Особенности Экономического развития цивилизации России (IX—XX вв.)


III. Особенности Экономического развития цивилизации России (IX—XX вв.)


Глава 8. Генезис феодализма.

Отмена крепостного права


8.1. Зарождение

Российской цивилизации


Россия по праву является одной из ведущих цивилизаций мира. Уже в XIX в. она по территории уступала лишь Британской колониальной империи, а с крушением колониализма в середине XX в. стала крупнейшей по площади страной. И ныне, несмотря на распад СССР, она занимает одну восьмую суши планеты.

Огромное экономическое пространство заключает множество возможностей для развития национальной экономики. Однако на таком обширном экономическом поле, как показала практика хозяйственного строительства с 1917 г. по настоящее время, невозможно успешно проводить крупномасштабные социально-экономические эксперименты. Необходима научно обоснованная, стратегически направленная концепция развития с учетом специфики России, особенностей ее исторического и хозяйственного развития, менталитета народа, национальной идеи.

В начале 1990-х гг. численность населения страны. уменьшилась вдвое, и сейчас она составляет около 150 млн человек.

Кроме территориальных и демографических факторов, огромные возможности экономического прогресса России определяются и внушительными запасами полезных ископаемых.

Особая роль России в мирохозяйственных связях издавна объяснялась ее географическим положением между Европой и Азией. Находившаяся с давних времен на периферии Европы и у ворот Азии, а затем расположившаяся на этих двух континентах, Россия не только развивала хозяйственные связи с двумя сторонами света, но и тратила колоссальные силы для защиты своих границ. Став на несколько веков связующим звеном между Востоком и Западом, Русь одновременно превратилась в форпост Европы, оберегая ее от пришельцев из Великой степи.

Бесчисленные грабежи и разорения, причиняемые кочевниками, увод и полон тысяч и тысяч русичей тяжелым бременем ложились на страну, сдерживая ее хозяйственное развитие. Фактически татаро-монгольское иго продолжалось до 1480 г., до знаменитого "стояния" московских и татаро-монгольских войск на реке Угре. В этом одна из важнейших особенностей хозяйственной жизни Древнерусского государства, Московской Руси и Русского централизованного государства.

Русичи ценой своих жизней спасли европейцев от орд Чингисхана и многочисленных Чингизидов. Было разрушено цветущее до того времени Древнерусское государство и два ее стольных града — Киев и Владимир-на-Клязьме. Сыны России во главе с молодым Петром I остановили победное шествие по Европе в начале XVIII в. талантливого полководца Карла XII.

Через 100 лет такая участь постигла и выдающегося завоевателя Наполеона Бонапарта. "Прорубив" окно в Европу, мы, еще недавно бывшие "незваными гостями", защищали и Европу, и себя от европейских полководцев и их победоносных, до появления на российских просторах, армий. Трудно переоценить исторический вклад России в победу над "коричневой чумой" XX в. — фашистской Германией.

Итак, особенности хозяйственного развития России, ее историческая судьба определились во многом территорией и географическим положением, трудовыми и сырьевыми ресурсами.

Важным фактором является и менталитет народа, проявление исконных качеств национального характера: свободолюбия и патриотизма, добродушия, трудолюбия, широты взглядов, высокой духовности, чувства коллективизма и взаимопомощи, в том числе другим народам.

Еще П. Я. Чаадаев (XIX в.) в "Философических письмах" писал: "Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны бы были сочетать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара".

Более полутора столетий в нашей стране не затухают споры между носителями славянской идеи и "западниками". Нам представляется, что истина находится посередине. Россия — самобытная цивилизация. И не нужно "двигать" ее к Востоку или Западу.

В любом случае она всегда останется на своем месте, взяв на вооружение все лучшее в развитии восточных и западных стран и использовав накопленный многовековой социально-экономический опыт для движения вперед.



Дискуссия профессионалов о происхождении русского народа и русского государства ведется в нашей стране примерно 250 лет, со времени основания Российской Академии Наук (1725 г.) и Московского Университета (1755 г.). Сторонники широко известной гипотезы, с солидной историографией проблемы, ведут нашу родословную с тех времен, когда 2,5 тыс. лет назад впервые в источниках стран эпохи Древнего мира появляются сведения о предках славян — праславянах. Считается, что в середине I тыс. до н. э. этнос праславян отделился от балтов и со временем стал называться славянами1.

Долгое время в литературе их подразделяли на венедов (западных славян) и антов (восточных славян). В последние годы все чаще пишут, что разделение славян на западных и восточных является чисто условным, в источниках не находят сведений о племенных образованиях венедов. Но установленным считается факт проживания в VI в. н. э. в лесистой части Восточной Европы славян, которых называли антами (восточными).

Антский союз племен в VI— VII вв. был значительным по ареалу расселения, но аморфным по структуре. По времени это был последний в мировой истории период "великого переселения" народов.

Перемещаясь в пространстве, Антский союз племен соприкасался с Булгарским союзом на Северном Кавказе, Хазарским и Тюркским каганатами. Но неизвестно, входили ли в это образование славянские племена, расселившиеся на территории будущей Руси. Нет четкого представления о векторе их передвижений вплоть до IX в.

В "Повести временных лет" (ПВЛ) перечисляются восточнославянские племена, осевшие в районе Днепра: поляне, древляне, дреговичи, полочане (Полотой назывался приток Двины), северяне (в районе Десны, Сейма, Сулы). Около озера Ильменское располагались славяне (словены) ильменские. Далее называются кривичи, жившие в верховьях Волги, Двины и Днепра и основавшие город Смоленск. Северяне тоже находились близко. В районе Буга проживали бужане, которые, по свидетельству ПВЛ, позднее стали называться волынянами (видимо, после закладки городка Волынь).

Тут же указывается, что "уличи" и "тиверцы" сидели по Днестру и возле Дуная, греки их называли "Великая Скифь". Позднейшими исследователями не было подтверждено наличие племен тиверцев и уличей в ареале расселения восточных славян, поэтому, видимо, их не стоит включать в перечисление людских общностей, образовавших в IX—XI вв. древнерусскую народность. Безусловным является включение в их число: полян, северян, радимичей, вятичей, кривичей, древлян, дреговичей, волынян, словен ильменских.

Известно, что "дреговичи" переводится как "болотные люди", племя это явилось основой для формирования позднее белорусской народности. Бесспорно, что Киев — будущая столица Древнерусского государства — возник в местах расселения племени полян, ставших затем основой для зарождения украинской народности. С учетом сведений ПВЛ и по мнению многих исследователей, особенно прошлых времен, сценарий исторического действия был таким: осели перечисленные племена на реке Днепр, где уже был город Киев, и призвали варягов (норманнов) управлять ими. Появились из Скандинавии представители племени "русь", подчинили местные союзы племен и создали государство.

В общем, ничего унизительного для русичей в этом акте не было — норманны в те времена прошли "с мечом" по всей Европе, приглашение дружинников тоже практиковалось во многих местах с целью охраны территорий. Но настораживает такой факт: Норвегия и Швеция оформились как самостоятельные государства позже во времени, чем Древнерусское, и опыта становления государственности у пришельцев не было.

Более убедительной представляется вторая версия, которая рассматривается в многочисленных публикациях последних лет. Внимательнейшим образом изучаются места расселения славян на севере европейской части России, в районе Приладожья и частично Карелии. По мнению русских и скандинавских исследователей (археологов, лингвистов, специалистов по топонимике)1, к юго-востоку от Ладожского озера, в низовьях Волхова, бассейнах Ильменского и Чудского озер в VIII в. н. э. возникло протогосударство Северная Русь с центром в Старой Ладоге.

Племена ильменских словен, псковских и смоленских кривичей, приладожской чуди и мери перед этим объединились в Северный Союз племен или Северную конфедерацию племен (оба названия условны).

Таким образом, закладывалась основа для образования в будущем многонационального Русского государства. Если восточные славяне относились к индоевропейской языковой группе народов, то местные племена Приладожья, в районе Волхова, в верховьях Волги, принадлежали к финно-угорской языковой группе. Из них позднее сформировались народности: марийцы, мордва, коми-пермяки, удмурты, карелы. Нет сведений о вхождении тюркских племенных образований в Древнерусское государство, но отдельные их представители там проживали. Сюда также переместились небольшие группы скандинавов-норманнов (предположительно племя "Русь") и варягов (купцов).

Намерения их были скорее мирными, чем враждебными. Торговали, оседали на просторах Русского Севера, ассимилировались, затем в IX в. вместе с русичами двинулись в более теплые места — в Верхнее Поволжье, оттуда — к Киеву, где и произошло образование Древнерусского государства. Подобные передвижения подтверждаются учеными.

Такова, кратко, схема появления протогосударства Северная Русь в VIII в. и Древнерусского государства в IX в. Норвежский археолог А. Сталъсберг на материалах VIII— IX вв. доказывает, что эти группы населения — славянские племена, ассимилировавшие финно-угорские племена, а также пришельцы из Скандинавии — находились в отношениях стабильности и порядка. Раскопки некоторых могильников в районе Старой Ладоги и Карелии свидетельствуют, что захоронения в отдельных местах проходили по обычаям скандинавских племен. А в топонимике названий различных местностей, рек и озер, в обиходной речи современных жителей явственно проступают черты славянской культуры.



Содержание раздела