Благоприятные условия для торговли появляются с созданием единого Русского централизованного государства, с формированием единого Всероссийского рынка. Поэтому именно отечественное купечество больше других экономически было заинтересовано в политической свободе русских земель и их объединении. И любыми доступными им средствами они помогали этому процессу.
Но неиспользование активно Днепра для торговли не означает, что она не развивалась в других городах, кроме Новгорода. Примерно через 30—40 лет после разорения Киева купцы начали активизироваться в других местах. Чтобы выжить, русские люди стали больше заниматься охотой и рыболовством, потихоньку возрождалось ремесленное производство, появлялся излишек продуктов и изделий.
В 1284 г. Смоленск заключает торговый договор с Ригой, где основным условием было "не препятствовать взаимной торговле". Подписали его послы от магистра из Риги (которая была основана немцами в 1202 г.), купцы из других германских земель — Брауншвейга и Мюнстера.
Более подробно о структуре ввоза и вывоза товаров можно судить на основании договора "о свободной торговле между двумя городами", заключенного в Полоцке в 1407 г. с Ригой. После Куликовской битвы начался заметный экономический подъем в Московской Руси, русичи предлагали на продажу (вывоз): меха и кожи; щетину и сало; мед и воск. Продавали домашний скот, что свидетельствует об определенном уровне развития скотоводства.
Перепродавали, купив у восточных купцов оружие, шелк, жемчуг.
Немецкие купцы привозили на продажу в Полоцк, где видимо, действовали (как и в Новгороде) сезонные ярмарки, хлеб и соль, сельдь, копченое мясо, медь, олово, серу. Из металлоизделий большим спросом пользовались иголки. Для "белого" и "черного" духовенства очень нужен был пергамент — для написания летописей, церковных книг и перепродажи князьям для составления различного вида грамот.
Большим спросом пользовалось сукно, полотно, пряжа., золото, серебро, сердолик, жемчуг, а также заморские вина и пиво.
Анализ ассортимента ввозимых товаров наводит на ряд размышлений. До пришествия ордынцев Русь сама (в отдельные годы) вывозила хлеб, теперь нужно было поднимать разоренное сельское хозяйство (это удастся сделать лишь к 1450—1550-м гг.). Солью торговали (на мену) еще восточно-славянские племена, видимо, теперь запасы природной поваренной соли уже начали истощаться; можно объяснить покупку соли и прекращением временно, в XII— XIV вв., ее добычи. Полотна тоже изначально производились на Руси в сельской местности кустарным способом. Но с наступлением в Западной Европе "века мануфактур" и с ростом народонаселения на Руси возрос спрос не только на полотно, но и на сукно и пряжу.
До середины XVIII в. будет присутствовать спрос на медь, олово и свинец, потом они станут добываться в петровские времена на отечественных рудниках.
Немецкие купцы в те времена в Псков везли: хлеб, вино, овощи.
В XV в. в Киев зачастили купцы из Польши, Австрии, Византии, Генуи, Венеции. Они стремились восстановить ослабленные в XIII в. экономические связи.
Князья Юго-Западной Руси, развивавшейся в XII— XVI вв. отдельно от остальной Руси, не хотели терять родовые корни, понимали роль торговых отношений с Московией. В 1320 г. Галицко-Волынский князь Андрей Юрьевич звал себя: Dux Ladimiriae et dominus Russiae. Но, возможно, присваивая себе подобный титул, князя Русского, князь Андрей поддерживал мечты Гедиминовичей на подчинение Московии. С этим княжеством торговали поляки и немцы.
Галицкие и Волыно-Подольские купцы торговали также с Молдавией, Бессарабией и Венгрией.
Местом сбора купцов, заинтересованных в черноморской торговле стал Судак (Солдайя) на Крымском полуострове, здесь собирались купцы из Московии и Турции. В Крыму надолго обосновалась часть Золотой Орды — Крымское ханство. Купцы-русичи привозили в Судак дорогие меха и другие товары.
Крымским татарам платили с каждой телеги пошлину: если везли ткани, то две штуки (свертка) с телеги. Восточные "гости" привозили шелковые и бумажные ткани, пряности.
Волжский торговый путь использовался в XIII— XV вв. значительно реже, так как татары захватывали и грабили суда с товарами.
Трудно проходила торговля в Нижнем Новгороде — сюда купцы приплывали на различных судах (паузках, карбасах, лодьях, учанах и стругах) из разных городов Руси и соседних стран. Но в XII — начале XIV в. они часто подвергались грабежу со стороны степняков и ушкуйников из новгородской земли. Лишь с образованием Русского централизованного государства здесь на базе богатого Макарьев-ского монастыря сформировалась Макаръевская ярмарка.
Этой ярмарке, ставшей позднее Нижегородской, суждено было стать важной составной частью рыночной инфраструктуры России.
Москва становится постепенно одним из торговых центров Руси с середины XIV в. С 1355 г. сюда стали приезжать купцы-сурожане (из Судака). Видимо, до Судака дошла молва об экономическом укреплении Московского княжества. В 1389 г. здесь широко известно было подворье армянского купца Авраама.
К концу XIV в. в Москву зачастили купцы из Литвы.
В XIV в. дважды в год проводятся ярмарки в Вильно, куда приезжали и купцы из Московии. В наиболее крупных городах Северо-Восточной Руси, затем в Московии каждое воскресенье проводились торги, т. е. ярмарки местного и регионального значения, ведущие родословную еще от тор-жков IX—Х вв. в Киевской Руси. Таким образом, торжки — торги — ярмарки как составная часть рыночной инфраструктуры, зародившись в IX—Х вв., активно развиваются в XIV в. Право беспошлинной торговли получают монастыри, в первую очередь Троице-Сергиева лавра.
Экономически сильными были монастыри Константиновский и Макарьевский.
Тесно были взаимосвязаны ремесло и торговля. С конца XIV в. на Руси растет каменное строительство церквей, монастырей, городских, кремлевского типа, укреплений. Иконописцы Даниил Черный, Феофан Грек, Андрей Рублев принимают непосредственное участие в создании шедевров мировой архитектуры и искусства, расписывая церкви Рождества Богородицы в Москве, Богородицы Владимирской, Московского Андроникова монастыря и т. д. Для строительства и украшения этих и многих других церковных сооружений требовались разнообразные материалы, поставку которых организовывали купцы — они закупали олово и медь, золото и серебро, драгоценные камни и жемчуг.
Много меди требовалось для литья колоколов, а для написания икон — множество разнообразных красок и дерево разных пород, драгоценные камни для украшения окладов.
Но в особенно больших объемах требовались строительные материалы, в доставке которых тоже принимало участие купечество. Строительный "бум", начавшийся на Руси в преддверии и после Куликовской битвы, означал не только духовный, но и материальный подъем. Возведение христианских святынь способствовало сплочению народа, выработке единой идеологии, единой национальной идеи.
Русское купечество не только торговлей и доставкой различных товаров помогало в развитии этих процессов. Купцы вкладывали большие деньги в создание русской государственности, ссужая в долг или отдавая безвозмездно огромные суммы Великим князьям, царям, позднее императорам Российской империи. Купечество впереди всех сословий шло в первоначальном накоплении капиталов для развития рыночной экономики.
Многие купцы стали в XVII—XVIII вв. предпринимателями: мануфактурщиками и заводчиками.
Они помогали и Русской Православной Церкви, делая громадные пожертвования, выступая в роли благотворителей.
Итак, с превращением в товар результатов человеческого труда и появлением денег торговля становится отличительной чертой генезиса товарно-денежных отношений.
Функции торговли, исходя из особенностей экономической истории Руси — России, наиболее ярко проявились начиная с XV в. Но уже с самого зарождения российской цивилизации и оформления государственности торговля стала связующим звеном: между развивающимся сельским хозяйством и промышленностью на ее первом этапе — ремесленном производстве; между городом и деревней; между отдельными регионами внутри страны, в течение первых нескольких веков это означало связь между северными и южными областями; между Русью и другими странами.
До XV—XVI вв. основными торговыми путями были:
водный путь из "варяг в греки"; сухопутный путь в Северную Европу из Новгорода, Пскова, Полоцка и далее морем через Балтийское море; торговля с помощью торговых городов в Крыму с западными и восточными соседями; очень опасный Волжский путь — через Итиль — по Каспийскому морю в арабские страны; менее известным было пятое, сухопутное, направление торговли из Киева в Чехию, Польшу, Западную Германию.
С помощью этих путей реализовались возможности для внешней торговли и приобретения недостающих товаров.
К концу XIV — в XV в. с углублением специализации ремесел растут и рыночные связи внутри Московского государства. Крестьянам и ремесленникам, промысловикам, крупным земельным собственникам с их разветвленным вотчинным хозяйством, а также монастырским вотчинам было чем обменяться друг с другом и приобрести различную продукцию. Формами внутренней торговли все отчетливее выступали: