Китай


Важным источником экономической мысли в Индии является трактат "Артхашастра" (IV в. до н. э.), который называют "Наукой о выгоде". Создание экономического трактата приписывается брахману Каутилье — главному советнику царя Чандрагупты I. Состоит он из свода правил, многие из них адресованы царям. С целью достижения хозяйственной выгоды для государства их призывали усилить роль государства в экономической жизни, укрепить государственный аппарат. Ведущей отраслью производства Индии того времени было сельское хозяйство. Поэтому "Артхашастра" призывала правителей и чиновников заселять и обустраивать новые земли.

Если земледельцы обязывались платить все налоги государству (1/6 от всех доходов), то им предоставлялись земельные участки во временное пользование. В земледелии применялся труд наемных работников. В ряде статей речь идет как о царской, так и общинной земле, о роли ирригационных сооружений.

Оросительные сооружения должны были находиться на учете главного сборщика податей. Разрешалось часть оросительных сооружений отдавать в аренду отдельным лицам, что свидетельствовало о зарождении товарных отношений. Значительная выгода государству приносилась ремесленниками. В трактате обращается их внимание на профессиональный подход к делу: "доспехи, одежды и веревки" должны были выделываться "специалистами".

Предполагалось "тяжелые рудники", где добывалось сырье для ремесленных изделий, отдавать в издольщину или в аренду.

Более сурово авторы трактата относились к торговцам и ростовщикам, что характерно для всего древневосточного законодательства, признававшего и одновременно ограничивавшего частную собственность. Для предупреждения торговли с целью получения "чистой прибыли" каждые четыре месяца предписывалось надзирающим за этой отраслью проверять весы. Штрафу подвергались люди, торгующие непроверенными весами. В пользу казны с торговцев взимался особый налог: 1/16 часть товара, который продавался с помощью меры; 1/20 товаров, продававшихся по весу; 1/11 тех, которые продавались по счету.

Регламентация ростовщических операций проявлялась в следующем: за выдачу ссуд для морской торговли брали 20%, а за торговые операции внутри страны — 5%. "Артхашастра" утверждала сословно-кастовый строй в стране. Здесь назывались все 4 касты: брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр. Прямо отмечалось, что раз брахманы и кшатрии относятся к ариям — это привилегированная часть населения.

Существовало в стране и финансовое ведомство, которое собирало налоги. Знакомство с "Артхашастрой" дает Wонять, что доходы государства формировались от государственных хозяйств, с помощью пошлин и налогов. Важной статьей расходов было проведение общественных работ.

Путем контроля за доходами и расходами предполагалось бороться с казнокрадством.

В Новое время, отсчет которого ведется от Рождества Христова, Индия вступала с четким делением населения на касты. Здесь господствовала система "власть—собственность", носители товарно-денежных отношений находились на вторых ролях. Принципиальных изменений в социально-экономических отношениях не произошло и в так называемую "классическую эпоху" (II в. до н. э. — V в. н. э.). В эти столетия страна неоднократно подвергалась завоеваниям (греко-бактрийцы и др.) Несмотря на социально-политическую раздробленность, наблюдался дальнейший прогресс в производительных силах.

Соседская община сохранилась как основа социальной организации жизни. Расцвет хозяйственной жизни наблюдается в ранее отсталых районах — области Декана и на крайнем юге. В Средние века Индия вошла с общинно-кастовой структурой и недостаточным развитием товарно-денежных отношений.



1.4. Китай


Китай, в отличие от Индии, по словам Геродота, — "страна истории". Начиная с древнейших времен летописцы многое зафиксировали на панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, затем на бумаге. Гигантское количество письменных источников в сочетании с данными археологических раскопок дают богатый материал для реконструкции быта, труда, мировоззрения древних китайцев.

Экономическим фундаментом первого протогосударства (Шан-Инь) была земледельческая община. Общинники выращивали пшеницу, ячмень, чумизу, коноплю, бобы, фасоль, фрукты. Уникальным их изобретением явилось шелководство.



Разводили коз, свиней, овец, коров, уток, гусей. Охотились на кабанов, оленей, тигров, птицу. Ловили рыбу.

К важнейшим достижениям шан-иньской культуры относятся: появление изделий из бронзы; строительство городов; занятие шелководством; появление письменности.

В городах, при дворцах существовали мастерские: литейные, гончарные, косторезные, камнерезные, что свидетельствует об отделении ремесла от земледелия.

Социальную структуру общества можно представить таким образом: правитель и его семья; господствующие слои; свободные общинники; слуги, рабы и др.

В так называемых гадательных надписях, в том числе на сосудах, нет специального термина "раб", это лишний раз свидетельствует о домашнем характере рабства на Древнем Востоке.

В Шан-Инь не было административно-территориального деления страны, существовало лишь родоплеменное деление. Для того чтобы стать государством, необходим было достичь определенного уровня материальной и духовной культуры: иметь избыточный продукт для содержания штата администрации и хотя бы небольшую группу относительно грамотных людей. Но во главе Шан (термин Инь был приставлен позже) стоял уже не племенной вождь, а ван (царь).



От XIII к XI в. эта должность передавалась не от отца к сыну, а от брата к брату или от дяди к племяннику. Это была еще не вертикальная, а горизонтальная форма наследования.

Избыточный продукт, который использовался на содержание вана, его семьи и администрации, определялся за счет урожая с больших полей, обрабатываемых земледельцами-общинниками. Урожай этот был рентой-налогом для земледельцев.

По расовому признаку шанцы были монголоидами.

Главными делами в государстве были войны и жертвоприношения. Но наличие сильной армии шанцев с боевыми колесницами и тысячами лучников и копейщиков не спасло их от завоевания чжоусцев, пришедших с запада. Пришельцы через некоторое время ассимилировались с шанцами, заимствовали письменность и образ жизни. Именно чжоусцы распространили учение о Мандате Неба на управление Поднебесной империей.

Таким образом они самоутверждали легитимность своих правителей. С этой целью чжоусцы политизировали историю Китая, вписав в нее предания и легенды, в том числе заимствованные у соседей. Все это было поставлено на службу создаваемого централизованного государства. Чжоусцы использовали схему шан-ской администрации.

Существовали управляющие — сельским хозяйством, ремеслом и строительством, военными делами; судья-надзиратель.

В Китае эпохи Чжоу формировались феодальные отношения в древневосточной интерпретации, что можно отнести к гениальным догадкам людей эпохи Древнего мира о будущем устройстве общества.

Все земли в Поднебесной империи принадлежали вашу — верховному правителю. Часть земель он раздавал с правом наследственного пожалования представителям наиболее знатных родов. Земли во владение предоставлялись вместе с проживающим на ней населением и с присвоением титула получавшему ее. В XI в. до н. э. единовременно существовало до 200—300 таких владений.

Правитель такого владения назывался чжухоу. Некоторые из современных отечественных специалистов по Древнему Востоку подобные владения называют уделами, а получивших их в наследственное "кормление" людей — цинами.

Следующим социальным слоем, сформировавшимся в XIV—XI вв., были дафу — главы родоплеменных групп — цзу. Факт этот свидетельствует о существовании еще в Китае периода Чжоу, до I тыс. до н. э., родоплеменных отношений. Дафу проживали в наследственных владениях чжухоу. За ними шли ши — главы больших семей, входивших в состав тех или иных цзу (родоплеменных групп).

Социальную лестницу замыкала пятая группа — простолюдины (крестьяне, ремесленники, рабы). Первые четыре группы аристократов находились в вассальной зависимости друг от друга. "Слугами" вана были чжухоу, у них в зависимости с правом условного владения частью земель чжухоу, получивших ее от вана, находились дафу (иногда пишут да-фу);

земли последних получали ши в условное владение, но и они сами ее не обрабатывали, привлекали для этого простолюдинов. Иногда дафу называют древнекитайскими рыцарями, которые находились на военной службе. Но вряд ли в те времена войско было чисто профессиональным.

Получая из рук чжухоу, они по формирующимся законам вассалитета должны были участвовать и в военных сражениях. Представители слоя ши вполне могли быть выходцами из боковых линий аристократических семей и, несмотря на образованность, не имели титулов и должностей. Получив землю от дафу, они часто служили в администрации.

Как показало дальнейшее развитие мировой цивилизации (см. гл. III), социально-политическая раздробленность страны является непременным условием феодализации общества. Так было и в последующие века в рамках иных династических циклов Китая: как только ослаблялась государственная власть и росли тенденции к раздробленности страны, усиливались процессы обогащения знати за счет пожалований земель со стороны вышестоящих.

Это был "китайский" вариант частной собственности, во времена Чжоу она не могла считаться частной собственностью в современном понимании, т. е. не имела права свободно отчуждаться.



Содержание раздела