Исполком и Секретариат СЭВ.


Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от внешних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совместные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сформулирован лишь в 1960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принципах международного социалистического разделения труда, утвердили ряд комплексных программ подъема экономики. Принципы экономического сотрудничества между республиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ.

Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны — участницы СЭВ, независимо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящими органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38—39%. Не подключившись под влиянием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на экономическую помощь со стороны СССР. И они ее получили.

Но то, что считалось положительным в межэкономическом сотрудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продукции, привело позднее к большим осложнениям в экономике этих стран.

Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились правительствами этих стран под влиянием СССР как более прогрессивное развитие социалистической системы хозяйствования по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписывалось программами правящих партий.

Восточноевропейские страны, в довоенный период больше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их народов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии).

Поэтому первый этап социально-экономических преобразований в странах Восточной Европы не был подобен процессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.

В странах народной демократии, называющихся так после 1945 г., национализация земли вообще не проводилась. Часть земли, конфискованной у помещиков или зажиточных крестьян, продавалась по льготным ценам. В одних странах в связи с такой политикой произошла частичная натурализация хозяйств (из-за появления множества мелких наделов). В Венгрии сохранились крупные фермерские хозяйства. Интересно, что земли у "кулаков" было втрое больше, чем у помещиков (соответственно 150 и 50 га).

Таким образом, в этих странах не пошли по пути России — землю не национализирвали и не раздавали бесплатно в условное владение, значительная часть земельного фонда сохранялась в частной собственности.

Своеобразно развивались события в Болгарии. Земля в собственности крестьян оказалась здесь благодаря силе русского оружия еще в период последней русско-турецкой войны в конце XIX в., когда Болгария была освобождена из-под власти Турецкой империи. Проводилась и национализация в промышленной сфере, но в разные временные периоды. После провозглашения 15 сентября народной республики в Болгарии в собственность государства перешли:

а) объекты промышленной инфраструктуры: железные дороги, почта, радио, телеграф, телефон и электростанции;

б) часть банков, т. е. объектов рыночной инфраструктуры;

в) предприятия и шахты, которые и до сентября 1944 г. являлись собственностью буржуазного государства; г) предприятия, конфискованные у военных преступников, т. е. лиц, сотрудничавших с фашистским режимом.

На всех частных предприятиях был введен рабочий контроль. Благодаря сохранению сектора частной промышленности, страна уже в 1946 г. достигла довоенного уровня промышленного производства. В самом конце 1947 г. на основе Закона о национализации были переведены в собственность государства 6000 частновладельческих предприятий, большинство банковско-кредитных учреждений; одновременно была проведена денежная реформа.



Однако сохранился сектор кустарных и кооперативных предприятий, почти многоукладность в экономике.

В ходе выполнения первого пятилетного плана развития народного хозяйства на 1949—1953 гг. продолжилась индустриализация и электрофикация страны. В итоге выполнения этого плана страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную. Промышленная продукция составила 56% всей валовой продукции.

Эти годы принято считать третьим завершающим этапом индустриализации ВНР.

Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя причислила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. В 1945 г., в ходе аграрной реформы, здесь была проведена конфискация помещичьих земель, а в 1947— 1948 гг. появились первые сельхозкооперативы. Как и в Болгарии, в Албании в 1946—1947 гг. национализировали промышленные предприятия, кроме кустарных мастерских. Так же были национализированы: транспорт, Албанский банк, внешняя и оптовая внутренняя торговля.

Вместо пятилетнего плана был утвержден вначале однолетний, затем двухлетний планы. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социалистическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Албания, по воле Сталина, была подвергнута определенной дискриминации.

В несколько этапов проводилась национализация в Венгрии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оптовая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кредитные учреждения.

Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалистическому пути развития. Закон о национализации был принят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химические и т. д.) и до этого находились в ведении государства.

Национализировали десять частных железных дорог и четыре пароходных общества. Медленнее проходил этот процесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.



Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась крупномасштабная индустриализация.

В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где трудилось более 50 человек, а также внешней и оптовой внутренней торговли.

Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеровским режимом участвовала Югославия.

Провозглашение ее Федеративной народной республикой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движения, были конфискованы промышленные предприятия, принадлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Таким образом, вне государственного сектора оставались лишь 25% предприятий. Поэтому национализация крупных банков, крупных и средних заводов, фабрик, мастерских осуществлялась одновременно.

В это же время проводилась и аграрная реформа, передавались в частную собственность земли, конфискованные у помещиков, церкви, банков, немецких оккупантов. Государству стали принадлежать земли с полезными ископаемыми, лесом и водой, земли промышленного значения.

Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств, за исключением 13—17% земель сельскохозяйственного назначения, на которых были созданы кооперативы. Наличие большого частного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения.

Национализация здесь была проведена ускоренными темпами — в 1945—1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945—1947 гг. основное внимание уделялось индустриализации.

Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под контролем советской военной администрации, поэтому реформирование в эконVмике началось позже. Влияние СССР проявилось в организации народных имений по типу советских хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. Национализированы были все конфискованные ранее предприятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.

Китай был провозглашен народной республикой 1 октября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Страна взяла курс на индустриализацию и социализм.

Таким образом, социально-экономические преобразования в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.



Содержание раздела