Аренда земли, как правило, была краткосрочной, на один—два года. Арендаторы платили треть, иногда половину Урожая за землю. Сад сдавался в аренду за 2/3 урожая.
Распространенным был также наем помещения, домашних животных, судов. Данные примеры свидетельствуют: денег и денежной системы в Вавилонии еще не было, а товарно-денежные отношения активно развивались! Использовались в торговых операциях и сделки с недвижимостью, эквиваленты денег и сикль как первая весовая мера серебра.
О развитии товарно-денежных отношений, тенденциях зарождения рыночного хозяйства свидетельствуют и такие факты. Оплата труда ремесленников проходила по тарифам, и мастера несли особую ответственность за качество изделий. Торговые операции внутри страны и за ее пределами свидетельствовали о некотором росте товарного хозяйства, которое в целом оставалось натуральным.
В Вавилонию ввозили строительный лес и камень, предметы роскоши, а вывозили продукты сельского хозяйства и некоторые ремесленные изделия.
Многочисленные статьи законов Хаммурапи подтверждают наличие частной собственности в Вавилонии II тыс. до н. э., но это понятие не отделялось от определения личной собственности, т. е. собственность на недвижимость — суда, дома и др. отождествлялась с собственностью на предметы быта, одежду и проч. А собственность на землю как главное средство производства оставалась в руках повелителя страны и представителей властных структур. Историческое значение законов Хаммурапи заключается в признании института частной собственности в Месопотамии II тыс. до н. э.
Безусловным является и тот факт, что Хаммурапи и его администрация стремились ограничить собственников в их деяниях. Так поступали и правители Древнего Шумера, Ассирии, а также Египта, Индии и Китая. Централизованная администрация ограничивала частное предпринимательство, не давала ему развиваться и изменить социальную структуру общества. Запрещалось продажа наделов земли, пожалованных царем.
С этих позиций строго рассматривались условия аренды и залога имущества. Ограничивались проявления кредита и ростовщичества. Долговой процент 'не должен был превышать 20—30%.
Анализ Законов царя Хаммурапи и их оценка специалистами позволяют заключить: деспотии Месопотамии допускали существование на вторых ролях в стране частнособственнических отношений, но жестко ограничивали их.
Такая политика была направлена на закрепление роли государства в экономике, формирование традиционных устоев восточного общества и его социальной стабильности.
Законы Хаммурапи позволяют понять и социальную структуру Вавилонии. Основные социальные группы населения составляли: авилумы — полноправные вавилоняне; мушкенумы — ограниченные в правах жители; рабы — с правом на семью и хозяйство. Предоставление рабам права на ведение хозяйства в рамках семьи свидетельствует о том, что Вавилония в своей основе не была государством классического рабовладения.
Основными производителями материальных благ оставались свободные люди: земледельцы-общинники и ремесленники.
Как государство Вавилония прекратила существовать в 539 г. до н. э. с завоеванием Междуречья персами.
Шумеры и вавилоняне первыми шли по пути становления государственности и зарождения рыночных отношений. Их вариант государственности, форм хозяйства и форм собственности стал с вариациями эталоном для других стран и народов Востока. Их общекультурным вкладом в мировую цивилизацию можно считать: иероглифическое письмо (клинопись); календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; первые географические карты; культура архивного дела; развитие мифологии и искусства.
Экономические основы государств Месопотамии были заложены на базе достижений аграрной неолитической революции. Социально-политические и социокультурные особенности были тесно связаны с появлением письменности и государственности как обязательными атрибутами любой цивилизации. Зарождающаяся государственность легитимировалась с помощью Сводов законов, в которых закреплялись среди прочего и разные формы собственности.
Но историческое время для складывания рыночной экономики еще не наступило. Несмотря на активизацию товарно-денежных отношений хозяйство оставалось натуральным, техника была развита слабо, источником энергии служила мускульная сила человека и животных.
1.2. Египет
Египетская модель развития хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской.
Бесспорным является многократно высказанный в литературе тезис о цикличности развития всех восточных цивилизаций. Для Древнего Египта, как и Вавилонии, цикличность развития определилась сменой историко-хроно-логических периодов: Древнее царство (IV тыс. до н. э. — III в. до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.);
Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.) и Позднее царство (XI—IV вв. до н. э.).
Египет — дар Нила, так называл его Геродот. Успешное ведение сельского хозяйства в долине Нила было немыслимо без разветвленной сети каналов, дамб, плотин. Но нужно учитывать и своеобразие географической замкнутости страны в отличие от перекрестка мира, на котором находились государства Месопотамии, открытые для нашествий и чужеземных влияний, а также для активной торговли.
Своеобразие географического положения Древнего Египта способствовало формированию особого менталитета египтян, их характера, особого быта и системы хозяйства.
По свидетельству археологов, древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли на рубеже VI и V тыс. до н. э., на основе аграрной неолитической революции. Уже в IV тыс. до н. э. здесь появляются ирригационные сооружения; глинобитные строения; строительство из сырцового кирпича. В земледелии использовались мотыга, серп, плуг с кремневыми резцами, которые позднее заменяются на металлические. Выращиваются ячмень, овощи, лен.
Недостаток земель для выпаса скота не содействовал его количественному росту; рано началось выведение породного скота. Применялось его стойловое содержание.
Уже в период Древнего царства в стране выплавлялся свинец в районе Ассуана и на берегу Красного моря, а также медь на Синайском полуострове. Ремесло наибольшее развитие получило в эпоху Нового царства: ткачество, гончарное и камнерезное ремесло, ювелирное дело. Совершенствуется начатое еще в III тыс. до н. э. изготовление папирусов.
Как писчий материал папирус использовался вплоть до эпохи Средневековья.
Благодаря сооружению пирамид и сложной ирригационной системы общественные работы в Древнем Египте играли более значительную роль, чем в государствах Месопотамии. И, по свидетельству множества источников, в работах этих участвовали не рабы (!), а свободные общинники. Это подтверждает патриархальный характер рабства в стране.
К III тыс. до н. э. в Египте господствовали тоталитарная государственность и всеобщая вовлеченность населения в систему государственного хозяйства. Таким образом, исходя из социально-экономического и политического строя Древнего Египта можно сказать, что это была одна из первых командно-административных систем.
Об этой и иных особенностях социально-экономического строя Древнего Египта свидетельствуют древние папирусы. Благодаря им современный исследователь может ознакомиться с памятниками экономической мысли Древнего Египта. Среди них наиболее известны: "Поучение Геракле-опольского царя своему сыну" (XXII в. до н. э.) и "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н. э.). Необходимость эффективного функционирования аппарата управления подчеркивалась в "Поучении". Аппарат состоял из чиновников различного ранга.
Автор рекомендовал проявлять заботу о чиновниках, при поощрении их за верную службу руководствоваться деловыми качествами, а не происхождением.
Ипусер предположительно принадлежал к господствующему классу. Он призывал вернуться к деспотически-бюрократическому регулированию хозяйственных отношений. Рекомендации Ипусера свидетельствуют о роли трудовых повинностей египтян в строительстве пирамид и возведении ирригационных сооружений. Он также ратовал за усиление армии.
Косвенно в данном "Речении" подтверждается, что в стране на грани Среднего и Нового царства развивались товарно-денежные отношения в лице торговцев и ростовщиков.
Именно в Египте, в период Среднего царства, появляются люди, связанные с рынком (неджес). Но денег как общего эквивалента еще не было. Чаще, чем медь, серебро или золото, мерилом ценности выступало зерно.
Расцветом Египта явилось Новое царство при Тутмосе I и Тутмосе II, царице Хатшепсут. Велось грандиозное храмовое строительство, проходило территориальное расширение страны. Крепли международные связи. Новые плодородные земли раздавались в виде условных наделов воинам и чиновникам. Эти наделы, активно включались в систему рыночных связей путем аренды, продажи зерна и проч.
Серебро пришло на смену зерну в качестве мерила рыночных ценностей. Несмотря на возросший приток рабов из пленных, они по-прежнему оставались дорогими. Рабыня приравнивалась к стоимости 4—5 коров.
В источнике описан случай, когда девочка-рабыня была продана за 373 г серебра, или 25 т зерна.
При Эхнатоне храмы все больше превращались в своеобразные базы государственного сектора экономики, это говорит об усилении слияния царских и храмовых земель. В I тыс. до н. э. Египет, несмотря на некоторый экономический упадок, оставался богатейшей страной мира, по крайней мере, по производству пшеницы.