Замедленное послевоенное развитие промышленности использование выгод от получения репараций и расширение колониальных владений способствовало тому, что в мировой кризис Англия была втянута почти на год позже, чем США. Меньшими были и потери от кризиса. Наибольший спад промышленного производства — 23%, к уровню 1929 г., наблюдался весной 1933 г. Как и можно было ожидать, более всего от "Великой депрессии" пострадали традиционные отрасли: черная металлургия (вдвое снизился объем производста) и угледобыча (снижение на 20%). В 1933 г. торговых судов было построено в 10—11 раз меньше, чем в 1929 г.
Большие убытки понесло сельское хозяйство из-за снижения в 1930—1932 гг. цен на продукцию на 30—35%.
Многие города почти обезлюдели из-за сильнейшей безработицы.
Для улучшения экономического положения страны была создана королевская "Комиссия по национальной экономике" во главе с известным финансистом Дж. Мэем. Уже в середине 1931 г. комиссия опубликовала доклад с рекомендациями по исправлению положения.
Положения доклада комиссии Дж. Мэя:
Не рекомендовала: |
Рекомендовала: |
усиление роли государства в экономической жизни; |
уменьшить государственные расходы на 96 млн фунтов стерлингов; |
проведение социально ориентированной экономической политики; |
увеличить на 24 млн фунтов стерлингов поступления от прямых и косвенных налогов; уменьшить суммы выплат безработным; снизить оклады государственным служащим и учителям; |
экспериментирование с утверждением "дефицитного бюджета" |
для нейтрализации дефицита бюджета попросить заем у других стран |
Великобритании был предоставлен заем в 80 млн фунтов стерлингоЕ банками США и Франции. А борьба за сокращение государственных расходов привела к уменьшению расходов относительного валового национального продукта (ВНП). Сбалансированность бюджета положительно повлияла на финансовую стабильность в стране.
Второй раз после окончания Первой мировой войны Британия предприняла отмену золотого паритета фунта стерлингов, стоимость бумажного фунта к концу 1931 г. снизилась почти на треть, сразу выросли цены. При этом, по законам рыночной экономики, одновременно возросла конкурентоспособность национальных товаров. Этому способствовал и переход к жесткой политике протекционизма. Особого внимания заслуживает создание в 1931 г. "стерлингового блока" в составе 25 государств: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Португалии, Греции — в Европе и странах Латинской Америки — Аргентины, Бразилии, Боливии, Колумбии, Парагвая. Из стран Азии входили: Иран, Таиланд и т. д. Эти страны были частично зависимы от экономического диктата Великобритании, однако наблюдалось и вторжение в "епархию" США включением в блок южноамериканских государств.
В блок вошли независимые европейские страны, как бы окаймляющие континент с юга-запада, на Пиренейском полуострове, с северо-запада — в Скандинавии. Своеобразное "окольцевание" Англии имело экономическое и политическое значение. Острием своим "стерлинговый блок" был направлен против "долларового блока" США, Германии, Франции, Бельгии, Голландии, которые не отказались от золотого паритета.
Английский фунт приобрел решающее влияние почти на 50% мирового товарооборота с учетом экономической деятельности английских доминионов. Входившие в блок под главенством Англии страны хранили свои валютные резервы в банках Лондон-Сити и фиксировали курсы своих валют в соответствии с курсом английского фунта.
Финансовая стабилизация внутри страны и успехи во внешнеторговой деятельности содействовали стабильным ценам на внутреннем рынке и росту в 1931—1936 гг. уровня жизни населения. Стране помогло значительное снижение, не без участия США, процентных ставок по военным займам 1914—1918 гг. Некоторое время с Великобритании и ряда других стран вообще не взимались проценты по займам.
Все это привело к "смягчению" жесткого курса "Комиссии" Дж. Мэя по режиму экономии в стране. Повысились пособия в 1934—1936 гг. по безработице и заработная плата ряда категорий трудящихся; был снижен подоходный налог, в 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.
Итак, в отличие от "Нового курса" Ф. Рузвельта в США, Великобритания в борьбе с "Великой депрессией" 1929— 1933 гг. не пошла по пути спасения промышленности, фермерских хозяйств и реформ в социальной сфере. Главным в действиях английского правительства, банковских и предпринимательских кругов, заправил мира банков было: исправление дисбаланса бюджета; улучшение положения во внутренней и внешней торговле.
Англичане были консерваторами в вопросе о переходе к "дефицитному бюджету", хотя эта политика в США и оправдала себя. Они использовали в борьбе с последствиями мирового кризиса свой огромный исторический опыт в качестве главного "банкира мира". Поэтому в 1931—1934 гг. англичане своей главной экономической задачей считали обеспечение благоприятных финансовых условий для развития промышленности, сельского хозяйства и торговли.
Политическая мудрость правительства Англии в эти тяжелые для нее годы проявилась в изменении статуса. Британской колониальной империи. Она стала называться Британское содружество наций. Была признана самостоятельность всех доминионов Англии во внутренней и внешней политике.
Одновременно в традициях формирующегося неоколониализма было создание в 1932 г. Таможенного союза с введением льготных тарифов на экспорт английских товаров d Австралию, Новую Зеландию, Индию, Канаду, Южно-Африканский Союз, т. е. в бывшие английские доминионы. Союз этот также был направлен против конкурентов Англии в мировой торговле.
Англия, как и другие ведущие державы мира, готовилась к надвигающейся Второй мировой войне. Выросли расходы на военную промышленность: моторостроение, авиа и автомобилестроение, радиопромышленность. Однако угольная, хлопчатобумажная, шерстяная отрасли продолжали находиться в состоянии депрессии.
Усилилась монополизация промышленности, государство приняло Акт о принудительном контролировании угольных шахт.
Но все же эти мероприятия не помогли, и Англию в 1937 г. поразил очередной циклический кризис. Его последствия нейтрализовались начавшейся Второй мировой войной. Англия входила в нее с сокращением доли в мировом производстве (без учета СССР) с 14,8 до 11,3%.
Экономика Франции развивалась неравномерно после Первой мировой войны. Определялось это несколькими факторами: во-первых, огромными были разрушения от войны, ведь она велась непосредственно на территории страны; во-вторых, на свободных от оккупации землях активно разрабатывались не используемые ранее полезные ископаемые и создавались новые промышленные объекты; в-третьих, во Франции, как и повсюду в ведущих странах, после войны развиваются новые отрасли промышленности (автомобиле- и самолетостроение, электротехническая, химическая и т. д.). Обесценивание франка и потеря солидных сумм заграничных инвестиций, в том числе в России, привели к утрате страной роли мирового кредитора, потеснив Англию и Францию, таковыми становились США.
Эффект репараций в 8,2 млрд марок и возвращение по мирному договору утерянных в 1871 г. территорий привело к более позднему, на год, втягиванию экономики Франции в мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Несмотря на усиление монополизации производства, слабым местом в экономике оставались аграрный сектор и легкая промышленность. Подрыв мелкого производства и ослабление экономических позиций "среднего" класса в городе вели к узости внутреннего рынка.
Тяжелейшим последствием войны было превращение Франции в страну-должника. Ее военные и послевоенные (1918—1920 гг.) долги США и некоторым другим странам составили 62 млрд франков. Общий государственный долг Франции достиг в 1920 г. почти 300 млрд франков.
Выплаты по внешнему долгу и структурная перестройка после войны экономики Франции послужили причиной затягивания экономического кризиса включительно до 1921 г. В то время, когда ее союзники по блоку Антанты — США и Англия в 1918—1920 гг. переживали экономический подъем, индекс промышленного производства Франции в 1921 г. упал до 55% по сравнению с довоенным 1913 г., а индекс сельскохозяйственного производства составил 77%. Налоги в первые послевоенные годы выросли в 4 раза, цены на товаы широкого потребления в 5—7 раз.
Тяготы первых послевоенных лет сказались на положении широких масс трудящихся и вели к социальной нестабильности в обществе. Недовольство населения вызывала послевоенная внутренняя политика правительства А. Милъерана. Оно не только увеличило налоги, но и изменило существующий закон о 8-часовом рабочем дне в фабрично-заводской промышленности.
Сменивший А. Мильерана сторонник более "мягкого" подхода к решению проблем внутренней жизни Э. Эррио поручил правительству разработать специальную социально ориентированную программу действий. По ней вошло в практику заключение коллективных договоров с предпринимателями, возобновились выплаты пособий по безработице и пенсий по старости и т. д.
Противоречивость развития сохранялась в сельском хозяйстве. С одной стороны, происходила концентрация собственности, возрастала численность крупных хозяйств с рыночной ориентацией, а с другой — продолжалось мель-чание (парцеллирование) крестьянских хозяйств и земель. Крупные хозяйства, имевшие в среднем по 40 га земли, составляли лишь 3,3% от всех хозяйств, но при этом сосредоточивали в своих руках более 45% обрабатываемых земель.
Росла армия батраков, работающих на эти крупные хозяйства.