Это способствовало обмену открытиями в науке и технике.


Феноменом Среднего Востока и причиной его сравнительного экономического благополучия были транзитная торговля и мореплавание. Торговые связи по Великому шелковому пути соединяли Европу с Индией и Китаем. Это способствовало обмену открытиями в науке и технике. Трговля, сухопутные и морские пути были "кровеносными артериями" для всего Востока, с их помощью развивались рыночные и частнособственнические связи. Строились новые города и порты.

Даже ислам распространялся во многом с помощью транзитной торговли.

Очень важной проблемой в рамках Восточной цивилизации оставался вопрос о собственности. Рассмотрим эту проблему более подробно на материалах экономической истории в Средние века стран Ближнего Востока, Индии, Китая, а также Японии.

Еще в I в. до н. э. большая часть территории Ближнего Востока превратилась в провинции Рима с последующей романизацией и христианизацией населения. К VII в. н. э. Египет, Сирия, Малая Азия были восточной периферией Византии — или Восточной Римской империей. С наступлением ислама они в VII—VIII вв. были включены в состав Арабского халифата.

А Месопотамия еще во I в. до н. э. вошла в состав Парфии.

Города — полисы Месопотамии, созданные по образцу античных полисов, во многом отличались более развитыми товарно-денежными отношениями. Во II в. н. э. на смену парфянам пришли персы Сасаниды. Население было поделено на четыре основные группы: жрецов, воинов, чиновников (все они не платили налогов) и податной народ — крестьян, горожан. Наблюдалось и расслоение сельской общины.

Христианству противостоял зороастризм.

Аравия была страной кочевых племен бедуинов, использующих верблюдов для кочевий и торговли. На базе племенных объединений создаются протогосударства.

Последователи Муххамада сплотились после его смерти в 630 г. Власть халифов Омейядов (с 661 г.) усилилась за счет исламизации и арабизации завоеванного населения. Медленно шли эти процессы в Египте, Ливии, Магрибе (Северной Африке) в среде христианизированного ранее населения. Но в течение ряда веков на базе арабского языка и письменности халифы добились и здесь значительного успеха. Труднее им пришлось в Ливане и Палестине.

Упорное противостояние арабизации наблюдалось в самом Иране, где Сасаниды лишились власти; они не смогли видоизменить язык и национальную культуру Закавказья и Средней Азии. Наблюдалась слишком большая разница — языковая, в традициях культуры и государственности. Постепенно арабский язык повсеместно стал государственным.

Халифат довольно эффективно управлял огромной страной, чему способствовали хорошо налаженная почтовая связь, реорганизованная армия. Проводилось хозяйственное строительство: дорог, караван-сараев, оросительной системы, это способствовало подъему экономики. Империя была поделена на пять наместничеств.

Верховым собственником всех земель считался Аллах, государство как бы от его имени распоряжалось ими. Фактически землями ведали наместники — эмиры. Наиболее распространенным было общинное землевладение на землях государства, общинники в казну платили ренту — налог (хараджа или ушр). Следующей категорией были частные отчуждаемые земли {мульк) — небольшие владения.

Земли савафи — владения членов правящего дома и вакфы — религиозных учреждений не облагались налогами и не отчуждались. Служивые, в том числе чиновники и военные, получали землю из фонда государственно-общинных казенных земель в форме икта (условное владение с правом взимания в свою пользу ренты-налога).

Крестьяне обрабатывали все эти земли и выплачивали государству или его представителям ренту — налог. В казну шли пошлины с горожан, 1/5 часть от военной добычи, налоги от арендаторов мульковых земель.

Как и в других странах Востока, династический цикл чаще прерывался из-за народных восстаний, в середине VIII в. на гребне одного из них к власти пришли Аббасиды. От прежнего халифата сохранился лишь Кордовский эмират в Испании.

В Арабском халифате — слабом как государственная организация, росли сепаратизм эмиров и народные волнения. К концу IX в. халифат распался на ряд государств (эмираты и султанаты). Повсюду сохранялось традиционное с эпохи древности абсолютное господство государства в сфере аграрных отношений, взимание в казну ренты-налога.



Централизованный государственный контроль действовал и в городах.

За Египет и Сирию боролись в разные годы халифаты Аббасидов и Фатимидов. Столицей последних становится в Х в. Каир (Аль-Кахир — "победный город"). С середины XIII в. в течение 250 лет Египет был под властью мамлюков, которые сумели противостоять монгольским завоевателям. И в начале XVI в. эта страна древнейшей культуры стала частью Турецкой Османской империи.

Высшей ценностью Сирии стали включенные в ее состав Палестина с Иерусалимом, куда в XI—XIII вв. направляются крестоносцы.

К XVI в. Османский эмират превратился в огромную Турецкую империю, включавшую земли Арабского халифата в виде Аравии, Ирана, Магриба, части Закавказья, а также Балканы и Крым. Турки не только угрожали России, но и штурмовали Вену в центре Европы.

Империя отличалась динамичной социальной организацией, корнями уходившей к родоплеменным связям кочевников. Оседая на земле, воины-кочевники превращались в условно наследственных владельцев земли (тимаров) с выплатой ренты-налога. Более крупными пожалованиями были зайы. Тимариоты и займы составляли основу военной силы Турции. И военно-ленная система условно-наследственного землевладения стала прочной основой Турецкой империи.

Тем более, что рост доходов казны напрямую зависел от войн с их захватом новых земель и военной добычи. На этой основе процветали торговля и города империи.

Итак, согласно традиционной схеме структуры Востока все земли Турецкой империи считались государственными, а от имени султана ими распоряжался аппарат власти. Кроме наследственного условного земельного владения было и ненаследственное. Небольшая часть земельного фонда страны находилась в частном владении (мульки).

Эти люди тоже платили налоги в казну.

Налоги в стране делились на законные и дополнительные, они собирались жесткими методами. В городах действовала цеховая система. В отличие от западноевропейских цехов здесь правилом была мелочная опека государства над ремесленниками. Турецкий город к тому же структурно имел одинаковые права с сельскими районами, что затрудняло развитие в них товарно-денежных отношений.

Золотым веком для империи становится правление Сулеймана Великолепного (1520—1566 гг.). Затем Турция втянулась в затяжной кризис. Прекратился прирост пашни, дробились тимары, появились безземельные крестьяне.

Из-за "революции цен", наступившей в ходе Великих географических открытий, уже в XVII в. сократились поступления в казну. Упадок военной мощи некогда могущественной империи отчетливо проявился в XVIII в. И в первой трети XIX в. Османская империя значительно сократилась в размерах. Большинство включенных ранее в ее состав стран стали развиваться самостоятельно или в рамках Британской и Французской колониальных империй.

Своеобразным было экономическое развитие Индии в период Средневековья. К V в. н. э. заметно изменилась индийская община, представлявшая ранее объединение больших семей. В законодательных актах к этому времени появились статьи, разрешающие частную земельную собственность для тех, кто обрабатывал земельный участок не менее 20 лет.

Малоимущим семьям разрешалось продавать свои наделы, они стали превращаться в арендаторов-издольщиков.

Многие государственные чиновники начали получать от царя за службу пожалования в виде податных территорий, а с появлением права наследования — должностей, к их наследникам переходили права на эту территорию. Подати (налог) постепенно превратились в натуральные оброки. Это отнюдь не напоминало процесс феодализации.

Царский служащий получал "подарки" в виде податных территорий (даннические отношения), а не землю в собственность с крепостными крестьянами, как это было в Западной и Восточной Европе.

Государство продолжало играть важную роль в экономике Индии. По-прежнему к сфере государственных интересов относятся преимущественно аграрные отношения. Рабовладельческий уклад, как и прежде, занимал незначительное место в структуре хозяйства.

Сохраняется сословно-варновое деление индийского общества, но четыре традиционные варны дробятся на социальные группы представителей одной профессии (джати). Кастовые перегородки, как и раньше, сдерживали развитие производства, особенного ремесленного.

Деревенская община в Индии тоже была преградой на пути феодализации в классическом понимании этого слова. С общины взималась натуральная рента, она продолжала выполнять значительные объемы работ в интересах государства по возведению ирригационных сооружений, прокладке дорог, расчистке джунглей и пр. Ирригация, как и в эпоху Древнего мира в Египте и Месопотамии, выходила за рамки отдельных поселений, это были объекты государственного значения.

Факт этот тоже сдерживал формирование феодальных поместий. Благодаря теплому климату и ирригационным сооружениям выше были урожаи в общинах, господам невыгодно было пожалованную землю делить на барскую и крестьянскую.



Содержание раздела