Монополистические объединения в промышленности создавались на новой энергетической базе: электроэнергетики и двигателей внутреннего сгорания. На их основе происходит структурная перестройка в промышленности, появляются новые отрасли: нефтепереработка, электрометаллургия, электрохимия, автомобилестроение и др.
Новому уровню производительных сил соответствовала новая форма организации производства: система акционерного предпринимательства. Среди подобных объединений видное место занимали акционерные общества с ограниченной ответственностью держателей акций.
Начальным этапом образования монополий было создание крупных компаний в виде фирм и корпораций. Следующим этапом являлось образование картелей, синдикатов, трестов и концернов.
Появление с 1870—1880-х гг. подобных объединений увеличило объем предложения товаров и услуг. Картели и синдикаты сосредоточили в своих руках значительную часть рынков сбыта товаров, а тресты и концерны — большую часть их производства, поэтому они начали диктовать потребителю монопольные цены на товары. С помощью внешней торговли, особенно с созданием межнациональных корпораций, в мировой круговорот включались капиталы, производства, товары, цены на них, получаемые прибыли, доходы от реализации товаров.
Если в промышленности монополии создавались на основе концентрации производства, то в банковском деле — на основе централизации капиталов. В начале XX в. банковский капитал все чаще сращивался с промышленным, контролировал даже аппарат государственной власти.
Особенностью монополизации промышленности США является переход к созданию трестов, минуя картели и синдикаты. Все типы монополий зарождались и развивались, как и в других странах, автономно, не переходя от простейших форм объединения снабженческо-сбытовых функций (картели и синдикаты) к формам более сложным — созданию трестов и концернов. Это не было развитием от простого к сложному.
Каждая страна начинала с создания той формы монополий, какая соответствовала уровню развития национальных производительных сил.
Уже с 1870 г. в США появляются ряд крупных компании и фирм, на базе которых через несколько лет образуются тресты, например, компания "Карнеги Стил Компании стала ведущей в своей отрасли. Доходы ее в 1900 г. ^оставили 40 млн долл. В 1901 г. основатель компании отошел от дел и продал ее Дж.
Моргану, крупнейшему к тому времени финансисту страны, появился гигантский трест "Юнайтед Стейтс Стал" с капиталом 1,4 млрд долл. Под контролем этого "Стального Треста" находилось 3/5 всей выплавляемой стали. Трест удовлетворял запросы строительных и железнодорожных компаний, электротехнических и автомобильных фирм.
Первым монополистическим объединением в США считается созданный в 1879 г. Дж. Рокфеллером трест "Стандарт Ойл". Его предтечей тоже была компания, образованная еще в 1870 г., — "Стандарт Ойл Компани оф Кливленд".
В руках треста оказался контроль над 90% нефтепереработки страны, 90% ее экспорта. Тресты в США сформировались двух типов: юридически самостоятельные компании или холдинг-компании, которые руководили группой акционерных обществ. В 1880—1890-х гг. они существовали уже в традиционно развивающихся отраслях: текстильной, кожевенной, спиртовой, сахарной, табачной, а также в свинцовой и недавно возникшей электротехнической, появились на транспорте и связи.
Население США, ее потребители выступали против диктата монополий на внутреннем рынке. В 1890 г. был принят "антитрестовский" закон Шермана. Именно под влиянием этого закона стали создаваться холдинг-компании — общества, в руках которых находится контрольный пакет акций различных фирм. Получая дивиденды, общество распределяет их между пайщиками.
Их нельзя было преследовать по закону Шермана, так как они владели лишь акциями и имели право на контроль над фирмами, куда вложили капиталы. "Антитрестовский закон" не смог противостоять деятельности монополистических объединений. В начале XX в. в стране действовало уже около 1000 трестов. Со слиянием промышленного и банковского капиталов самыми крупными в США становятся группы Моргана и Рокфеллера.
Особенностью экономического развития страны перед Первой мировой войной стало превышение ввоза капитала над вывозом в 2 раза.
Быстрыми темпами развивалась автомобильная промышленность. Почти половину всех автомобилей в США перед Первой мировой войной выпускала компания Форба в Детройте. На заводах Форда впервые применили систему Тейлора — поточного конвейерного производства.
Огромной стала фирма "Бьюик" после присоединения компаний "Кадиллак", "Шевроле", "Понтиак".
В традиционных отраслях производства тоже перешли на массовый выпуск изделий.
За 50 лет, прошедших после окончания Гражданской войны, экономика США уверенно развивалась по рыночному пути. С 1890-х гг. по выпуску промышленной продукции она вышла на первое место в мире. С начала XX в. США проводит политику неоколониализма в Южной и Центральной Америке под флагом "доктрины Монро", выдвинутой еще в 1823 г. Главным ее лозунгом было: "Америка для американцев".
Соседние страны используются в качестве рынков сбыта товаров и источников сырья.
Динамично развивалась в последней трети XIX — начале XX в. экономика Германии.
Единая Германская Империя, по конституции 1871 г., включала 22 государственных образования и несколько вольных городов типа Гамбурга. В Пруссии проживало 60% населения всей объединенной страны. Во главе империи стал король Пруссии.
По Конституции 1871 г. в Германии были созданы необходимые условия для развития рыночной экономики свободной конкуренции и почти одновременной ее трансформации в рынок монополистической конкуренции. Главным была защита частной собственности — основной составляющей системы рыночной экономики, а также развитие, хотя бы под контролем государства, системы промышленной и рыночной инфраструктуры. В стране появляется единое таможенное право, образуется единая таможенная и торговая территория, окруженная общей границей.
Победа над Францией (1870—1871 гг.) принесла Германии огромную контрибуцию в 5 млрд франков. Деньги явились важным элементом накопления капитала для победы промышленной революции и индустриализации. Германии отошли Эльзас и Лотарингия с богатыми залежами железной руды. Разработка их дала сырье для металлургической и машиностроительной промышленности.
В этих двух районах находилась и разветвленная сеть хлопчатобумажных предприятий.
Мощная топливно-энергетическая база создается благодаря использованию железной руды Лотарингии и угля Рурского и Саарского бассейнов. Уже к 1874 г. в Германии появляется 328 акционерных обществ с капиталом 2,7 млрд марок, т. е. зарождается основа для образования монополистических объединений в промышленности.
Демографический фактор тоже сыграл роль в экономическом подъеме. За последние 30 лет XIX в. население страны выросло на 40%.
Как и США, Германия не была обременена морально и физически устаревшим оборудованием на промышленных предприятиях, сразу устанавливалось новое, учитывались при этом современнейшие разработки в науке и технике других стран. Стимулятором для создания машиностроительных заводов, как лидеров индустриализации, являлись государственные заказы на вооружение. Это стало отличительной чертой германской экономики вплоть до середины 1940-х гг.
Как и в других странах — Англии, США, важным фактором экономического прогресса было железнодорожное строительство. Уже в 60-е гг. XIX в. железнодорожные пути соединили более или менее крупные города, а в 70-х было завершено строительство национальной системы путей сообщения.
Банки, вслед за железными дорогами, содействовали учредительству промышленных объектов, акционерных и страховых компаний. Грюндерство охватило горную и металлургическую промышленность. Это вело к разорению ремесленников и формированию рынка труда.
Но особенностью Германии того периода была не только победа машинного труда над ручным в обрабатывающей промышленности, но и сохранение своеобразной ниши для ремесленников, которые продолжали трудиться в рассеянных мануфактурах. Это сочетание оставалось в некоторых отраслях легкой промышленности до конца XIX в.
Промышленный подъем 1870-х гг. привел к изменению структуры народного хозяйства. В конце XIX — начале XX в. Германия превратилась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну. В промышленности было занято 42,5% населения, в агросфере — 28,5%. За 1870—1913 гг. промышленное производство Германии выросло в 6 раз, США — в 9 раз, Англии — в 2,2, во Франции — в 3 раза.
По темпам развития Германия уступала лишь США. За 1900—1910 гг. мощность электростанций выросла в 100 раз! В это время по уровню производства промышленной продукции Германия заняла второе место в мире после США.
Но страна отставала от США, Англии и Франции по уровню развития легкой и пищевой промышленности. Это можно объяснить отсутствием фермерских хозяйств. Более 200 тыс. га земли принадлежало правящей династии Гогенцоллернов. Большие латифундии находились в руках аристократических фамилий: Бисмарков, Бюловых, Шуленбургов и др.
Крестьянские хозяйства (3 млн) по-прежнему, как и в середине XIX в., имели в своем распоряжении не более 2 га земли. Платежеспособный спрос со стороны сельского населения, особенно батраков и мелких крестьян, на .промышленные изделия оставался невысоким, что сдерживало товарооборот на внутреннем рынке. Прусско-юнкерский путь развития сельского хозяйства Германии оказался неэффективным.