Зарождение и развитие мировой экономики


II. Зарождение и развитие мировой экономики


Глава 1. Хозяйственные отношения

в древнейших очагах цивилизации

(IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)



1.1. Месопотамия


Человечество ведет свою родословную из глубины веков Древнего мира. Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути, итогом было формирование у народов неограниченной единоличной власти в централизованно управляемом государстве. Такую форму правления обычно называют древневосточной деспотией ("деспотия" — от древнегреч. despoteia, что означает "неограниченная власть").

Начнем изучение фундамента мировой цивилизации, заложенного в эпоху Древнего мира, с характеристики первых основных ее очагов: Месопотамии (Двуречье или Междуречье); Египта, Индии и Китая.

Самым первым во времени (начало IV тыс. до н. э.) очагом цивилизации считается Месопотамия (Ближний Восток). Именно здесь еще в VIII—VI тыс. до н. э. возникает протогосударство Древний Шумер, плавно перерастающее (IV тыс. до н. э.) в государство. Считается, что шумеры первыми изобрели клинопись, на основе которой в определенной степени пошло развитие письменности. Археологи в XIX в. обнаружили и расшифровали 100 тыс. глиняных таблиц, на которых клинописью были отражены многие сведения об их хозяйственной жизни, быте и культуре.

Это еще не своды законов, но их можно отнести к числу первейших регламентов хозяйственной и общественной жизни.

Месопотамию, Египет, Индию и Китай ученые относят к так называемым речным цивилизациям. Успех в земледелии в этих странах во многом зависел от гидрорежима великих рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Ян-Цзы. Во время разливов реки оставляли на полях массу ила, что позволяло снимать несколько урожаев в год.

И главным условием производства сельскохозяйственных культур и самого существования людей было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов, чтобы вовремя обводнялась плодородная почва приречных низменностей.

Отсутствие механизации предопределило огромное значение коллективного труда людей, которые могли справиться с весьма трудоемким ирригационным строительством. Ирригационная экономика явила собой ранний пример командно-распорядительной системы. Для поддержания в нормальном состоянии гидромелиоративной сети вдоль великих рек необходимо было в каждой стране иметь большой штат надсмотрщиков, учетчиков и управляющих, находящихся на государственной службе. Это определяло и роль государства в хозяйственных отношениях.

Возвышалось значение государственной (царско-храмовой, или уже царской) формы собственности.

Бухгалтерский учет и использование в хозяйстве статистико-экономической отчетности ведут свою родословную со времен Древнего Шумера. Там в рамках государственного хозяйства проводились обмеры обрабатываемых полей;

был составлен впервые в истории Земельный кадастр, в котором содержался не только перечень полей, но указывалось качество обрабатываемых земель; оценивалась рабочая сила с указанием ее полной и неполной занятости;

исчислялся в человеко-днях объем выполняемых работ;

проводился ежегодный и ежемесячный учет материальных ценностей, хранящихся на государственных складах.

В Месопотамии люди занимались не только сельским хозяйством, но и ремеслом, используя разнообразные полезные ископаемые. Все в больших количествах появлялся избыток продуктов и ремесленных изделий, что создавало основу для торговли. На протяжении многих веков она носила меновой характер.

Благодаря развитию земледелия и скотоводства, ремесла и торговли закладывались основы для генезиса товарно-денежных отношений, без которых позднее не могли развиваться рыночные отношения.

В период Древнего Шумера (IV тыс. до н. э.) социальная дифференциация внутри общин привела к подразделению ее земель на две части. Продавалась и покупалась та ее часть, которая хотя и находилась в собственности территориальных общин, но была передана внутри них в индивидуальное владение большим семьям. Появилась частная собственность на землю.

Другая часть составляла фонд храмовой земли и делилась на три категории: земля собственно храмовая; земля, которая раздавалась храмовому персоналу без права наследования за выполнение определенных обязанностей в храмовом хозяйстве; земля, сдаваемая в аренду с уплатой за это доли урожая, — зарождение арендных отношений, прообраза фермерских, т. е. рыночных отношений в сельском хозяйстве. Существовало в Древнем Шумере и царское землевладение.



Жреческая администрация, занимаясь во многом и хозяйственными делами, приобретала черты бюрократического аппарата и постепенно вместе с царской семьей образовала основной субъект системы "власть—собственность"1. Свободные общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту — налог. Они участвовали в общественных работах на строительстве храмов, дворцов, дорог, плотин, каналов и дамб, получая питание и орудия труда из храмовых амбаров и складов.

Так на практике создавалась ирригационная система как основа земледелия, возникали коммуникации для общения и торговли, строились поселки городского типа, закладывались основы для будущей урбанизации.

С объединением в начале второй половины III тыс. до н. э. Шумера и Аккада появилось крупное централизованное государство.

Государственная система функционировала не только за счет ренты — налога с общинников и дани с покоренных соседних народов, но и разнообразных повинностей населения (строительство различных объектов).

Параллельно с усилением государственного сектора в экономике проходил процесс приватизации, т. е. образование частной собственности: за счет выделения из общины; участия в войнах; покупки и приобретения земли и иных видов недвижимости. Основными производителями оставались мелкие землевладельцы, а рабство носило патриархальный характер, рабов использовали больше в домашнем хозяйстве. Иными словами, в Месопотамии рабство существовало в виде социально-экономического уклада.

К концу III тыс. до н. э. в Шумеро-Аккадском царстве наблюдается активизация товарно-денежных отношений, проводится унификация мер и весов. При расчете с арендаторами и в торговых операциях возникла необходимость в использовании определенной весовой меры серебра. В Древней Месопотамии в качестве всеобщего эквивалента стоимости вначале был скот, позднее, в лесистой местности Европы — шкурки ценных пород лесных зверьков, затем наступает эра использования слитков серебра или золота — государство со временем стало ставить клеймо на этих слитках, наконец, появляется весовая мера серебра (сиклъ), а в середине I тыс. до н. э. — деньги.

Сикль превратился в единицу денежного измерения. В рыночные отношения все больше втягивались ремесленники и члены крестьянских общин. Основным продолжает оставаться натуральное хозяйство, но признаки его товарности проявляются в усилении слоя ростовщиков, проводящих кредитные операции.

Встречалась зависимость и в виде долгового рабства, что свидетельствовало о разорении общинников, усилении процессов социальной дифференциации внутри общин. Многие работники в царском хозяйстве трудились отныне за паек, без права на земельный надел.

Централизованная администрация Шумеро-Аккадского, а позднее Старовавилонского царств, стремясь не допустить разорения государства, объективно вынуждена была развивать право в виде различных законов и установлении, касавшихся цены наемного труда, размера ростовщического процента, условий содержания в хозяйстве раба. Главной целью правовых норм было поддержание социальной стабильности в обществе, что отныне и вплоть до Нового времени станет главной прерогативой деятельности правителей стран Восточной цивилзации.

В истории Древнего мира к самым интересным относится Кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи.

С точки зарождения рыночной экономики, большой интерес представляет восьмой раздел законов, в котором содержатся "Правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях". Безусловно, интересен и раздел 2 (ст. 6—25)1 "Правило охраны собственности царя, храмов, общин"; раздел 3 (ст. 26—41) "Об охране имуществ, полученных от царя за службу"; раздел 4 (ст.

42—71) и раздел 5 (ст. 78—126) "Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних". 1 (ст.

1—5) заключал общие правила об отправлении правосудия.

Вавилония времен Хаммурапи предстает первым развитым государством в Западной Азии (территория современного Ирака). Клановые и родственные связи здесь заменялись административно-территориальными. Все занятые в системе администрации и управления назывались царскими людьми: воины, ремесленники, дворцовые слуги.

Им противостояло остальное население в виде земледельцев-общинников. Администрация внедряла практику раздачи 30— 40% пашни из состава царско-храмовых земель в виде должностных наделов царским людям первой категории. Практика эта отдаленно напоминает зародившуюся много веков спустя систему феодализма в Европе с заметным отличием: к царским людям первой категории относились и специалисты из сферы управления и обслуживания.

Эти люди должны были служить системе "власть — собственность". Одновременно они имели право дробить свои наделы и отдавать отдельными участками в аренду царским людям второй категории. К ним относились иноплеменники или потомки разорившихся общинников.

Они выступали не только в роли арендаторов, но и получали наделы из царско-храмовых земель, строго без права их продажи.



Содержание раздела