Земля обрабатывалась плугом с железным наконечником, причем ее перепахивали 2—3 раза. Выращивали рис, ячмень, пшеницу, бобы, горох, сахарный тростник, хлопок, овощи. Развивались скотоводство, ремесленное производство: металлургия и металлообработка, ткачество и вышивание, ювелирное искусство, каменное монументальное зодчество.
К XII в. община постепенно превращалась во все более замкнутую составную часть натурального хозяйства. Государство активно вмешивалось в аграрные отношения. Оно не разрешало свободного отчуждения земли как на севере, так и на юге страны, т. е. и в начале второго этапа Средневековья в Индии широко не появилось частной собственности на землю, не сложилось барщинное хозяйство.
Индийская община была самой сильной в экономическом отношении на Востоке. Отдельные деревни входили в состав более крупной общины — округа, а несколько округов объединялись в область. Деревни, сплоченные одной оросительной сетью, составляли "систему сельских общин".
Основывали общину коллективы землевладельцев, но допускались независимые крестьянские хозяйства.
Своеобразным было положение ремесленников в этой стране. Ремесленники в кастовом отношении были ниже земледельцев, поэтому они обслуживали общину, получая за работу долю урожая. Так продолжалось и в XIII—XVI вв. Крестьяне, собирая в год по два урожая, могли позволить содержание все большего числа ремесленников.
Деревенское ремесло усиливало автаркию (самообеспечение) общины и затрудняло развитие феодализма в Индии.
Мусульманское (из Афганистана) завоевание Индии в XIII в. привело к росту государственной земельной собственности, централизованного аппарата власти. Государственная земля называлась хасе (халисе), с нее чиновники султана собирали поземельные налоги в пользу казны. Индийские феодалы (заминдары) помогали собирать налоги. Они имели наследственные права на владения, даже могли отчуждать их, но государство могло в любой момент отнять их и передать другому.
Таким образом, по-прежнему нельзя эти отношения определять как феодальные. Большую роль в сборе поземельного налога продолжала играть община.
Другой основной частью государственных земель была так называемая икта — ее раздавали в условное держание мусульманской прослойке высшего общества Индии. За это иктадары несли военную службу. Большую часть оброков со своих земель они передавали государству.
Но в XV в. ослабляется государственный контроль над икта, и они превращаются в полноправных земельных собственников. В то же время основные земельные владения по-прежнему получало духовенство.
В 1526 г. в Северной Индии была создана Монгольская империя, значительные перемены для страны наступили в середине XIX в. с вхождением Индии в состав Британской колониальной империи.
Север Китая в IV в. н. э. подвергся нашествиям кочевников — гуннов, цянов и др., в результате чего происходит, с одной стороны, варваризация страны, а с другой — китаизация пришельцев.
Надельная система возрождается к концу V в. Семьи получали теперь не только пахотные земли, но и садово-огородные. Чиновники имели служебные наделы, налог Оплатили владельцу угодий, а не в казну. Можно предположить, исходя из косвенных источников, что существовала также казенная земля во владении царского дома и частная — сильных домов.
Экономически сильнее был Юг страны. Там росла сеть городов, активизировались товарно-денежные отношения. Сюда бежали люди с Севера, спасаясь от кочевников.
Возрождение Китайской конфуцианской империи произошло в VI в., расцвет ее продолжался до XIII в. Объединение государства привело к унификации мер и весов, стандартизации монетного дела, упорядочению налогов. Государство ограничивало экономическую мощь сильных домов. Кроме налогов с земельного надела взималась промысловая подать (шелк, пряжа шли в казну).
Производился тщательный учет населения, для мужчин устанавливалась ежегодная трудовая повинность до 20 дней. Нет четких данных об условиях работы крестьян на землях знати и чиновников, но можно предположить, что по-прежнему отсутствовала крепостная зависимость.
Событием стала прокладка Великого канала между Янзцы и Хуанхэ, над возведением его трудилось около 80 тыс. человек. Реконструируется и Великая Китайская стена, ставшая символом страны. Активность внешней политики проявилась в войнах с Тюркским каганатом, Вьетнамом и Кореей.
Правление династии Тан (VII—Х вв.) ознаменовалось экономическим подъемом. Вновь подтверждается статус надельной системы, временные наделы распределяются от имени государства. Расцвели ремесло и торговля, но лучшие мастера трудились в казенной сфере, в порядке трудовой повинности. Цехо-гилъдии, как и на Ближнем Востоке, в Китае контролировались армией чиновников.
В городах растет прослойка интеллигенции. Но города Китая по-прежнему не имели прав и привилегий, сохраняли значение податных и административных единиц, хотя и являлись центрами провинций, областей или уездов. Вся империя делилась на 10 провинций.
К главным государственным структурам относилось ведомство налогов. Оно занималось учетом податных людей, распределением наделов, сбором налогов и земельным кадастром. Ведомство общественных работ (непременный атрибут Восточных империй) организовывало трудовые повинности, ирригационное строительство и пр.
Торговля активно проходила по Великому шелковому пути.
Весь VIII век характеризуется внутриполитическими раздорами, и по законам династического цикла в этой стране ухудшалось положение в аграрном секторе. Но надельные земли так и не превратились в частные владения. Государство с целью поддержания социальной стабильности помогало низшим категориям землевладельцев.
Новая династия Сун правила с Х по XIII в. Страна тогда испытывала внешние трудности из-за новой волны набегов кочевников на Север. Хозяйственная деятельность внутри страны развивалась бурно: ремесленники стали производить знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и тонкого шелка, слоновой кости. Со временем предметы из этих материалов преобрели широкую известность.
Огромное значение имело изобретение пороха (VIII в.), который в Европе появился лишь через несколько веков. Китайцам были известны компас и книгопечатание. На полях культивировался хлопок из Индии.
Государство в XI в. вновь на волне народного возмущения ограничило интересы частных собственников и укрепило свои позиции в экономике.
Суньская империя пала в XIII в. под ударами монголов. Затем на протяжении шести веков наблюдался закат Китайской империи с краткими периодами стабилизации.
В XIV—XVII вв. устанавливается правление династии Мин. Вновь усиливается центральная власть в стране, создаются всекитайские налогово-земелъные реестры, это помогло усилить контроль центральной администрации.
Начало Великих географических открытий экспедициями Колумба, Васко да Гамы и др. было ознаменовано экспедициями из Китая в страны юго-восточной Азии, Индию и берегам Африки. Но вояжи десятков кораблей не принесли экономической выгоды для казны Китая.
Примером принципиального различия двух систем — Европейской (Западной) и Восточной цивилизаций — являются результаты внешнеторговых связей Китая, в том числе по Великому шелковому пути. Они носили откровенно неэквивалентный характер. Дело в том, что, по давней традиции, торговля имела даннический характер, предметы обмена считались как бы дарами иноземных варваров императору. Ответные "дары" должны были по ценности превышать принесенные извне.
Это помогало сохранить иллюзию всемирного поклонения императору Поднебесной империи. Ухудшение экономического состояния Китая в конце XV в. было связано с тем, что наступила вторая половина династического цикла, дело шло к закату империи Мин. И опять, по известному сценарию, осложнилось положение в деревне, но если раньше заколдованный круг разрывался с помощью реформ, то сейчас этого не произошло.
Мощное крестьянское восстание в конце первой трети XVII в. привело к установлению господства династии Цин.
Правление императорского дома Мин не прошло бесследно для материальной культуры страны. В соответствии с веяниями времени в XVI—XVII вв. в Китае появляются первые европейцы из Португалии и Голландии. Миссионеры-католики познакомили страну с часами, астрономическими приборами, огнестрельным оружием. В 1618 г. прибыла из России миссия Ивана Петлина.
Нововведения, расширение контактов с внешним миром не помешали маньчжурам в середине XVII в. захватить власть в стране, ассимилироваться, стать конфуцианцами.
С разрешением аграрного кризиса страна на два века обеспечила экономический рост. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел даже демографический взрыв: население страны вместо привычных 60 млн человек выросло до 300 млн. Это привело к аграрному перенаселению.
Пришлось перейти к интенсивным методам хозяйствования, стали выращивать культуры, пользующиеся спросом на рынке.
Маньчжурские правители в своей экономической политике исходили из классического постулата китайцев: "земледелие — ствол, основа; торговля, ремесла и иные занятия — ветви, второстепенное". В этой стране всегда землевладельцы-налогоплательщики рассматривались независимо от имущественно-социальных различий. Особенность правления маньчжуров заключалась в том, что они ослабили контроль за поступлением налогов в казну, что вело к обогащению местной знати. Своеобразно складывались и отношения с внутренним миром.
Колонизация почти не затронула Китай, в середине XVIII в. была свернута торговля с европейцами. Китайцы отказывались от иностранных товаров. Англичане нашли выход, поставляя сюда оружие.