Гомеровский период (XI—IX вв.)


Второй этап развития Древней Греции можно подразделить на три периода:

1) гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), или "Темные века", характеризующиеся вновь оживлением родоплеменных отношений;

2) архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), на протяжении которого формировались полисное общество и государство, а также проходила Великая греческая колонизация;

3) классический период V—IV вв. до н. э., характеризующийся расцветом древнегреческой цивилизации, с элементами рыночной экономики и демократического строя.

Греческий полис как суверенное мелкое государство (город-государство) со специфической социально-экономической и политической структурой обеспечивал быстрое развитие производства, имел черты гражданского общества, республиканских политических форм и высочайший уровень духовной культуры.

Основной ячейкой сельскохозяйственного производства в VIII—VI вв. до н. э. были мелкие крестьянские хозяйства и крупные поместья родовой знати, которые обрабатывались обедневшими сородичами, земли им сдавались в аренду. Усиливается разделение на богатых и бедных. Ремесленное производство сосредоточивалось в городах, развивалось даже кораблестроение.

В металлургии уже применяли сыродутный способ получения железа и его закаливания, а также открытые на о. Хиос сварку и пайку. Бронзовые статуи отливали по восковой модели, что применялось затем еще сотни лет и в других странах.

С применением железного топора проводилось успешное корчевание леса и кустарника и расширялись пахотные земли. И в военном деле произошел переворот с использованием оружия из железа, на смену коннице приходит тяжеловооруженная пехота — гоплиты.

Греческие суда пентеконтеры с 50 гребцами и триеры с 180 гребцами развивали скорость до 10 морских миль в час. Греки плавали на них в Сицилию и Причерноморье и ДР. Все это сыграло положительную роль в Великой греческой колонизации.

Экономика греческого полиса отличалась от древневосточных и ахейских своей структурой, большей динамичностью, объемом ремесленных производств, преобладанием частных хозяйств и практически отсутствием государственного вмешательства в хозяйственные отношения.

Полисы сыграли большую роль в колонизации: в выселении греков из городов Эгейского бассейна, т. е. из центра Греции в колонии (с греч. "апойкии"), на побережье Черного и Средиземного морей. Так были образованы сотни колоний с населением около 2 млн человек. Причинами колонизации являлись: нехватка земли в метрополии; потребности в сырье для ремесленного производства и строительном материале для возведения различных зданий, постройке акведуков, мощении дорог; расширении рынков сбыта для товаров из Греции; необходимости в переселении избыточного Uаселения из метрополии на новые земли.

На западном направлении возникли новый полис Сиракузы (733 г. до н. э.), Тарент (706 г. до н. э.) и др. Южную Италию и Сицилию даже стали называть Великой Грецией из-за многочисленных греческих поселений. На юге Франции возникла Массалия (600 г.) — будущий Марсель и др.

На северо-восточном направлении Милент создал до 100 колоний: Византии (667 г.), Синопа (756 г.), Одессос, Ольвия, Пантикапей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Питиунт (Пицунда). В юго-восточном и южном направлении создавались колонии в районах Египта и Ливии.

Колонии превратились в новые земледельческие или торговые центры. Без груза старых родовых традиций они быстрее развивались, экономически крепли. Великая греческая мирная колонизация стала мощным толчком для экономического подъема Греции. Афины в VIII—VII вв. до н. э. постепенно становятся олицетворением полисной Греции, центром Эллады в классический период развития греческой демократии (V—IV вв. до н. э.).

Рождение этого строя проходило путем трансформации родовых учреждений и внутреннего развития. Афинская демократия создавалась на основе сплоченного гражданского коллектива, о чем свидетельствуют многие источники.

Город Афины располагался в центре плодородной долины, удобной не только для земледелия, но и для развития керамического ремесла из-за больших запасов высококачественной глины. Имелась удобная и укрытая от пиратов бухта.



Назван был город в честь его покровительницы — богини Афины, поэтому на горе в центре Афин был построен Парфенон с ее статуей. В город были переселены из других мест несколько знатных родов. Здесь образовались три основных социальных группы: эвпатриды, или родовая знать, земледельцы — геоморы и ремесленники — демиурги.

Племенные вожди уступили место коллегии из девяти человек — архонтов. Совет старейшин превратился в Ареопаг. До VI в. наибольшим влиянием в полисе пользовалась родовая знать — эвпатриды.

Архонт Драконт в 621 г. до н. э. нанес первый сильный удар по сохранившимся еще родовым учреждениям. Он включил в обычное право, действующее с давних времен, новые законы: отменил право кровной мести, взамен которого включил новое судопроизводство с разделением убийств на умышленное и неумышленное; ввел смертную казнь как наказание за посягательство на право частной собственности. До сих пор в литературе его критикуют за проявление жестокости.

Положение основной массы афинян оставалось тяжелым. Недовольное господством родовой знати — эвпатридов, население в Афинах открыто выступило против них в конце VII в. до н. э. Положение осложнилось неудачными военными действиями афинян против соседнего города-полиса Мегары за обладание островом Салами, закрывавшим выход кораблей из афинских гаваней в открытое море. В 594 г. до н. э. архонт Солон, популярный лидер в Афинах, провел реформы, ставшие прологом к победе демократии в" Афинах.

Он провел радикальную реформу "стряхивания бремемени" были сняты с земельных участков должников камни с записями долгов. Теперь законодательно запрещалась долговая кабала. Эти меры подрывали экономическое могущество родовой знати. Одновременно путем ограничения ссудного процента окрепло экономическое положение средних земледельцев.

Граждане, проданные за долги за пределы Аттики, выкупались и возвращались на родину.

Солон понимал и необходимость развития товарно-денежных отношений, утверждения частной собственности. Поэтому он провел в жизнь закон о свободе завещаний. До этого после смерти главы семейства, не оставившего завещания, земля наследовалась родом.

Теперь разрешалось дробить ее на участки и продавать.

Особое внимание было обращено на интенсификацию сельскохозяйственного производства, что содействовало росту избыточного продукта и оживлению торговли. С этой целью были приняты меры для регулирования водоснабжения на территории Аттики, это облегчило выращивание олив, а оливковое масло разрешили вывозить за границу с целью получения прибыли. С тех пор и до настоящего времени Греция успешно экспортирует в разные страны этот продукт.

Высокая доходность оливководства содействовала экономическому подъему страны.

Законодательное поощрение ремесленного производства ускоряло прогресс в области денежного обращения. Среди законов Солона есть такой, об этической стороне которого спорят до сих пор: сын мог отказать в помощи престарелому отцу, если он не обучил его какому-нибудь ремеслу.

Осуществление торговых операций афинянами облегчалось введением новой, более современной системы мер и весов. Эвбейский талант был легче эгинского, бытовавшего до Солона, и таким образом понижался имущественный ценз и расширялся круг полноправных афинских граждан за счет малоимущих слоев.

Солон ввел имущественный ценз для характеристики социальных слоев. Все свободное коренное население Афин было разделено на четыре разряда исходя из величины, земельного дохода. Первый разряд составили граждане, получавшие 500 медимнов в год зерном или жидкими продуктами в виде вина и масла (1 медимн составлял около 52 л жидких или сыпучих продуктов). Этих людей стали называть пентакосиомедимнами (с греч. — пятисотниками).

Ко второму разряду отнесли всадников с доходом в 300 медимнов. Зевгиты относились к третьему разряду с доходом около 200 мер. К низшему разряду относились феты, имевшие доход менее 100 мер.

Граждане второго и третьего разряда были типичными средними земельными собственниками. Пятисотники и всадники в случае необходимости должны были служить в коннице, так как доходы всадников обеспечивали возможность содержания в хозяйстве коня, а доходы зевгитов — упряжку волов, поэтому они относились к тяжеловооруженной пехоте. Наиболее бедные — феты должны были служить в легковооруженной пехоте.

Введение имущественного ценза не только подрывало родовые привилегии знати. Одновременно это содействовало утверждению частной собственности — главной основы развития рыночной экономики.

Как известно, политические свободы в демократическом обществе являются непременным атрибутом рыночной экономики. И древние греки первыми начали прокладывать путь к демократии. . Все экономические законы Солона имели и политический характер. Были среди них и чисто политические, которые значительно приблизили победу в V в. до н. э. строя афинской демократии. Все население страны получило право на участие в народном собрании.

Все они могли участвовать в создаваемом новом судебном органе — суде присяжных. Суд присяжных не ограничивался разбором тяжб по гражданским и уголовным делам, но и осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц.



Содержание раздела