Одним из показателей интенсификации производства в любой стране является снижение доли сырья в экспорте и рост его в импорте. По данным В. С. Смирнова, в США доля сырья во всем экспорте (промышленного и продовольственного) сократилась с 68 до 38% с 1870 по 1913 г., а импорт сырья вырос соответственно с 25 до 47%.
В России даже в период промышленного подъема 1909— 1913 гг. основную часть экспорта составляло продовольственное сырье, страна стала главным в мире экспортером зерна.
Положительным было то, что через экспорт зерна повышалась обеспеченность сельского хозяйства техникой и налаживался прокат этой техники непосредственно в производстве.
Как показывает мировая практика, в том числе опыт США, в период интенсивного экономического роста стран их правительства шли сознательно на дефицит внешнеторгового оборота, дефицит бюджета и наращивания государственного долга. К примеру, в США с 1858 по 1907 г. доходы государственного бюджета выросли в 14,5 раз, а государственный долг за это время увеличился в 25 раз. Министры финансов Российской империи в последней трети XIX в., в том числе Н. X. Бунге, допускали дефицит госбюджета, чтобы ускорить железнодорожное строительство. Один из крупнейших экономистов мира А. Маршалл (1842— 1924) отмечал применительно к XIX в.: "...Главным экономическим событием нашего века является развитие не обрабатывающих, а транспортных отраслей... именно они внесли... наибольший вклад в увеличение богатства Англии".
Это замечание А. Маршалла можно отнести к США, Англии, Германии и России того времени. Оно подчеркивает роль промышленной инфраструктуры в становлении рыночной экономики разных стран, в том числе России.
Исходя из реалий хозяйственной жизни России в конце XIX — начале XX в., отмечаем, что промышленная инфраструктура XIX в. сильно отличалась от ее картины через столетие — в конце XX — начале XXI в. Не использовались еще авиалинии для транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Слабо была развита телефонная сеть и отсутствовала радиофикация и т. д. Но обширные научные изыскания в этой области создавали базу для широкого развития сетей коммуникаций, связи, коммунального хозяйства в последующие годы XX в.
Трудности экономического развития России были трудностями роста. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства за 5 лет с 1909 по 1913 г. составили 6,5%, за четыре предвоенных 1910—1913 гг. — 7,9%, всего от начала XX в. до Первой мировой войны, т. е. за 1901— 1913 гг., — 3,2%. Изменение темпов роста объясняется отрицательным виянием на состояние экономики событий русско-японской войны 1904—1905 гг. и революции 1905— 1907 гг.
Накануне 1914 г. производство в легкой и пищевой промышленности возросло на 32%, а в тяжелой — на 69% (в текущих ценах). Таким образом, прирост в тяжелой промышленности — группе "А" вдвое превышал прирост в легкой и пищевой промышленности — группе "Б".
Наибольшая динамичность в развитии наблюдалась в цветной металлургии по сравнению с черной (становление которой произошло еще при Петре I); в лесообрабатывающей отрасли по сравнению с лесозаготовительной; электротехнической по сравнению со всей машиностроительной, в этих отраслях выше была и производительность труда.
Значительно выросла доля России в мировом промышленном производстве — накануне Первой мировой войны она занимала пятое место в мире после США, Германии, Англии, Франции.
Макроэкономический анализ российской экономики за 1900—1913 гг. позволяет выявить пропорции экономического роста: 1) проявился значительный разрыв в темпах роста между промышленностью и сельским хозяйством; 2) почти совпадали темпы роста промышленности и транспорта; 3) умеренный рост наблюдался в сфере торговли, которая не была сдерживающим фактором экономического развития; 4) темпы роста строительства опережали подобный показатель в экономике.
Отставание России, в том числе по формированию промышленной и рыночной инфраструктуры и ряда отраслей промышленности (станкостроение), носило временный, а не стратегический характер1. В начале XX века Россия вышла на прямую траекторию общецивилизационного, естественного пути развития.
Об этом также свидетельствуют общедемократические процессы в стране, получившие ускорение: в ходе либеральных реформ 1860—1870-х гг.; реформаторской деятельности многих министров финансов XIX в. и П. А. Столыпина; функционировании Государственной Думы четырех созывов (начиная с 1906 г.).
Правовой статус граждан страны определился Крестьянской реформой 1861 г., судебными и другими либеральными реформами. Личную свободу получили крестьяне, т. е. абсолютное большинство населения страны; появился институт адвокатуры; суд присяжных. Образовалось в начале XX в. значительное количество общественно-политических партий и движений.
Окрепла экономика страны, возрос международный авторитет России. Но надвигалась Первая мировая война и последовавшие за ней социальные потрясения.
12.4. Биржи, фондовый рынок, реклама
ярмарки как элементы рыночной
инфраструктуры России (1861—1917 гг.)
В России, как и в других странах, огромную роль в становлении рыночной экономики сыграло развитие рыночной инфраструктуры.
Инфраструктура в условиях рыночной экономики — это система учреждений и организаций, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг на рынке.
Важным составляющим ее элементом являются учреждения денежно-кредитной системы: банки, а также учреждения малого кредита: дома частного банкирского промысла, сберегательные кассы, земские кассы, городские банки1. Вплоть до конца XIX в. в стране существовали даже как пережиток Средневековья меняльные лавки. К рыночной инфраструктуре относятся также биржи и сопутствующие им организации типа биржевых комитетов,,маклерских контор. Развивались ярмарки разных типов, рекламные агентства и т. д.
Если первая биржа в Западной Европе открылась в 1500 г. в г. Брюгге (Бельгия), то в России их зарождением считается 1703 г.
Однако купеческие собрания, носившие биржевой характер, проходили в стране еще в XVII в. в Великом Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде.
Петром I была организована по типу Амстердамской первая биржа в России, но она не стала регулярной. Лишь в 1705 г. для биржевых сделок было построено особое здание перед Новыми купеческими рядами и определен регламент работы — отведено время для купеческих собраний. 16 января 1721 г. Петр I подписал Регламент Главного магистрата, где предписывалась организация бирж и в ряде других городов империи. В 17 9 6 г., уже при Екатерине II, возникает вторая биржа в Одессе, а в 1816 г. третья — в Варшаве, в правление Александра I.
Биржи — это регулярно происходящие в определенном месте и в определенное время собрания людей с целью заключения торговых сделок.
На биржах, в отличие от ранее существовавших ярмарок, торговля проводится заменяемыми ценностями, и плата за них не предъявляется на самой бирже.
Таким образом, на биржах торгуют физически не присутствующим товаром. Благодаря этим особенностям биржа стала "величайшим рынком". И дело не только в том, что биржа, как лакмусовая бумага, отражает положение дел в экономике страны.
Благодаря торговле заменяемыми ценностями, старое и предложение всей страны проявляются (условно, в лице продавцов и покупателей) на малом локализованном пространстве, здесь заключаются в короткое время тысячи сделок.
Уже в XIX в. в мире выявилось два типа товарных бирж: 1) биржи публично-правового характера находились под наблюдением государства и организация их осуществлялась на основе закона о биржах. Это биржи Франции, Бельгии, Голландии; 2) биржи частноправового характера создавались в Англии и США по операциям с зерном, хлопком, каучуком. На них допускался узко ограниченный круг лиц, входящих в биржевую корпорацию.
Основная конструкция бирж тоже сложилась в XIX в.: наличие на них субъектов биржевого оборота; наличие маклеров; свершение биржевых сделок; осуществление биржевых спекуляций.
Итак, первыми биржами, в том числе в России, были товарные, они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам — через биржевых посредников (маклеров). То, что даже при жизни Петра I единственная биржа в Санкт-Петербурге не функционировала постоянно, объясняется во многом отсутствием до эпохи Екатерины II бумажных денег и ценных бумаг.
Биржевая торговля оживляется с начала 1820-х гг., когда в обращение поступают облигации Государственных займов и акций. Одновременно расширяется сеть бирж: в 1837— 1839 гг. организуется биржа в Москве, 1842 г. — в Рыбинске, 1848 г. — в Нижнем Новгороде. Их организации способствует отмена крепостного права, развитие хлебной торговли; интенсивная прокладка железных дорог и появление широкой сети коммерческих банков.
К 1914 г. действовало 115 бирж.
Отличие российских бирж от западных заключалось в низком уровне биржевой техники, сдерживающей массовое заключение сделок на определенный срок; в недостаточной корпоративной организованности купечества. Биржи брали на себя функции торговых палат, из-за отсутствия последних в стране. Проявлялось негативное отношение к бирже со стороны населения: "порядочному человеку на бирже делать нечего", считали обыватели