мирному договору (см. 6.1). Но в Париже — Версале обозначились и противоречия между бывшими союзниками — членами Антанты. Англия больше не имела военно-морского преимущества по сравнению с другими странами, под давлением США ей пришлось отказаться от своей традиционной военной доктрины.

Естественно, это сказалось на экономике страны, так как сократились заказы для судостроительной отрасли промышленности.

К концу войны, как и в ряде других стран, в Англии произошла смена кабинетов. Правительство возглавил жесткий в решениях Ллойд Джордж. Под его руководством в стране проходила ремилитаризация производства, т. е. перевод экономики на мирные рельсы. Государственные органы, контролировавшие промышленные предприятия, обслуживающие военные нужды, были ликвидированы.

Под государственным контролем остались транспортные артерии и аграрный сектор. Государственный сектор в военном производстве и в мирное время экономически был сильнее, , чем до 1914 г. В его распоряжении находилось большее количество военных заводов. Так обстояло дело и с железнодорожным транспортом.

Временному экономическому оживлению в 1919— 1920 гг. способствовал отказ от золотого стандарта фунта стерлингов. В стране вырос выпуск бумажных денег, облегчились расчетные операции между предприятиями. Однако в случае чрезмерной эмиссии бумажных денег могла усилиться инфляция.

Улучшению экономической ситуации содействовало увеличение спроса на товары первой необходимости. Для удовлетворения спроса увеличилось производство тканей, одежды, обуви и т. д. Реализовывался "эффект восстановления", например, демобилизованные солдаты не остались без дела, их привлекли на восстановительные работы.

Итогом двухлетнего хозяйственного подъема было увеличение более чем на 8% производства чугуна, на 15% — стали, почти на 40% — экспорта товара (итог экономического подъема). Однако инфляция усилилась, цены на внутреннем рынке выросли.

Целый ряд факторов сдерживал дальнейший хозяйственный подъем:

• как и в других странах, через несколько лет после войны прекращается воздействие на экономическую жизнь эффектов от репараций и восстановительных процессов;

• страна была обязана на погашение долгов военного времени тратить до 40% государственного бюджета;

• не решены были проблемы в государственном секторе;

• на мировом рынке британские товары успешно вытесняли американцы и японцы;

• финансовый капитал страны продолжал экспансию средств в другие страны, в том числе в колонии и доминионы, не занимаясь капиталовложениями в промышленность метрополии. Это привело к потере еще в конце XIX в. статуса "первой фабрики" на мировой арене.

На волне застоя в экономике к власти пришло так называемое рабочее правительство лейбористов во главе с Макдональдом. Кроме ряда мер в социальной сфере в 1925 г. был восстановлен золотой паритет фунта стерлингов. Реально выиграли при этом финансовые круги от эмиссии ценных бумаг.

Цены на английские товары на мировом рынке по-прежнему оставались высокими, т. е. неконкурентоспособными. Более динамично развивались новые отрасли промышленности: авиационная, автомобильная, химическая. В них возрастала монополизация производства, также как и в старых отраслях типа металлургической и текстильной.

Однако в угольной промышленности не "сработала" "Схема четырех графств", или монополистического объединения углепромышленников в центральной Англии1.

Замедлялись темпы развития всей английской экономики. Лишь за счет новых отраслей промышленность Англии достигла к 1929 г. уровня 1913 г. Все отчетливее не оправдывалась модель государственного развития "жизнь за счет колоний".



Содержание раздела