Изобретение твердого покрытия дорог


С изобретением твердого покрытия дорог ускорились переезды на конной тяге.

Развиваются новые средства связи, которые совершают подлинную революцию в передаче коммерческой информации. В 1837 г. был изобретен электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847—1852 гг. проложена телефонная линия между важными морскими портами Дувром и Кале.

Механик-самоучка Д. Стефенсон создал на основе стационарной паровой машины паровоз — самоходную паросиловую установку. "Ракета" — локомотив Стефенсона имела мощность 12 лошадиных сил и развивала скорость до 22 км/час. После апробирования паровоза в 1825 г. на первой в мире железной дороге от Стоктона до Дарлингтона Стефенсон усовершенствовал и рельсовый путь.

Строительство железных дорог чрезвычайно активизировало хозяйственную жизнь Англии. Затем наступила очередь внедрения на водном транспорте пароходов. Он был создан Фултоном еще в 1807 г. в США, англичане переняли это изобретение и применили у себя.

В конце XIX в. с изобретением электричества появился важный компонент промышленной и социальной инфраструктуры в виде электрических сетей.

Первые десятилетия, которые прошли с начала промышленного переворота, привели к свободной конкуренции, расширению всех отраслей промышленного производства. Наибольших успехов добилась хлопчатобумажная промышленность. Через 100 лет после начала переворота, в 1868 г., в стране функционировало более 2,5 тыс. таких фабрик, их станочный парк составил 379 тыс. ткацких станков. Благодаря механизированному труду себестоимость хлопчатобумажной ткани снизилась в 12 раз. Это привело к резкому увеличению рынка сбыта, т. е. предприниматели успешно удовлетворяли спрос потребителей.

Дешевые ткани могли купить представители самых бедных слоев населения. Одновременно разорялись ткачи-ремесленники и пополняли ряды наемных работников на фабриках. Английскими ткачами был завоеван рынок Индии после превращения ее в колонию Англии.

Миллионы индийских ткачей разорились. Рабочие операции на ткацких фабриках были несложными, поэтому на них в массовом масштабе применялся дешевый детский и женский труд.

До середины XIX в. в структуре экспорта из Англии преобладала продукция хлопчатобумажных фабрик.

Динамично развивались и другие отрасли. Кроме Индии осваивались рынки сырья и сбыта товаров Новой Зеландии (с 1837 г.), Австралии, Канады, некоторых территорий Африки. Англия все больше превращалась в первую "фабрику мира".

К середине XIX в. она стала и "владычицей морей" — ей принадлежало 60% мирового торгового флота, что очень помогало в осуществлении внешнеторговых операций.

Великобритания к 1860 г., т. е. через столетие после начала промышленного переворота, стала индустриальной державой. Прирост промышленной продукции за каждые десять лет с 1800 по 1870 г. составлял 6%, что было очень высоким показателем для XIX в. За эти годы добыча угля выросла в 11 раз, выплавка чугуна — в 32 раза. В первой половине XIX в. темпы роста легкой промышленности были выше, чем тяжелой.

Но в середине столетия в Европе вырос старое на английский уголь, металл, машины, и, соответственно, возросли темпы производства в металлургии, машиностроении, угледобыче, однако по сумме прибыли, общей стоимости товарной массы и численности работников по-прежнему лидировала текстильная промышленность. До 1870-х гг. у Великобритании не было серьезных конкурентов в промышленном развитии. Поэтому, несмотря на преобладание в рамках страны текстильной промышленности, по стоимости товарной массы страна занла первое место в мире по темпам и уровню развития промышленности в целом.

Она добывала (в 1860 г.) более 50% каменного угля и выплавляла 50% чугуна в мире (1870 г.).

После 1825 г. в Великобритании разразился первый в мире циклический кризис, охвативший все отрасли. Такие кризисы периодически, в среднем через 10 лет, повторялись в 1836, 1847, 1866 гг. Кризисы сопровождались сокращением производства.

Одним из показателей успешной индустриализации был резкий рост численности рабочих. Из 21 млн человек населения (без Ирландии) в середине XIX в. рабочие составили 4,8 млн человек. Англия становилась страной крупных городов. Одновременно к началу XIX в. в стране окончательно исчезло крестьянство.



На смену ему в агросфере пришли крупные предприниматели и арендаторы.

В аграрной сфере Англии господствовало крупное землевладение. В 1870-х гг. 250 крупнейших землевладельцев Англии держали в руках более 50% земель страны.

Ее сдавали в аренду фермерам, которые обрабатывали землю с помощью батраков, и только 5% земельной площади обрабатывалось без применения наемного труда. Фермеры занимались травосеянием, применяли в хозяйстве сельхозмашины, минеральные удобрения. Интенсификация аграрного производства положительно сказалась на урожайности, которая вдвое превышала показатели Франции. "Колесо" истории вновь повернулось: перестройка сельского хозяйства Англии с земледельческого на скотоводческое произошла под влиянием успешной колонизации американцами запада своей страны после окончания Гражданской войны 1861—1865 гг.: дешевый американский хлеб, поставляемый в Европу, составил конкуренцию английскому. Через два с лишним века, после "огораживания земель", англичане вновь стали превращать пашню в пастбища, на этот раз речь шла о землях лордов или арендованных у них крестьянами участках земли.

Делали это не для получения шерсти от овец, а для снабжения городского населения мясо-молочными продуктами.

В 1694 г. был создан Английский банк, ставший важным элементом промышленной и рыночной инфраструктуры. Через 100 лет в стране функционировало уже 350 банков. Они больше занимались кредитованием внешней торговли. Постепенно этот "банк банков" стал руководить кредитной системой страны.

Англия начала играть роль не только мирового перевозчика и производителя товаров, но и "мирового банкира".

Колониальная империя Великобритании охватила в 1860 г. территорию в 6,5 млн км2, на ней проживало 145 млн человек. Некоторым колониям пришлось предоставить самостоятельность — самоуправление Австралии и права доминиона Канаде. В качестве "компенсации" Англия насильственно открыла "окно" для торговли с Китаем и Японией.



На несколько десятилетий позже, чем в Англии, во Франции появились важнейшие условия для промышленного переворота: формирования свободных капиталов и резервной рабочей силы. Страна несколько веков соперничала с Англией за лидерство в европейской экономике. До 1760-х гг. у Франции были преимущества перед Англией: значительно большая территория; богаче запасы полезных ископаемых; вдвое большая численность населения; значительные успехи в заморской торговле; в технических изобретениях.

Но с середины XVIII в. Англия стала обгонять Францию по торговым оборотам. Над экономикой Франции тяготели пережитки феодальной системы, которая продолжала существовать до 1789 г.

Учредительное собрание 5 августа 1789 г. декларировало отмену феодального строя, а в феврале 1791 г. — ликвидацию цехов. Была без выкупа упразднена феодальная рента всех видов, а не только личная зависимость крестьян от сеньоров.

Приход Наполеона к власти (1799 г.) усилил позиции французской буржуазии, ориентированной на развитие рыночной экономики. Наполеоновские войны можно считать войнами за источники сырья и рынки сбыта, за экономическое господство Франции в Европе. Задержка с началом промышленной революции объяснялась в определенной степени экономической континентальной блокадой Англии (запрет на торговлю с этой страной), объявленной Наполеоном I в 1806 г. Нельзя было вывозить оттуда паровые машины и ткацкие станки.

В 1800 г. были созданы Французский банк и несколько банков в провинции. Они стали важным элементом рыночной инфраструктуры Франции. Росла численность централизованных мануфактур.

Появились первые фабрики, для которых английские паровые машины были ввезены до начала континентальной блокады Англии.

Некоторые успехи были достигнуты в 1803 г. в механизации ткацкого дела. Увеличилось количество продукции шерстяной промышленности. Л. Жаккар в 1805 г. изобрел станок по производству узорчатой (жаккардовой) ткани.

В 1810 г. Ф. Жирар изобрел льнопрядильную машину. По сравнению с 1894 г. удвоилась добыча железной руды и утроилась — каменного угля. Но это были отдельные успехи, в общем экономическом развитии Франция сильно отставала от Англии.

В начале XIX в. здесь работало лишь 15 паровых машин против 15 тыс. в Англии. Ограниченной оставалась емкость внутреннего рынка, и не приходилось говорить о соответствии спроса и предложения как важнейших составляющих рыночной экономики.

Объясняется это дальнейшим дроблением — парцеллированием земельных участков, находящихся в собственности у крестьян. Земли в стране не хватало, в середине XIX в. 70% крестьян имели участки примерно по 2 га. На такой земельной площади можно было заниматься лишь натуральным хозяйством, что чрезвычайно сдерживало промышленное развитие.

Не формировался полноценный рынок сельхозпродукции, а из-за отсутствия денежных масс крестьяне активно не покупали и промышленные изделия. Не формировался и рынок труда за счет крестьян, так как они боялись расстаться со своими мизерными участками земли. Их устраивало наличие мелких ремесленных мастерских, где можно было приобрести необходимые для дома и хозяйства изделия.

Эти явления во французской экономике тормозили промышленный прогресс, но не могли его остановить. Сравнительно немного, но все же 625 паровых машин в 1830 г. на предприятиях Франции уже приносили ощутимую пользу. Выросли добыча угля и выплавка чугуна.

Прокладывались шоссейные дороги и, по примеру Англии, речные каналы.



Содержание раздела