Экономика стран Востока


До перехода к выполнению четырехлетнего плана экономического развития был осуществлен ряд мероприятий по возрастанию роли государства в подготовке войны. Летом 1933 г. был принят "Закон о принудительном картелировании экономики", по которому в промышленных отраслях создавались объединения промышленных фирм. 27 февраля 1934 г. начал действовать "Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства". По нему было создано семь главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта.

Во главе всей экономики стоял Главный хозяйственный совет, т. е. осуществлялся административный диктат со стороны партии и государства.

Всех рабочих в "третьем рейхе" превратили в "солдат труда" по закону "Об организации национального труда" (январь 1934 г.). С целью создания продовольственных резервов к началу войны возникло "Имперское сословие по продовольствию" с опорой на помещиков-юнкеров и зажиточных крестьян. Была введена система принудительных поставок сельскохозпродукции.

Германия нарушила условия Версальского договора, и в целях перевооружения страны весной 1933 г. было создано министерство авиации. Через два года была введена всеобщая воинская повинность, а в 1936 г. войска входят в демилитаризованную Рейнскую область.

Одновременно с "Имперским сословием по продовольствию" возникло "Имперское сословие германской промышленности", объединившее под контролем государства и НСДАП крупнейших монополистов. Осенью 1936 г. Г. Геринг был назначен главным уполномоченным по реализации четырехлетнего плана. Его составляющими были: мобилизация экономических ресурсов; накопление дефицитных материалов; расширение производства военного снаряжения.

Немецкая армия должна была через четыре года начать действовать — такой вывод напрашивался после ознакомления с этим планом. Три пятые всех инвестиций направлялись в военную промышленность. Тяжелая промышленность к 1939 г. превысила на 50% уровень 1929 г. Если в 1935 г. на военные цели было направлено 5150 млн рейхсмарок, то в 1938 г. втрое больше — 15 500 млн рейхсмарок.

Расходы на общественное управление снизились с 1400 до 1200 млн рейхсмарок, жилищное строительство осталось почти на прежнем уровне. Всего с 1932 г. до начала Второй мировой войны военные расходы Германии выросли в 25 раз! В общем бюджете страны их удельный вес достиг невиданных размеров — 76%!

Предпринимательство развивалось, но на основе государственной формы собственности. Государственный акционерный капитал вырос с 13,2 млрд рейхсмарок в 1932 г. до 17 млрд в 1939 г. В этом коренное отличие политики вмешательства государства в экономику между Германией и США в период осуществления "Нового курса" Ф. Рузвельта.

По данным Имперского статистического управления, весной 1936 г. в Германии действовали 1085 общественных предприятий: 61 — были собственностью империи; 57 — собственностью германских земель; 25 — ганзейских северогерманских городов; 291 — общин и союзов общин; 142 — являлись совместным владением империи и общин. Почти треть — 30% этих предприятий были акционерными обществами; 64,4% — обществами с ограниченной ответственностью; 5,6% — иными обществами. Развивалась в фашистской Германии и система внеэкономического принуждения путем внедрения различных видов трудовой повинности.

Таким образом, экономика Германии была подготовлена к войне. Так Италия и Германия определили вектор выхода из мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Рыночная экономика в классическом виде в них не действовала, хотя частная собственность не запрещалась. Свободный рынок не регулировал экономический процесс.

В Германии и Италии сложился централизованный хозяйственный механизм, направленный на насильственное присоединение к ним других стран.


6.3. Экономика стран Востока

между двумя мировыми войнами


Последствия Первой мировой войны были благоприятными для Японии. Страна "поставила" на союз с Антантой и выиграла: захватила принадлежавшие Германии Маршалловы, Каролинские и Марианские острова в Тихом океане и провинцию Шаньдун в Китае; улучшила внешнеторговые позиции, усилив втрое экспорт товаров в страны Азии; благодаря военным поставкам активно развивалась промышленность — вдвое за военные годы вырос объем ее продукции, особенно судостроение. За короткое время страна превратилась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.



Развивалось акционирование промышленности.

Укрепление экономических позиций Японии в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке не приветствовалось другими странами, особенно США. Позиции Японии были потеснены в Китае, что привело к падению уровня промышленного производства. Затем, в 1924—1928 гг. произошел подъем промышленности, но по-прежнему 40% ее объема принадлежало хлопчатобумажной отрасли.

Обрабатывающая промышленность наращивала темпы развития и довела выпуск своей продукции до 30% от общих объемов.

Промышленный подъем сопровождался концентрацией .производства и капитала. Каждый пятый рабочий трудился на предприятии с числом занятых свыше тысячи. А 388 компаний, с капиталом у каждой не менее 10 млн йен, по уровню концентрации не уступали западным корпорациям. Централизация капиталов не обошла и банки. Своеобразие социально-экономической жизни страны проявилось в формировании семейных концернов — дзайбацу.

Им предоставлялись торгово-промышленные привилегии, которые прежде были дарованы государством торговым и самурайским кланам. Они превратились в универсальные монополистические объединения. Концерн Мицубиси в 1920-х гг. контролировал 120 компаний с капиталом 900 млн йен и состоял из железнодорожной, электротехнической, металлургической, горнорудной, судостроительной компаний.



Государство оставалось крупнейшим предпринимателем, выше был технический уровень казенных предприятий. Таким образом, традиционная для Востока руководящая роль государственного сектора в экономике сочеталась в этой стране с частновладельческими монополистическими объединениями в виде семейных концернов. Подобный симбиоз благоприятно сказывался на состоянии экономики, способствовал социальной стабильности в обществе.

Мировой экономический кризис конца 1920-х гг. привел к ухудшению положения в сельском хозяйстве, наблюдался спад производства в угольной, металлургической, хлопчатобумажной промышленности и судостроении. Особая агрессивность японского милитаризма после 1929—1933 гг. вытекала из непреодоленного еще отставания в экономике. Традиционно здесь развивались отрасли мелкого производства для обслуживания внутреннего рынка: изготовление одежды и обуви, японских фонариков и зонтов, изделий из керамики и пр.

В них, вплоть до начала Второй мировой войны, не завершился еще промышленный переворот, т. е. наравне с современными концернами существовало мануфактурное производство. Объяснялось это более поздним, по сравнению с государствами Европы и Северной Америки, вступлением Японии на путь индустриализации.

Милитаристские круги во главе с генералом Танака видели решение вопроса о подъеме экономики в расширении "жизненного пространства", в том числе в получении новых источников сырья. Государство в 1930-е гг. стимулировало отрасли, связанные с переоснащением и укреплением армии и флота. Исходя из секретных планов агрессии против стран Юго-Восточной Азии Япония в 1931 г. оккупировала Манчжурию, в 1933—1935 гг. — Северный Китай. Для ведения военных действий нужно было много оружия и боеприпасов. В десять раз вырос объем продукции в металлургии, создаются новые отрасли — самолетостроение и автомобилестроение.

Государство взяло под контроль не только работу промышленности и транспорта, но и торговли. До 8% выросли среднегодовые темпы промышленного производства в Японии.

Из-за проникновения японского капитала на территории Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда обостряются противоречия между США и Японией.

Свою дальнейшую судьбу Япония связала с Германией и Италией, вступив в военный альянс стран оси "Берлин — Рим — Токио". Последствия для Японии, понесшей жестокое поражение во Второй мировой войне, были катастрофическими.

Незадолго до Первой мировой войны, 12 февраля 1912 г. в Китае была официально упразднена монархия. Немаловажную роль в низвержении манчжурской династии сыграл Сунь Ятсен, всемирно известный революционер, взгляды которого были близки идеям социал-демократии.

Из-за недовольства Версальским мирным договором, передавшим Японии права на Германские владения в Шаньдуне, сформировалось движение Гоминьдана. После смерти Сунь Ятсена в 1915 г. к власти в движении приходит Чан Кайши. Новая армия движется на север страны, в 1928 г. завершилось объединение Китая.

Экономика Китая динамично развивалась в первой четверти XX в., но в этом процессе роль национальной буржуазии была невелика, она больше проявлялась в сфере торгового капитала и мелкого предпринимательства. Сохранял с XIX в. позиции английский капитал, ему начинал противостоять японский. В этих условиях гоминьдановское правительство основную роль в экономике отводило государственному сектору. Рычагами их влияния в этом секторе стали банки, налоговая и таможенная служба. Занималось правительство и государственным планированием экономики.

Частное предпринимательство допускалось, но лишь в форме участия в смешанных государственно-частных предприятиях. Были проведены законы — аграрный, о труде, минимальном уровне зарплаты, т. е. управление централизованным государством проводилось по утвердившемуся веками сценарию: государство регулировало экономические и социальные отношения в стране. Дань времени была отдана созданием системы профсоюзов, но опять же — официальных, государственных.

И лишь впоследствии, во время гоминьдановского правления на Тайване (с 1949 г.), главным в экономике станет частный предпринимательский сектор.



Содержание раздела